ТОП 10:

Школа Элеатов. Парменид,Зенон.



Центр культурной жизни перемещается в южную италию. Одним из первых философов - элеатов явл Парменид (конец6-5в.д.н.э.). Фил Парменида направлена против движения Гераклита. Доказывает он это так: весь мир - это существенный шар, где нет пустоты и соответственно места для движения. Парменид считал, что бытие можно познать разумом, а не органами чувств. Кроме того бытие обладает следующими свой-ми: 1) Бытие вечно 2) Неизмено 3) Тождественно себе. Бытие - невидимый нами мир, в нем нет противоречий. Согласно Пармениду бытие это сверхдоступный мир, не доступен нашим чувствам, но мы можем о нем мыслить. Реальный мир- это мир небытия, он изменчив и текуч. В данном случае учение Парменида это пример рационалистической философии. Впервые именно школа элеатов противопоставила истенное бытие чувственномумиру, кроме того знание было противопоставленно мнению. Мнения-это наши повседневные представления. Знания это то, что дает разум. У парменида были последователи - Зенон, который взялся доказать основные положения философии Парменида.

ВОПРОС 9.

Апории Зенона.

Зенон был последователем Парменида, который взялся доказать основные положения философии Парменида. В 4в.д.н.э. Аристотель этот способ доказательства назвал диалектикой (искусство добиваться истины в споре). Зенон взялся доказывать что движения нет своими «апориями»: 1) Дихотомия - деление пополам. Чтобы пройти какое либо расстояние надо сначала пройти его половину. Оставшееся расстояние также делится пополам и т.д. Любой отрезок имеет бесконечное кол-во точек, которые подсчитать за конечный отрезок времени невозможно. 2) Ахилес и черепаха. Эта апория также основана на допущении актуальной бесконечности элементов непрерывной величины. Зенон доказывает, что Ахилес никогда не догонит черепаху, т.к. черепаха всеравно движется вперед. 3) Стрела. Летящая стрела на самом деле покоится. Он разделяет время на части и в каждый момент времени стрела покоится. В общем случае Зенон доказывает, что теоретически движение невозможно представить. Апории основаны на том, что любой отрезок делится на бесконечное число точек. Зенон делает вывод - ни множество ни движение не могут быть мыслимы без противоречий. В апориях Зенона впервые обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Элеаты следующим образом понимали бытие: 1) Бытие есть, не бытия нет. 2) Бытие едино, неделимо 3) Бытие познаваемо, небытие непознаваемо. Это первые зачатки рационализма.

ВОПРОС 10.

Атомистический материализм Демокрита.

Зенон пытался доказать, что вещи бесконечно делимы, что превело к противоречиям в объяснении движения. Атомисты предпологали, что существуют мельчайшие частицы, из которых состоят все вещи. Причем эти частицы находятся в движении, которое возможно потому, сто кроме частиц есть пустота. Они считали, что эти частицы неделимы и непроницаемы. Левкит - именно ему принадлежит идея о атомах. Демокрит(460-370) - ученик Левкнита, родился в городе Абдеры, Социальное положение принадлежит к представителям демократии. Исходным положением философии Демокрита явл: все вещи состоят из атомов и пустоты. При различных расположениях атомов они образуют все многообразие вещей. Для элеатов чувственно воспринимаемый мир это небытие, а для Демокрита это и есть реальный мир. Чувственное разнообразие мира Дем выводит из атомов. Поэтому для познания человеку необходимо ощущение, восприятие, но также Демокрит говорил, что этого для познания мира человеку недостаточно. Эта недостаточность и неточность добавляется и исправляется тонкими усмотрениями ума. Дем приводит разделение знаний: 1) Знание существующее во мнении 2) Знание существующее в действительности. Дем: «во мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, цвет и т.д. а в действительности существуют атомы и пустота». Философия Дем изучает не то, что заключается во мнении, а то, что лежит в основе всего. Дем развивает учение о причинности. Бессмертие души (которая также состоит из атомов) Демокрит отвергает. Учение Демокрита о познании: глубинные свойвства вещей постигаются только умом и это познание может быть достоверным. Дем анализирует основные формы мышления человека: понятие, суждение, умозаключение. Понятие выражается словами. Суждение - выражается в предложениях, обсуждение какого то явления. Умозаключение - состоит из нескольких суждений: исходных и выводов. Дем выступал против выводов не основанных на фактах.

ВОПРОС 11.

Софисты. Старшие младшие группы. Софистика.

Развитие демократии привело к подготовке юридических людей. Людей, которые обучали ораторскому искусству, красноречию, политике, их назвали софистами. Софисты в своих выступлениях использовали софистические рассуждения - софизм. Это такие рассуждения, в которых допускались логические неточности, ошибки с целью получить определенный вывод. В этом направлении софисты достигли наибольшего развития. Напр: 1) То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Ты имеешь рога. Здесь есть лог ошибка: средний термин отсутствует, т.к. понятие не потерял имеет разный объем. 2) Спор Протогора и Эватла. Если суд объявит Эватла то он заплатит, в противном случае Эватл выиграет свое первое дело и он заплатит Протогору по договору. Если суд решит Эватл не должен платить он не заплатит, а если суд решит, что Эватл должен платить за обучение, то он проиграл свое дело по договору и не заплатит. 3) Эпиминид сказал, что все критяне лгуны, но Эпиминид сам критянин, следовательно он лгун, но раз Эпиминид лгун, значит он сказал неправду, следовательно критяне не лгуны и Эпиминид сказал правду и т.д. (из того, что Эпиминид лгун не вытекает, что он сказал неправду). В последствии софистами стали называть людей, которые в своих речах стремились не к выяснению истины, а к доказательству определенной точки зрения любой ценой. Ошибки софистов: 1) Абсолютизация относительного значения. К старшей группе софистов относится Протагор, Горний, Продик. Протагор говорил «все значения, оценки истины относительны, истины как таковой не существует. Человек есть мера всех вещей» Т.е. всякое значение добытое человеком субъективно. Кроме этих положений Протагор занимался текучестью (изменчивостью) материи и наших мыслей, поскольку каждому утверждению можно противопоставить противоположное утверждение. Горний доказывал, что ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно не опзнаваемо, то оно все равно невыразимо и неизъяснимо. Софисты младше группы: Ликофран, Элкудан, Фразимах.Фразимах продолжает учение старшей группы об относительности человеческих знаний. И это учение распространяет на все социальные, этические нормы. Он говорил «справедливость в обществе, это, то что полезно сильному» т.е. каждая власть устанавливает законы полезные ей самой. Для всех софистов (и старш и младш) характерно критическое отношение к социальным нормам, власти, очевидным знаниям и т.д.

ВОПРОС 12.

Философия Сократа.

Сократ(469-399г.д.н.э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Аристофен, Евклид из Мегары. Об учении С., который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Стремление мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познавания С. выразил формулой: “Познай самого себя”. Высшая форма знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. Раскрывая понятие через определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С. сравнивал с “искусством повивальной бабки”; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

ВОПРОС 13.

Философские взгляды Платона

Основные работы Платона(427-347 г.д.н.э.) были в виде диалогов. Платон был учнеником Сократа, поэтому в диалогах одним из главных лиц был Сократ. Диалоги Платона: «Протагор», «Театет»(критика учения Гераклита), «Менон»(излагает мифологическую теорию воспоминания), «Пир»(в нем идет спор софистом, Сократом, врачом, трагическим поэтом...) «Федок»(учение о бессмертности души), «Государство»(здесь Платон излагает систему государства). Идеалистическая этика Сократа ляга в основу учения Платона. Кроме тго Платон основывался на учениях элеатов(о бытие), пифагорском учении о числах. Учение Платона - философия объективного идеализма. По Платону мир чувственных вещей не является миром подлинно сущего, он изменчив, не постоянен. Только простое и устойчивое может быть подленной сущностью. По его мнению сущностью мира явл идеи, они безтелесны, неизменны, недоступны чувствам, постич их можно только разумом. Идеи являются причинами чувственных вещей, они порождают, создают, чувственные вещи. Пла не дал четкого ответа на вопрос какие сущетсвуют взаимоотношения между идеалами чувственными вещами. Взаимоотношения и вещами: 1) Чувственные вещи подрожают идеям, как своим образцам 2) Чувственные вещи участвуют в идеях 3) идеи присутствуют в вещах. Среди идей есть внешняя идея- идея блага(добра), человеку эта идея недоступна(трансцендентна). Платон представлял себе мир в виде пирамиды ** Идея блага ** Материя (небытие) остальные вещи (бытие). Но не только идеи участвуют в создании вещей, в создании вещей участвует и материя. В диалогах «Пир» и «Парменид» Платон по разному объясняет происхождение щувственных вещей. В диалоге «Парменид» взаимоотношения между бытием и небытием происходит в самих идеях. В диалоге «Пир» мир бытия это идеи, мир небытия это материя, чувственные вещи находятся между этими 2мя мирами. **Проблема души и тела** Знание являтеся основанием для нравственных поступков. Платон различает в человеке бессмертную душу(единную, недилимую) и смертное тело(делимо, состоит из частей). Душа бессмертна, её сущность в самодвижении. Почему душа нуждается в теле?(на этот вопрос Платон не смог ответить). Душа человека состоит из 2 частей: высшая часть разум- может созерцать мир идей. Низшая часть - чувства. После смерти тела душа отделяется от тела, чтобы вселиться в другое живое существо. Самые совершенные души переселяются в царство идей. Согласно теории Платона - познания человека это воспоминание души человека, её пребывания в мире идей. Душа стремится к совершенству, для этого необходимо подчинить свои чувственные влечения и стремиться к благу(добру). **Этика Платона** Всех людей Платон делит на три типа, в зависимостиот того, какая часть души преобладает: 1) Разумная часть - эти люди стремиятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к добру.(мудрецы или философы) 2) Аффектиная часть- человек стремится к благородному, эти качества нужны воинам 3) Вожделяющий тип людей - склонны заниматься физическим трудом, они обеспечивают материальную жизнь государства (ремесленники, крестьяне). Плавной добродетелью Платон считает меру. **Учение Платона о государстве** - Человек существует для государства, а не государство для человека.

ВОПРОС 14. 15.

Философия Аристотеля.

Аристотель(384-322)- это мыслитель, который исследовал существеннейшие формы диалектического мышления. В первые годы своей жизни Аристотель учился в Академии Платона(20 лет). Позже Аристотеля пригласили воспитывать Александра Македонского. 335г. Арстотель создает свою школу. Школа Аристотеля была соединена с храмом Аполлону. Начиная с 2 периода жизни Аристотель создает свою философию. По содержанию трактаты Ар-ля можно разделить на 7 групп: 1) Физические трактаты («Физика») 2) биологические трактаты («О душе») 3) Сочинения о «первой философии»(Метафизика) 4) Этические сочинения («Эвдемова этика») 5) Социально-политические, историчесике сочинения («Политика») 6) Сочинения о обществе, поэзии («Поэтика») 7) Логические трактаты («Категории»). Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для каждой из наук определена область исследования. Теоретические науки: 1) Метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего 2) Физика - изучает состояние тел и определенные материи 3) Математика - изучает абстрактные свойства реальных вещей. Практические науки: 1) Этика 2) Экономика 3) Политика. Науки об обществе: 1) Поэтика 2) Риторика - теория ораторского искусства 3) ремесленное искусство. Аристотель явл родоначальником вышеперечисленных наук, но некоторые науки претерпели изменение, а некоторые остались (логика). Аристотель сформулировал три закона логики: 1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе. Это означает, что нельзя произвольно подменять содержание тех понятий, которые мы употребляли в рассуждении т.е. понятие должно иметь один смысл.. Всемирное тяготение - закон. Вывод: Всемирное тяготение публикуется в спец кодексах.(ложь). 2) Закон противоречия - две противоречивые мысли не могут быть вместе истинными. (а не есть а(с чертой)) одна из них будет ложной или ложными

ВОПРОС 18.

Средневековая философия.

До сих пор спорят как дотировать средневековую философию. (4...5 - 15в.н.э.). Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия. Идея Христианства лежит в идеи божьего спасения. Одной из главных и важных идей которую выдвинуло христианство это то, что все люди перед богом равны. Основным источником христианства была иудейская религия, христианская религия полностью приняла еврейский старый завет. В начале христианство в основном было религией угнетенных масс. Постепенно к этой религии присоединяются и другие классы общества. Но клир (место священников и т.д.) захватили именно богатые слои общества. Позже при Константине Великом христианство в Римской империи признается государственной официальной религией. Все языческие культы были запрещены. Халкидонский собор(451г) закрепил официально положение христианской религии в Риме. Христианская религия вырабатывает определенно мировоззрение, которое и называют христианской философией. Первой фазой христианства была патристика, которую делят на два этапа: 1) на первом этапе заложена сильная единая церковь и изложены основные христианские догматы (325г. Николаевский собор). 2) второй этап патристики характеризуется творчеством Августина. Патристику разделяют 1) По роли в обществе а) апологическая б) систематическая 2) По развитию а) западная б) восточная 3) греческая и латинская. Второй фазой была эпоха схоластики (8-14..15в) В этот период христианская философия развивается более основательно. Схоластика делится на 1) Ранняя схоластика 8...12в 2) Расцвет 13в 3) Поздняя схоластика 14...15в Для схоластики характерна связь с работами Аристотеля. Филисофия Аристотеля считались образцом.

ВОПРОС 19.

Философия Августина.

. Основные принципы философии Августина: бог первичен, бог является высшей сущностью, его существование ни от кого не зависит. Бог это причина всего сущего, бог не только сотворил мир, но он продолжает творить мир и постояно сохраняет его. Бог это главный предмет познания человека, он является причиной познания. Бог явл наивысшим благом и причиной всякого блага. Душа человека не содержит ничего материального и она имеет только одну функцию мышления. Душа дана богом, она бессмертна. Познает бога не тело, а душа. Тело мешает человеку познать бога. Человек должен жить духом. Что главное в духовной жизни человека? Августин считал, что основой духовной жизни явл воля. Человеческая сущность характерезуется активностью и действием. Разум человека имеет пассивный характер. Воля - способность к активному действию. Августин говорит, что многое происходит случайно, но само создание мира не было случайностью. Августин, как и Платон, различает 2 мира: 1) иИдеальный мир в Боге 2) Реальный. Для Авг цель и смысл человеческой жизни - это достижение счастья. Достижение человеческого счастья возможно благодаря познанию бога и спокойствию души. Познание бога невозможно чувственным путем. Априории - знания, которые черпаются из души, а не из опыта. ВОПРОС 20.

Философия Фомы Аквинского.

Фома представитель средневековой схоластики. Его учителем был философ Альберт Великий. Начал свою академическую деятельность в Париже, где был известен преподавателем теологии. Фома Положил начало всех христианской философии. Его труды: 1) Комментарии к работам Аристотеля 2) Теологические трактаты («Суммы теологии») 3) Работы с полемикой по разным вопросам теологии. Фома рассматривает поведение добродетеля (греческие): 1) Мудрость 2) Отвага 3) Умеренность 4) Справедливость. К греческим Фома добавляет христианские: 1) Вера 2) Надежда 3) Любовь. Человек счастлив в познании и созерцании Бога (так Фома понимает счастье). Целью человека явл познание, созерцание и любовь к богу. Фома считал, что бытие Бога можно доказать и разумом (что не типично для средневековой философии). Он приводит 5 доказательств бытия бога: 1) Все что движется, движимо чемто другим, и этим первым двигателем явл Бог 2)

ВОПРОС 6.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.254.197 (0.009 с.)