Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Культура и разделение труда. Социальные функции культуры.
Содержание книги
- Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения.
- Исторические формы мировоззрения. Миф, религия и философия. Их особенности, сходства и различия.
- Генезис философии, исторические типы философского мировоззрения.
- Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем.
- Основные направления философии Древней Индии. Ортодоксальные философские школы: йога, ньяя, веданта, вайшешика.
- Неортодоксальные школы в философии древней Индии.
- Элейская школа: парменид и зенон. Бытие и небытие. Апории зенона.
- Французский материализм 18 века: природа, общество, человек. (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо).
- Основные этапы эволюции философии Канта. Теория познания и этика Канта.
- Философская система Гегеля. Диалектический метод. Категории и законы.
- Исторические условия и естественно-научные предпосылки возникновения философии марксизма
- Марксизм о социальной структуре общества. Проблема отчуждения в философии.
- Материалистическое понимание истории К.Маркса. Понятие общественно- экономической формации
- Философия жизни. Проблема человека в философии Шопенгауэра и Ницше
- Основные направления современной западной философии.
- Славянофильство и западничество. Революционно-демократическая мысль в России (Герцен, Чернышевский и др.).
- Общественно-политическая и философская мысль Казахстана в нач. 20 века.
- Формирование и развитие просветительских и демократических взглядов Абая Кунанбаева.
- Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология
- Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.
- Формирование философского понятия материи. Наука о сложной системной организации материи.
- Понятие движения, Движение и развитие. Основные формы движения.
- Пространство и время. Специфика пространственно- временных отношений в природных и социальных процессах.
- Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики? Единичное и общее, явление и сущность.
- Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека.
- Анализ общественно-исторический практики, общественных потребностей, интересов, целей.
- Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.
- Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык.
- Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.
- Формы общественного сознания: политическое, правовое сознание.
- Формы общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное сознание.
- Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины.
- Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания.
- Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства и способа производства.
- Единство и многообразие мировой истории. Революционный и эволюционный типы развития общества.
- Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.
- Субъекты и движущие силы исторического процесса. Понятие социальной группы.
- Культура и разделение труда. Социальные функции культуры.
- Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.
- Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Сущность и перспективы научно-технического прогресса, ее социальные последствия. Ограниченность и опасность технократического мышления.
Культура – это результат разделения труда и в ходе истории своего возникновения она была противопоставлена труду. Теоретические интерпретации значения труда и культуры многочисленны, и особо выделяется среди них феноменологическая – Е. Блок, Г. Лукач, К. Косок. В ходе исторического развития из однородной и недифференцированной действительности первобытного общества выделилась в качестве особой общественной сферы культура в своих первых формах, таких как: язык, мания, религия и мифология. Об этом первоначальном акте создания культуры свидетельствует близость этимологии слов «культура» и «труд». Культура в своей антропологической обоснованности возникает вместе с первым историческим актом индивида, который отличает его от животных. По К. Марксу, этот «первый исторический акт» состоялся не вот, что индивиды думали, а в том, что они начали «производить необходимые им для жизни средства». Культура возникла вместе с первым производством средств, необходимых для жизни, но только в человеческом обществе она стала экзистенциальной и исторической предпосылкой выживания человека и развития человеческого общества. К. Маркс и Ф. Энгельс по праву считали, что первый и самый значительный этап развития культуры совпадает по времени формировании языка в нынешнем его виде. Развитый язык и способность человека к коммуникатированию, посредством символов, сделали возможным быстрое начальное развитие общественной культуры. Язык позволяет первобытному человеку понять смысл его отношений с природой. С появлением языка и символов человек становится культурным существом. Культура становится видом общественного проявления человека и мерой его развития точно также, как и степень человеческой независимости от природы представляет собой меру развития культуры. В тот момент, когда человек превратил инстинктивную систему знаков в язык, были созданы условия для того, чтобы человечество смогло начать сознательно менять окружающую среду. В первобытных формах разделения труда, в целенаправленном изменении человеком окружающей среды началось отчуждение культуры от труда.
Социальные функции культуры
Социологический анализ культуры как анализ её социальных функций применяется довольно широко. Эти функции в свете вышеизложенного материала, выглядят достаточно очевидными. 1. Адаптация. - Культура обеспечивает приспособление к среде - природной, исторической, психологической (реальность психических процессов человека также - элемент среды, к которой человек как сознательное "Я" должен приспособиться). Культура выполняет функцию адаптации и по отношению к обществу в целом, и по отношению к конкретному индивиду. 2. Социализация. - Усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится человеческим существом - способным мыслить, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением. 3. Смыслополагающая или мировоззренческая функция. - Культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию. 4. Легитимация. - Культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок. 5. Интеграция. - На базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность. 6. Идентификация. - Опираясь на выработанные культурой идеи и представления о реальности, человек создает собственный "образ себя" - идентичность. Формированию идентичности способствует и отождествление индивидом себя с той или иной общностью - на основе общей культуры. 7. Функция социального изменения. - Изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политические идеологии могут служить фактором изменения общества. 8. Регуляция поведения человека. - Культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.
|