Парменид: бытие и мышление. Апории Зенона.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парменид: бытие и мышление. Апории Зенона.



План

1)Элеаты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).

2)Парменид: бытие и мышление

а) Бытие – то,что можно познать только умом.

б)Единственность, неделимость, нерушимость, непротиворичиовсть бытия

 

1)Элеаты — древнегреческие философы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.)

Парменид(VI – V в до н.э.): бытие и мышление.

а)Что же такое бытие ? Для Парменида важнейшее определение бытия - постижение его умом: то, что можно познать только умом, и есть бытие . Чувством же бытия недоступное.

В таком утверждении Парменида подчеркивается тождественность бытия и мышления .

б)Бытие - это то, что есть всегда, что единственное и неделимое, что нерушимое и непротиворечивое, «как мысль о нем».

 

Апории Зенона.

а)Ахиллес и черепаха

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

б)Дихотомия

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

в)Летящая стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

Демокрит, Эмпедокл, Анаксагор. Проблема строения и единства мира.

План

1)Демокрит(V- IV в. до н.э.), Эмпедокл ( V в. до н.э.), Анаксагор(VI –V в.до н.э.)

2)Проблема строения и единства мира

а)Демокрит

-Учение об атомном строение. Два основных положения.

Атом – вечнодвижущаяся неделимая частица. Все вещи образуются из сочетания атомов.

б)Анаксагор

-Учение о вечных элементах

-Вечные элементы и атомы в современном понимании

 

в)Эмпедокл

-Атомное строение вещества и мира в целом.

-Ввёл понятие элемента (начала, из которых состоит всё сущее – земля, вода, воздух, огонь)

Демокрит(V- IV в. до н.э.), Эмпедокл ( V в. до н.э.), Анаксагор(VI –V в.до н.э.)

Проблема строения и единства мира

а)Демокрит

Учение об атомном строении было самым научным по своим принципам и самым убедительным из всех, созданных философами ранее.

Картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления – это простейшая модель причинного взаимодействия.

Суть учения Демокрита сводилась к двум основным положениям:

1. Атом вечно движется в окружающей его пустоте. Атом – мельчайшая неделимая частица.

Все вещи образуются из сочетания атомов.

-Атомы, которые находятся в постоянном движении, соединяясь, образуют вещи.

-Когда атомы разъединяются, вещи гибнут

 

б)Анаксагор

Анаксагор учил о вечных элементах,.

В противоположность милетам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек(однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга.

Впрочем, вечные элементы(мясо, дерево) Анаксагора не похожи на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены - мясо, дерево и т. п.

 

в)Эмпедокл

Эмпедокл стоял на позициях атомного строения вещества.

Эмпедокл первым ввел в философию понятие «элементы», под которыми понимались те начала, из которых состоит все сущее, все вещи — земля, воздух, вода и огонь. Ему принадлежит догадка, что «ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться»

Жизнь и смерть Сократа, его учение: концепция полиса, роль разума в познании жизни, философия как рациональная критика, а не просто высказывания некритического личного мнения, диалектика как метод поиска истины.

 

План

1)Жизнь и смерть Сократа.

а)Сократ древнегреческий философ совершивший поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

б)О жизни и деятельности Сократа мы знаем из сочинений, написанных его учениками.

в)Активное участие Сократа в общественной жизни

- участие в Пелопонесской войне

- обучение учеников( Платона,Ксенофанта и других)

-приговорен к смерте в 399 г. до н.э.

 

2)Учение Сократа

а)Концепция полиса(власти)

- высшая и наиболее важная добродетель –политическая

- Политическая добродетель, как и добродетель в целом, есть знание.

б)Познание жизни

-«Познай самого себя» - главная мысль Сократа

-ценность самопознания превыше всякого другого

в) философия как рациональная критика, а не просто высказывания некритического личного мнения

- если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно

- Знание - источник нравственного совершенства

 

г) Диалектика как метод поиска истины у Сократа.

-диалектика — основной метод философского познания мира, базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса

 

1)Сокра́т ( V – IV в. до н.э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля.

Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество».

Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд.

 

Учение Сократа

а)Концепция полиса(власти)

Политико-правовые взгляды Сократа представляют собой составную часть всей его моральной философии. Высшей и наиболее важной добродетелью является добродетель политическая, к которой Сократ относил искусство управления полисными делами.

 

Политическая добродетель, как и добродетель в целом, есть знание. Он утверждал, что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасно (Из сочинений Ксенофанта)

 

б)Познание жизни

«Познай самого себя» - основная мысль Сократа.

Самопознание в устах древнего философа означало прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира , осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность. С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими бы полезными они ни были.

в)Философия как рациональная критика, а не просто высказывания некритического личного мнения

Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ . И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства. Поэтому нужно относиться критично, бороться с «инакомыслием». Ведь от этого зависит и благополучие общества по Сократу.

г) Диалектика как метод поиска истины у Сократа.

Существенным был вклад Сократа в развитие диалектики.

Диалектика — один из основных методов философского познания мира, базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса. Цель диалектического метода — попытаться разрешить этот конфликт путём рационального обсуждения



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.186.91 (0.012 с.)