Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Исторические условия и естественно-научные предпосылки возникновения философии марксизма
Содержание книги
- Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения.
- Исторические формы мировоззрения. Миф, религия и философия. Их особенности, сходства и различия.
- Генезис философии, исторические типы философского мировоззрения.
- Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем.
- Основные направления философии Древней Индии. Ортодоксальные философские школы: йога, ньяя, веданта, вайшешика.
- Неортодоксальные школы в философии древней Индии.
- Элейская школа: парменид и зенон. Бытие и небытие. Апории зенона.
- Французский материализм 18 века: природа, общество, человек. (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо).
- Основные этапы эволюции философии Канта. Теория познания и этика Канта.
- Философская система Гегеля. Диалектический метод. Категории и законы.
- Исторические условия и естественно-научные предпосылки возникновения философии марксизма
- Марксизм о социальной структуре общества. Проблема отчуждения в философии.
- Материалистическое понимание истории К.Маркса. Понятие общественно- экономической формации
- Философия жизни. Проблема человека в философии Шопенгауэра и Ницше
- Основные направления современной западной философии.
- Славянофильство и западничество. Революционно-демократическая мысль в России (Герцен, Чернышевский и др.).
- Общественно-политическая и философская мысль Казахстана в нач. 20 века.
- Формирование и развитие просветительских и демократических взглядов Абая Кунанбаева.
- Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология
- Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.
- Формирование философского понятия материи. Наука о сложной системной организации материи.
- Понятие движения, Движение и развитие. Основные формы движения.
- Пространство и время. Специфика пространственно- временных отношений в природных и социальных процессах.
- Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики? Единичное и общее, явление и сущность.
- Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека.
- Анализ общественно-исторический практики, общественных потребностей, интересов, целей.
- Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.
- Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык.
- Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.
- Формы общественного сознания: политическое, правовое сознание.
- Формы общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное сознание.
- Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины.
- Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания.
- Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства и способа производства.
- Единство и многообразие мировой истории. Революционный и эволюционный типы развития общества.
- Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.
- Субъекты и движущие силы исторического процесса. Понятие социальной группы.
- Культура и разделение труда. Социальные функции культуры.
- Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.
- Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Сущность и перспективы научно-технического прогресса, ее социальные последствия. Ограниченность и опасность технократического мышления.
Марксистская философия явилась преемницей предшествующих ей концепций и одновременно знаменовала собой существенное приращение нового знания, значительный прорыв в развитии европейской и мировой культуры.
Возникновение диалектико-материалистической философии, связанной с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, необходимо рассматривать как сложный, противоречивый процесс, в котором научность переплеталась с элементами романтизма и утопизма. Классический марксизм возник и формировался в 40-90 годы XIX века, причем многие его положения уточнялись и пересматривались по мере исторического развития западноевропейского общества.
Под историческими условиями возникновения марксистской философии принято понимать совокупность социально-экономических, политических и естественно-научных факторов европейскойцивилизации середины XIX века.
Социально-экономические предпосылки формирования диалектико-материалистических воззрений выражались в ускоренном развитии капиталистических отношений, когда все в большей степени стали обнажаться противоречия между трудом и капиталом. Один за другим следовали кризисы перепроизводства, которые сопровождались сокращением производства, безработицей, резким ухудшением социального положения наемных рабочих. В рамках существовавшей в то время философско-социологической теории дать правильное объяснение всему этому было невозможно. Требовался новый методологический подход к анализу происходящих процессов в обществе и соответствующие им научные обобщения и выводы.
Политическое положение в таких странах, как Франция, Англия, Германия отличалось сложностью и противоречивостью. Формировался новый субъект исторического процесса - пролетариат, который не принимался в расчет прежними теоретиками конца XVIII - первой половины XIX века. В 30-40-е годы XIX века он открыто заявил о своих экономических, социальных, политических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер.
Эволюция капиталистического способа производства требовала философской, социологической и политической теории общественного развития, способных не только дать адекватную оценку, но и предложить альтернативу существующему строю. Мирные способы разрешения антогонистических противоречий казались утопией. Общество нуждалось в новой философии и социологии, которые охватывали бы общество и природу, общество и человека, выявляли бы основные социологические противоречия и предлагали действенные способы их разрешения.
К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология.
Был сделан ряд открытий, свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории.
К опосредованным теоретическим источникам марксистской философии относятся учения древнегреческих мыслителей, идей эпохи Возрождения и Просвещения, а к непосредственным - философские и социологические взгляды немецких мыслителей: Г. Лессинга, И. Гердера, Ф. Шиллера, И. Гете, Г. Гейне и других. Особую роль при этом сыграла и классическая философия в лице таких ее представителей, как И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.
|