Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем.
Содержание книги
- Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения.
- Исторические формы мировоззрения. Миф, религия и философия. Их особенности, сходства и различия.
- Генезис философии, исторические типы философского мировоззрения.
- Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем.
- Основные направления философии Древней Индии. Ортодоксальные философские школы: йога, ньяя, веданта, вайшешика.
- Неортодоксальные школы в философии древней Индии.
- Элейская школа: парменид и зенон. Бытие и небытие. Апории зенона.
- Французский материализм 18 века: природа, общество, человек. (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо).
- Основные этапы эволюции философии Канта. Теория познания и этика Канта.
- Философская система Гегеля. Диалектический метод. Категории и законы.
- Исторические условия и естественно-научные предпосылки возникновения философии марксизма
- Марксизм о социальной структуре общества. Проблема отчуждения в философии.
- Материалистическое понимание истории К.Маркса. Понятие общественно- экономической формации
- Философия жизни. Проблема человека в философии Шопенгауэра и Ницше
- Основные направления современной западной философии.
- Славянофильство и западничество. Революционно-демократическая мысль в России (Герцен, Чернышевский и др.).
- Общественно-политическая и философская мысль Казахстана в нач. 20 века.
- Формирование и развитие просветительских и демократических взглядов Абая Кунанбаева.
- Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология
- Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.
- Формирование философского понятия материи. Наука о сложной системной организации материи.
- Понятие движения, Движение и развитие. Основные формы движения.
- Пространство и время. Специфика пространственно- временных отношений в природных и социальных процессах.
- Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики? Единичное и общее, явление и сущность.
- Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека.
- Анализ общественно-исторический практики, общественных потребностей, интересов, целей.
- Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.
- Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык.
- Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.
- Формы общественного сознания: политическое, правовое сознание.
- Формы общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное сознание.
- Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины.
- Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания.
- Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства и способа производства.
- Единство и многообразие мировой истории. Революционный и эволюционный типы развития общества.
- Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.
- Субъекты и движущие силы исторического процесса. Понятие социальной группы.
- Культура и разделение труда. Социальные функции культуры.
- Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.
- Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Сущность и перспективы научно-технического прогресса, ее социальные последствия. Ограниченность и опасность технократического мышления.
Похожие статьи вашей тематики
Основной вопрос философии - вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру. Это вопрос о том – создан ли мир богом или он существует вечно, это вопрос о том, как соотносится между собой природа и наши знания о ней. От решения решения основного вопроса философии зависит способ решения всех других философских проблем.
Основные вопросы философии:
1.АНТОЛОГИЧЕСКАЯ (учение о бытии, как таковом) – вопрос о соотношении материи и сознания.
Решение: 1.Материализм М(первичный) - С(вторичный)
Сознание отражает материю, есть результат материализм.
Демокрит «Линия Демокрита»
2.Идеализм С(первичный) – М(вторичный)
Платон, Гегель; «Линия Платона»
Формы идеализма:
1.Объективный идеализм – Платон «Мир идей предшествует миру вещей»
2.Субъективный идеализм – Берквель «Существовать, значит быть воспринимаемым»
Юнг «Вещь есть комплекс человеческих ощущений»
Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, несомненная реальностью признает только мысли субъективные, все остальное существует лишь в сознании человека.
Солипсизм: без субъекта нет объекта.
Материализм и идеализм – монистическое течение
Дуализм (Рене Декарт): М и С существуют параллельно, независимо друг от друга.
Соединение отдельных положений материализма и идеализма, называют эклектика.
2.ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ (гносеология- теория познания) – вопрос о том познаваем ли мир.
ДА (материалисты, часть объективных и субъективных идеалистов):
Субъективный идеализм: познавать мир, значит познать комплекс человеческих ощущений.
Объективный идеализм: познавать мир, значит познать абсолютную идею.
НЕТ: агностицизм (Юнг, Кант)
Скептицизм – философское направление, представители которого не настаивают на непознаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности наших знаний.
Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка зрения философского сознания.
"Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?", - именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого разума.
Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества.
Исторические формы материализма:
1.наивный материализм (древний)- Фауст, Эпикур, Демокрит.
2.метафизический материализм (17 -18 вв.) – Гоббс, Бекон.
3.материализм русских революционных демократов – особенность в попытке соединить материализм и диалектику – Герцен, Чернышевский.
4.марксистский материализм – сегодня происходит становление новой формы материализма.
Проблема метода в философии
Главной функции философии является методологическая. Философия выступает, как всеобщий метод познания.
Метод – это совокупность приемов и способов, теоретической и практически преобразующие деятельности людей.
Каждая наука имеет свои методы исследования – это методы частных наук. Философия не предлагает всеобщий (универсальный) метод исследования.
Философские методы исследования реализуются в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:
1.развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии.
2.представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов.
3.что является источником развития?
4.каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение.
6. Основные философские направления.(краткая характеристика).
Философское направление – совокупность учений и течений, которые при значительных разногласиях между собою все же сохраняют принципиальную общность важнейших положений. Направления обычно существуют в течение долгого времени, некоторые от древности до наших дней. Примеры философских направлений:
– рационализм (ratio – "разум") – признает разум основой познания и поведения людей;
– эмпиризм (empirio – "опыт") – считает основой всех человеческих знаний чувственный опыт;
– мистицизм (mistikos – "тайна") – основано на представлении о существовании таинственных, духовных сил, управляющих миром, и возможности непосредственного сверхчувственного общения с ними.
ГНОСЕОЛОГИЯ (гносеология- теория познания) – вопрос о том познаваем ли мир.
Гностики считают- ДА, мир познаваем (материалисты, часть объективных и субъективных идеалистов):
Субъективный идеализм: познавать мир, значит познать комплекс человеческих ощущений.
Объективный идеализм: познавать мир, значит познать абсолютную идею.
Агностики, счтают НЕТ, мир не возможно познать НЕТ: агностицизм (Юнг, Кант).
|