Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Элейская школа: парменид и зенон. Бытие и небытие. Апории зенона.
Содержание книги
- Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения.
- Исторические формы мировоззрения. Миф, религия и философия. Их особенности, сходства и различия.
- Генезис философии, исторические типы философского мировоззрения.
- Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем.
- Основные направления философии Древней Индии. Ортодоксальные философские школы: йога, ньяя, веданта, вайшешика.
- Неортодоксальные школы в философии древней Индии.
- Элейская школа: парменид и зенон. Бытие и небытие. Апории зенона.
- Французский материализм 18 века: природа, общество, человек. (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо).
- Основные этапы эволюции философии Канта. Теория познания и этика Канта.
- Философская система Гегеля. Диалектический метод. Категории и законы.
- Исторические условия и естественно-научные предпосылки возникновения философии марксизма
- Марксизм о социальной структуре общества. Проблема отчуждения в философии.
- Материалистическое понимание истории К.Маркса. Понятие общественно- экономической формации
- Философия жизни. Проблема человека в философии Шопенгауэра и Ницше
- Основные направления современной западной философии.
- Славянофильство и западничество. Революционно-демократическая мысль в России (Герцен, Чернышевский и др.).
- Общественно-политическая и философская мысль Казахстана в нач. 20 века.
- Формирование и развитие просветительских и демократических взглядов Абая Кунанбаева.
- Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология
- Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.
- Формирование философского понятия материи. Наука о сложной системной организации материи.
- Понятие движения, Движение и развитие. Основные формы движения.
- Пространство и время. Специфика пространственно- временных отношений в природных и социальных процессах.
- Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики? Единичное и общее, явление и сущность.
- Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека.
- Анализ общественно-исторический практики, общественных потребностей, интересов, целей.
- Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.
- Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык.
- Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.
- Формы общественного сознания: политическое, правовое сознание.
- Формы общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное сознание.
- Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины.
- Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания.
- Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства и способа производства.
- Единство и многообразие мировой истории. Революционный и эволюционный типы развития общества.
- Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.
- Субъекты и движущие силы исторического процесса. Понятие социальной группы.
- Культура и разделение труда. Социальные функции культуры.
- Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.
- Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Сущность и перспективы научно-технического прогресса, ее социальные последствия. Ограниченность и опасность технократического мышления.
Похожие статьи вашей тематики
Парменид (Parmenides)
Биографические сведения. Парменид (родился примерно в 504—501 гг. до н.э., время смерти не известно) — древнегреческий философ. Родился и жил в г. Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия.
Основные труды. Поэма «О природе» — сохранилась значительная часть этого произведения.
Философские воззрения. Бытие и небытие. Свое учение Парменид преподносит как откровение, данное ему богиней Истины (Дике), но, по сути, в поэме предпринимается попытка рационального осмысления мира. Центральные проблемы философии Парменида — соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать истину можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился доказать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (несущее, пустота) — не существует.
Реально существующим Парменид считает только то, что умопостигаемо, может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления: «одно и то же — мысль о предмете и предмет мысли». Небытие не существует потому, что его невозможно «ни познать, ни в слове выразить». Мыслить же о нем невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождество мысли и ее предмета) небытие, несущее получает существование, становится бытием, сущим.
Бытие для Парменида — сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое движение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично, всякое изменение предполагает появление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая против диалектики Гераклита.
Изменчивость, движение, множественность оказываются у Парменида характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы Парменида, где говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась. Неясным остается и то, как решал Парменид вопрос о соотношении истинного, умопостигаемого мира и иллюзорного чувственного мира.
ЗенонЭлейский (Zeno of Elea)
Биографические сведения. Зенон Элейский1 (ок. 490—430 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Жил в г. Элея, был учеником Парменида; известно, что он героически погиб в борьбе с тиранией.
Основные труды. «Споры», «Против философов», «О природе» — сохранилось несколько фрагментов.
Философские воззрения. Защищал и отстаивал учение Парменида о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множественность вещей. Разработал апории (затруднения), доказывающие невозможность движения.
Апории Зенона. Пространство по своей структуре может быть либо делимым до бесконечности (континуальным), либо делимым только до какого-то предела (дискретным), и тогда имеются мельчайшие, далее не делимые интервалы пространства.
Допустим, что пространство делимо только до определенного предела, тогда имеет место следующая апория.
Летящая стрела
Рассмотрим движение стрелы в полете.
Пусть в момент времени t стрела занимает определенные интервалы пространства, например от 3 до 8. Движение — это перемещение в пространстве, следовательно, если стрела движется, то в следующий момент времени V она занимает уже другой интервал пространства — от 4 до 9.
Каждый интервал пространства не делим, отсюда стрела может либо полностью его занимать, либо не занимать, но не может занимать частично. Следовательно, стрела не может пройти сначала какую-то часть интервала 8—9, так как этот интервал не делим. Тогда получает-
Апории Зенона служат для того, чтобы доказать невозможность движения в истинном, умопостигаемом мире. Поэтому тот факт, что наши органы чувств сообщают нам о наличии движения или, скорее, его «видимости» в чувственном, иллюзорном мире, не опровергает апорий.
Корректным опровержением апорий может считаться только обнаружение ошибок в рассуждениях Зенона.
|