ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №14. Конкуренция и рыночные структуры.



Вопросы:

1. Конкуренция и типы рынков.

2. Деятельность фирмы предприятия в условиях совершенной конкуренции.

3. Несовершенная конкуренция. Фирма-предприятие в условиях несовершенной конкуренции.

 

Одним из самых главных факторов внешней среды является степень развития в этой внешней среде конкуренции. Конкуренция происходит от лат. конкуренция (столкновение, состязание).

Рыночная конкуренция – борьба предприятий за ограниченный спрос потребителя на доступных сегментах рынка.

Развитие конкурентных отношений связано с проблемой расщепления экономической власти. Если расщепление отсутствует – потребитель лишен выбора. У него 2 выхода: либо он полностью соглашается на условия, диктуемые предприятием, либо остается без блага вообще. И наоборот, когда экономическая власть расщепляется и потребитель имеет дело с множеством предприятий, то у него появляется выбор.

Классификация конкуренции осуществляется по различным критериям:

1. По масштабам осуществления различают:

a) внутриотраслевую конкуренцию. Субъекты конкуренции - предприятия одной отрасли. Объекты и цель – лучшее условие производства и сбыта. Предпосылки – различия индивидуальной стоимости однородных товаров. Результат – рыночная цена на однородные товары; разорение неэффективных предприятий.

b) межотраслевую конкуренцию. Субъекты – предприятия различных отраслей. Объекты и цель – сферы наиболее прибыльного приложения капитала. Предпосылки – различные нормы прибыли (рентабельности) в различных отраслях. Результат – образование средней нормы прибыли (рентабельности); пропорциональность экономического развития страны.

2. В зависимости от способа ведения конкурентной борьбы:

a) ценовая конкуренция. Получение дополнительной прибыли через уменьшение издержек производства и снижение цен. Расследование по ценам.

b) Неценовая конкуренция. Борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара и его качеств. Речь идет об ассортименте продукции, рекламе, хранении и т.д.

3. По степени влияния фирмы предприятия на рынок (по степени ограничения конкуренции): Альбом схем (14.5; 14.6; 14.15)

a) рынки совершенной конкуренции.

b) рынки несовершенной конкуренции

Рынок совершенной конкуренции – это такой тип конкуренции, на котором функционирует множество производителей и потребителей. При этом расщепление экономической власти – максимально.

В условиях совершенной конкуренции проявляется аллокационная эффективность, когда распределение ресурсов не может принести пользу одному потребителю без нанесения ущерба другому.

Условия, характерные для рынка совершенной конкуренции:

· однородность продукции – продукция данных предприятий или фирм в представлении покупателей гомогенна (неразличима), т.е. продукция данных компаний, которые работают на рынке СК, являются полными субститутами. Покупатель не желает платить за один и тот же продукт большую цену. Разница в цене и является, по сути, единственной причиной, по которой покупатель предпочитает продукцию одной фирмы другой фирме. Перекрестная эластичность спроса.

· малые размеры и многочисленность субъектов рынка – поэтому каждый отдельно рассматриваемый производитель или покупатель в равной степени не может повлиять на рыночную ситуацию радикально в смысле изменения объема спроса и предложения. Атомистическая структура рынка.

· отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с рынка – означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Барьеры: борьба с чужаками.

· доступность информации оценок о технологиях, о вероятной прибыли и т.п. Обозримость рынка.

· невозможность участников рынка оказывать влияние на уровень рыночной цены.

И в результате на рынке данного товара в определенный момент времени формируется единая цена на товар или услугу. Тогда и говорят, что каждая отдельная фирма-продавец является так называемым прайс такером или ценополучателем.

 

 

В чем ценность модели рынка совершенной конкуренции:

1) модель ск рынка позволяет судить о принципах функционирования многих очень малых фирм (предприятий), продающих стандартную однородную продукцию и действующих в условиях приближенной конкуренции;

2) помогает понять логику действия фирмы, которая стремится максимизировать результаты своей деятельности.

Любая предпринимательская фирмы стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. И Реализация этих устремлений зависит во многом от того, является ли она совершенно конкурентной фирмой или нет? Совершенно конкурентная фирма – фирма, принимающая цену на свою продукцию как данное, независящую от объема продаваемой ею продукции. Спрос на продукцию такой фирмы отражается графически кривой спроса совершенно конкурентного предприятия. Альбом схем (14.10).Она показывает (кривая спроса), что любое количество товаров и услуг фирма будет продавать по одной и той же цене. А эта цена определяется общим отраслевым спросом и предложением. Любой объем производства рынок будет поглощать беспощадно именно по этой цене, сформированной на рынке совершенной конкуренции. Это кривая абсолютно эластичного спроса, в случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бы расширять свои продажи до бесконечности. Но, при бесконечно малом повышении цены продажи данного предприятия немедленно сводятся к нулю. Поэтому, наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции, т.е. как только линия спроса принимает такое горизонтальное положение, то и фирма начинает себя вести в совершенной конкуренции.

Различают 3 вида дохода фирмы (предприятия):

1) общий валовой доход (TR) – вся сумма выручки, получаемой предприятием;

2) средний доход (AR) – отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции и рассчитывается как деление валового дохода на объем реализуемой продукции;

3) предельный доход (MR) – дополнительный доход, получаемый в результате продажи последней из реализованных единиц продукции.

Прямым следствием выполнения совершенной критерия конкуренции является установление равенства между средним доходом, предельным доходом и ценой производимой продукции. AR=MR=P.

Общий валовой доход изменяется пропорционально изменению выпуска продукции в том же направлении.

Преимущества СК:

1) Производство организуется технологически наиболее эффективным способом;

2) СК ведет к оптимальному распределению ресурсов. Это означает, что отрасль вовлекает в производство объем ресурсов именно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.

3) Отсутствуют сверхприбыли и убытки. Но до определенного момента.

Минусы СК:

1) Малые предприятия часто оказываются неспособны использовать наиболее эффективную технику массового производства

2) Не хватает средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

На ЗАЧЕТ ВОПРОСЫ В МЕТОДИЧКЕ С 1 по 46!!!





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.006 с.)