Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.
Содержание книги
- Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения.
- Исторические формы мировоззрения. Миф, религия и философия. Их особенности, сходства и различия.
- Генезис философии, исторические типы философского мировоззрения.
- Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем.
- Основные направления философии Древней Индии. Ортодоксальные философские школы: йога, ньяя, веданта, вайшешика.
- Неортодоксальные школы в философии древней Индии.
- Элейская школа: парменид и зенон. Бытие и небытие. Апории зенона.
- Французский материализм 18 века: природа, общество, человек. (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо).
- Основные этапы эволюции философии Канта. Теория познания и этика Канта.
- Философская система Гегеля. Диалектический метод. Категории и законы.
- Исторические условия и естественно-научные предпосылки возникновения философии марксизма
- Марксизм о социальной структуре общества. Проблема отчуждения в философии.
- Материалистическое понимание истории К.Маркса. Понятие общественно- экономической формации
- Философия жизни. Проблема человека в философии Шопенгауэра и Ницше
- Основные направления современной западной философии.
- Славянофильство и западничество. Революционно-демократическая мысль в России (Герцен, Чернышевский и др.).
- Общественно-политическая и философская мысль Казахстана в нач. 20 века.
- Формирование и развитие просветительских и демократических взглядов Абая Кунанбаева.
- Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология
- Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.
- Формирование философского понятия материи. Наука о сложной системной организации материи.
- Понятие движения, Движение и развитие. Основные формы движения.
- Пространство и время. Специфика пространственно- временных отношений в природных и социальных процессах.
- Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики? Единичное и общее, явление и сущность.
- Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека.
- Анализ общественно-исторический практики, общественных потребностей, интересов, целей.
- Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.
- Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык.
- Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.
- Формы общественного сознания: политическое, правовое сознание.
- Формы общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное сознание.
- Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины.
- Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания.
- Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства и способа производства.
- Единство и многообразие мировой истории. Революционный и эволюционный типы развития общества.
- Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.
- Субъекты и движущие силы исторического процесса. Понятие социальной группы.
- Культура и разделение труда. Социальные функции культуры.
- Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.
- Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Сущность и перспективы научно-технического прогресса, ее социальные последствия. Ограниченность и опасность технократического мышления.
Формы общественного сознания: 1) философия; 2) политическое сознание; 3) правовое сознание; 4) мораль; 5) искусство; 6) наука; 7) религия.
уровень, глубина отражения социальной действительности
1) общественная психология, обыденное сознание; 2) идеология.
Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности. Нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер. Соотношение между общественной психологией и идеологией напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнями общественного сознания.
формы отношения к собственной деятельности и окружающему миру
1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру); 2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру); 3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру); 4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру); 5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру); 6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).
свойства субъекта сознания
1) индивидуальное сознание; 2) массовое сознание; 3) классовое сознание.
Признаки массы как субъекта сознания: 1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»; 2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер => масса отличается неопределённым количественным и качественным составом; 3) ситуативность существования; 4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой; 5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами. Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни. За границами массового сознания остаётся великое множество явлений общественного сознания, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (наука, философия). Структура массового сознания отличается разорванностью, противоречивостью, способностью к быстрым, неожиданным изменениям. Формы выражения и функционирования массового сознания: 1) общественное мнение; 2) общественное настроение. Общественное мнение – состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.
2.4. Общественное сознание и типы обществ. 2.4.1. В обществах традиционных искусство, религия и мораль существуют в единстве. Наука очень тесно связана с донаучными формами познания. Идеология в таких обществах ещё не возникает, поскольку даже крупные общественные группы (патриции и плебеи в Древнем Риме, феодалы и крестьяне в средневековой Европе) разделяют общий взгляд на мир. 2.4.2. В индустриальном обществе каждая форма общественного сознания достигает максимальной автономии. Искусство отделяется от религии и превращается в самостоятельную отрасль человеческой деятельности, нацеленную на воплощение в слове, звуке, красках и пластических формах идеала Красоты. Мораль приобретает светский характер (идеал Добра). Наука формулирует третий идеал индустриального общества – идеал Истины. 2.4.3. В постиндустриальном (информационном) обществе прежняя уверенность, что мир имеет смысл, прогресс – направление и цель, что есть универсальные ценности Истины, Добра и Красоты, сменилась признанием того, что всё относительно. Искусство теряет ориентацию на Красоту, становясь частью рынка. Религия становится частным делом, а мораль ориентируется не на Добро, а справедливость. Право из свободы, определяемой законом, превращается во множество ничем не ограниченных прав различных меньшинств. Идеология как позиция крупной общественной группы заменяется технологией воздействия на информационную среду. Лозунг «Имидж – всё!» выражает характер политики в наши дни. Если всё одинаково истинно, или красиво, или морально приемлемо, то выбор мы делаем, лишь ориентируясь на то, как нам сообщают о предмете выбора. Знак, переносящий смысл, становится главнее смысла. Знак сам становится смыслом. Возможно, править миром и менять его будут создатели новых знаков – новых технологий передачи информации. 2.5. Как связано общественное сознание с индивидуальным? 2.5.1. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жёстких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие. Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, нравы, искусство, науку, право, нормы поведения. Но общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в состав общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве. Индивидуальное сознание вбирает далеко не все элементы общественного сознания. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) воспринимает существующие в общественном сознании элементы. 2.5.2. Противоречие между общественным и личным сознанием. Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д’Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Личности, опережающие время, вносят свой вклад в развитие общественного сознания. Индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, являющимся реальностью, с которой приходится считаться.
|