Экономические теории и школы (АС - 2.3).




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические теории и школы (АС - 2.3).



История экономической мысли (АС- 2.4)

 

Издавна люди задумывались над следующими проблемами экономического толка:

1. Что такое богатство?

2. В чём источник богатства? Что необходимо делать для приращения как личного, так и общественного богатства?

3. Как люди соизмеряют ценность благ?

4. Кто управляет хозяйством? Какова роль государства при этом?

5. Что является предметом экономической науки?

 

Развитие экономической теории (АС - 2.5).

Классика - образец.

 

Выводы по теоретическому этапу:

1. Действительная история экономической науки началась с момента формирования теоретического экономического знания в период зарождения капиталистических производственных отношений.

2. Наступление теоретического этапа в истории экономической науки означало выход её на более высокую ступень развития:

а) по форме: теория - это целостное системное знание о предмете науки; оно выражено системой принципов, законов;

б) по содержанию: теория - разрастание ширины исследуемых явлений хозяйственной жизни и одновременно глубокое проникновение в их суть.

3. Появление многочисленных школ в экономической теории. Труды их лучших представителей стали основой для становления современной экономической науки.

 

Тема № 3. Материальные потребности и экономические ресурсы общества.

Вопросы:

I. Материальные потребности человека.

II. Экономические ресурсы. Сущность и классификация.

III. Экономический выбор и эффективность.

 

Потребность - нужда человека в том, что необходимо ему для поддержания жизнедеятельности и развития как личности.

 

Классификация потребностей осуществляется парными категориями:

1. Первичные и вторичные

2. Низшие и высшие

3. Индивидуальные и коллективные

4. Духовные и материальные

5. И т. д.

 

Материальные потребности - желание людей приобретать и потреблять блага, которые им полезны.

Благо - средство удовлетворения человеческой потребности.

Классификация благ:

1) индивидуального и коллективного пользования

2) одноразовые и многоразовые

3) блага-субституты и блага комплиментарные

4) блага-предметы и блага-действия

5) И т. д.

Свойства блага:

Полезность - совокупность потребительских свойств блага.

Редкость (ограниченность) - благо редкое, ограниченное, относительно потребности в нем человека называется экономическим благом.

Экономическое благо-предмет, предназначенное для продажи или обмена, называют товаром, благо-действие - услугой.

Развитие человеческой цивилизации - это постоянный рост материальных потребностей людей.

 

II. Экономические ресурсы. Сущность и классификация.

Издавна путями поиска благ были:

В природе.

Искусственное создание или производство.

Производство - целенаправленная деятельность человека по созданию необходимых ему благ и услуг.

Ресурсы - совокупность сил естественного и социального происхождения, которые могут быть использованы в процессе производства.

Классификация:

а) природные - совокупность сил и веществ только естественного происхождения.

б) материальные - созданные человеком, предметы и средства труда

в) трудовые ресурсы - все трудоспособное население

г) финансовые ресурсы - денежные ресурсы и ценные бумаги

д) информационные ресурсы

Ресурсы редкие, ограниченные относительно потребности в них производства - экономические ресурсы.

Факторы производства - экономические ресурсы, задействованные в конкретном производственном процессе.

Факторы производства:

А) Земля (М) - участки земли, скважина, шахта

Б) Труд (L)

В) Капитал (K) - физический капитал (А), стоймостная форма (Б)

Г) Предпринимательские способности

 

В настоящее время человечество живет и работает в условиях жесткого противоречия между растущими потребностями общества и ограниченными ресурсами.

 

19.09.11





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.004 с.)