ТОП 10:

Сущность и перспективы научно-технического прогресса, ее социальные последствия. Ограниченность и опасность технократического мышления.



В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств могут быть изменены не только процессы материального производства, но и процессы интеллектуальной, духовной деятельности. Основа информационной технологии – быстродействующие (5 поколение – 1000000000 операций в сек.) компьютеры, программы их управления и устройства для хранения, передачи, размножения и преобразования информации. Информационная технология автоматизирует, а иногда и полностью заменяет роботами человеческий труд в сфере материального производства, облегчает и интенсифицирует умственную деятельность в науке, проектировании и системах управления, а также преобразовывает духовно художественную деятельность и колоссально ускоряет передачу и поиск всей необходимой информации.

Процесс, в котором ускоренно развивается и внедряется информационная технология и прирост научной информации, называется информатизацией общества. Это особый социально-исторический процесс, ведущий к новому состоянию общества – информационному. Процесс информатизации радикально изменяет социальные структуры, механизмы управления и систему человеческих ценностей. Перед человеком встает ряд сложнейших психологических, социальных, интеллектуальных и нравственных проблем

Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП:

а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства. Некоторые философы и специалисты по искусственному интеллекту допускают даже возможность симбиоза человека с интеллектуальным нейро-компьютером и автономным роботом, обладающим цветным стереоскопическим зрением и человекоподобным поведением, вплоть до появления нового вида разумных существ – киборгов;

б) развитие новейшей экологически чистой технологии: "новые" источники энергии (солнце, гравитация, приливы, земное тепло, дождь, ветер и др.), шагающий и на магнитной подушке транспорт, новые виды "сельского хозяйства" – морское, грибное, бактериальное, водорослевое;

в) разработка и использование новых материалов (жиров, пластмасс, композитов, керамики) и технологий (лазерных, плазменных, стереопечати и др);

г) биотехнология: искусственные вирусы для изготовления лекарств и продуктов, искусственные органы и виды животных, сверхпродуктивные искусственные почвы.

Неограниченный рост искусственных потребностей угрожает не только среде обитания, но и человечеству как системе: естественные ограничения планеты в принципе не позволяют распространить сложившийся в "первом", развитом мире тип потребления на все человечество.

Говорят даже об искусственном сдерживании развития значительной части человечества, допущении его деградации. Все это может привести и уже приводит к обострению социальных конфликтов, распространению террористической деятельности, вовлечению в нее радикально настроенных специалистов, которые создают опасные для всего человечества средства: модифицированный вирус СПИД, новые наркотики (около миллиона человек в Андах, объединенных мощной организацией), как способ мщения "первому миру".

4. НТП взаимообусловлен демографическими проблемами. Биологизаторский подход – (нео)мальтузианство (Т.Мальтус "О законе народонаселения") объясняет экономический рост и нищету только биологическими потребностями размножения человеческой популяции. Однако рост популяции землян – это не просто геометрическая прогрессия. Меняется тип воспроизводства населения:

5. Угроза духовной деградации человечества, вызванной ростом эгоизма, приобретательства в развитых и развивающихся странах и ростом зависти, ненависти в неразвитых странах. Девальвация нравственных ценностей, рост преступности – последствия рыночной стихии.

6. Проблема СПИДа и другие могут стать глобальными, если не будет найдено радикальное лекарство. ("Кара божья" за грехи человечества или реакция природы.)

Осталось не более десятилетия до того, когда возможность предотвратить угрозы, с которыми сейчас сталкивается человечество, будет упущена, и перспективы для выживания резко уменьшатся. Поэтому уже сегодня необходимы фундаментальные изменения всей человеческой деятельности, которые невозможны без учета достижений новейших технологий.

 

Философия техники.

Одна и Термин «техника» происходит от многозначного греческого слова techne (умение, искусство, профессия, хитрость, средство, прием) и унаследовало от него двойной смысл. Это, во-первых, всевозможные средства, инструменты человеческой деятельности. Технические средства, будучи, веществом природы, призваны быть продолжением естественно работающих органов человека. Как развитие органов связано с их специализацией, так и развитие техники идет по пути увеличения функциональности технических средств. Во-вторых, приемы и схемы этой деятельности (техника письма, ремесла, удара и т.д.), что часто именуется «технологиями».

История техники делится на несколько этапов: первый был ознаменован господством орудий ручного труда, второй - появлением машин, третий - использованием автоматов. Современная техника - продукт науки, которая играет ведущую роль по отношению к ней, что выражено в феномене научно-технической революции.

На развитие техники существенное влияние оказывает общество, которое в соответствии с насущными потребностями человека осуществляет «заказ» на определенный технический продукт или технологию для облегчения труда, для повышения комфортности жизни, для обеспечения здоровья и безопасности людей и т.д. В свою очередь техника также влияет на общество. Так, военная техника ХХ века, связанная с развитием оружия массового уничтожения, изменила характер и формы политики. Изобретение техники радио, кино, телевидения и пр. повлияли, например, на возникновение новых видов искусства, оказали воздействие на всю культуру человечества.

Философский смысл проблемы технического развития состоит в том, чтобы определить - как сказывается научно-технический прогресс на человеческом бытии, на характере личности и общественных отношениях. В ХХ в. философы - Хосе Ортега-и-Гассет, Льюис Мэмфорд, Мартин Хайдеггер и другие - заговорили об отчуждении техники от человека: о той огромной и загадочной власти, которую техника приобрела над ее творцом, об опасности, которую несет с собой научно-техническая экспансия для окружающей среды, и об угрозе самому существованию человечества. В настоящее время идея научно-технического прогресса как позитивного явления современности постепенно сменяется довольно критическим взглядом на деструктивную силу технической мощности человечества вне этических ограничений.

з самых знаменитых работ позднего Шпенглера -«Человек и техника». Автор ставит задачу понять феномен за­падной цивилизации через сущностную ее характеристику -технику. Уже в «Закате Европы», определяя особенности того периода «фаустовской культуры», в котором человек пребыва­ет в 20-е гг. XX в. Шпенглер говорил об инженере, как глав­ной фигуре, и технике, как сущности цивилизации.

Рассматривая развитие техники как единый процесс со­вершенствования орудий и средств производства, философ полагает, что именно в современном обществе наконец-то снимается антиномия «культура - цивилизация, когда искусст­венное полностью заменяет естественное». Империализм -апогей человеческого интеллекта и технической мощи, наибо­лее полное осуществление фаустовской «воли к власти».

Шпенглер в равной степени на­строен и против тривиального оптимизма в отношении разви­тия техники, и против игнорирования материальных факторов в истории - производства, техники, экономики. Шпенглер утверждает, что вопрос о статусе техники настоятельно стоит уже более ста лет. Он первый увидел социальную масштаб­ность проблем техники, попытался дать универсальный анализ фактора технического развития.

Техника - тактика живого в борьбе за свое существование. И отличие «хищника-изобретателя» от просто «хищника» -отличие человека от животного. Возврат к истории как к на­силию - это возврат хищника как властителя травоядных при «зоологическом» характере техники - вершина насилия, когда весь мир - добыча.

Именно с помощью техники начинается насилие над природой. В этом смысле идея «вечного двигателя» - сущность современ­ной техники и вековая мечта человека. Техника, темпы ее со­вершенствования и последствия ее применения на определен­ном этапе становятся. Он привязан к ней, вынужден ее развивать, начинается «избыточ­ная роскошь машин». Человек вовлечен в бег машин, в этой гонке «победитель мира будет загнан насмерть». И когда чело­век любуется мощью техники - это сродни чувствам человека, любующегося мощным, красивым пожаром... своего дома.

«Годы решений» - последняя работа О. Шпенглера. И если «Человек и техника» - это попытки увидеть современную тех­ническую цивилизацию, то «Годы решений» - политический горизонт Западного мира, стремление представить мировую историю как «нордическое чувство мира». «Человек - хищник. Все образцы добродетели и социальной этики, которые сверх этого понимания - стремления хищников со сломанными зу­бами». «Годы решений» - это три главные идет

1. Идея мировой революции и белой революции (игра в кос­ти за мировое господство началась).

2. Идея германской миссии - только германцы жизнеспо­собны («внешняя власть и сила души»).

3. Идея борьбы за пролетариат (презрение к пролетариям со стороны самих его вождей - Маркса и Энгельса, и альтер­натива ему - непролетарское решение пролетарского вопроса -единство нации, а не класса).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.77 (0.007 с.)