Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гегелевская концепция истории философии↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
¨ Задача превращения истории философии в науку ¨ Проблема возможности истории философии ¨ Предмет истории философии ¨ Понятие развивающейся идеи ¨ «В себе» и «для себя» ¨ Понятие конкретности идеи ¨ Логические и исторические ступени мысли ¨ От абстрактного к конкретному ¨ История философии как система развития идеи ¨ Историко-философское резюме Гегеля ¨ Философия как «субстанциальный дух ее эпохи» ¨ Невозможность непредвзятой истории философии ¨ Оценка философских учений по отношению всеобщему ¨ Контрольные вопросы
Задача превращения истории философии в науку. Гегель был первым, кто попытался представить историю философии в качестве науки. Научный подход подразумевает не просто собирание фактов в их случайной данности, но установление необходимой и закономерной связи между ними. Как раз такой связи и не находили авторы «историй философии», излагавшие «мнения» философов. «Нет... недостатка в многотомных... историях философии, в которых нет познания самого предмета...» 1 — отмечал Гегель. То есть в них нет познания ни истории как связной последовательности, ни философии как выражения истины, а не мнений. Обзоры многообразия философских учений, не притязающие на усмотрение смысла в этом многообразии, подрывают доверие к философии как науке. «…Преимущественно из истории философии черпают доказательство ничтожности этой науки» 2, — констатировал Гегель. Научный интерес истории философии, по Гегелю, состоит в том, чтобы находить существенную связь между ранее возникшими философскими учениями и «той ступенью, которой философия достигла в настоящее время» 3. Гегель считал, что для обеспечения научности истории философии необходимо решить следующие задачи: 1) Определить сущность истории философии, а для этого нужно выяснить ее значение, понятие и цели. Тем самым определится и способ ее трактовки. 1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. — СПб.: Наука, 1993. — С. 67. 2 Там же. — С. 66. 3 Там же. — С. 69.
2) Установить понятие самой философии. Это позволит выделить философию среди таких многообразных явлений духовной культуры, как религия, политическая история, искусство, наука и др. 3) Определить деление хода истории философии на необходимые периоды. Это деление должно показать историю философии органически прогрессирующим целым, разумной связью. «...Благодаря единственно лишь этому сама история философии приобретает достоинство науки» 1. Проблема возможности истории философии. Однако возможна ли вообще история философии? Может показаться, будто само понятие об истории философии содержит в себе внутреннее противоречие. Ведь философия должна выражать истину, а истина («идея», по Гегелю) неизменна. Значит, учение, выражающее истину, должно быть неизменно, т. е. оно не должно бы иметь историю. Если разные мыслители высказывали бы не истину, а всего лишь мнения, то имелась бы не история философии, а всего лишь история произвольных мнений, нелепиц и заблуждений. Они не имели бы научной ценности, а были бы всего лишь предметом праздного любопытства. Однако, по словам Гегеля, «философия есть объективная наука об истине, наука о ее необходимости, познание посредством понятий, а не мнение и не тканье паутины мнений» 2. Вышеуказанное противоречие Гегель считал кажущимся. «...Многообразие философских систем не только не наносит ущерба самой философии... наоборот, такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии, <…> это является ее существенной чертой» 3. Предмет истории философии. «История философии есть история открытия мыслей об абсолютном, составляющем ее предмет» 4. Понятие развивающейся идеи. Чтобы понять, что множество философских учений — это необходимые ступени постижения истины, нужно предварительно уяснить два абстрактных понятия: понятие развития и понятие конкретного. Можно даже свести дело к одному понятию, к понятию развития. В итоге у Гегеля оказывается, что разные философские учения — это необходимые ступени познания идеи. По Гегелю, «...идея есть мысль в ее целостности и ее в себе и для себя сущем определении. Но идея есть, следовательно, истина, и единственно лишь она есть истина; существенная же черта природы идеи состоит в том, что она развивается и лишь через развитие постигает себя, — состоит в том, что она становится тем, что она есть» 5. «В себе» и «для себя». Понятие развития Гегель пояснил при помощи понятий «в себе» и «для себя». Что они означают? Они означают два 1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. — С. 74. 2 Там же. — С. 78. 3 Там же. — С. 83. 4 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. — М., 1975. — С. 64. 5 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. — С. 85.
состояния: «одно есть... задаток, способность, в-себе-бытие (как я это называю), potentia δύναμις, второе есть для-себя-бытие, действительность (actus, ενέργεια)» 1. Короче говоря, это — возможность и действительность, потенция и акт. Например, когда говорят, что человек от природы разумен, это не значит, что он рождается сразу разумным, но значит, что он имеет возможность стать разумным. Новорожденный имеет («в себе») возможность разума, которая может стать действительностью, т. е. осознанной («для себя») способностью. Развиваясь, человек становится (в действительности) тем, что он есть (в возможности). Переход разумности от состояния «в себе» (возможности) к состоянию «для себя», к осознанию себя как действительности, представляет собой развитие. В процессе развития то, что было «в себе» (в потенции), осуществляется. Так, семя содержит в себе возможность растения, а оно, осуществившись, дает плод и новое семя. Цикл развития завершается возвратом к началу: «Зародыш хочет породить лишь самого себя, раскрыть то, что есть в нем, чтобы затем снова возвратиться к себе, снова возвратиться в то единство, из которого он изошел» 2. Однако новое зерно — уже другой индивидуум, в царстве природы нет полного возврата к себе. «В царстве духа дело обстоит иначе; он есть сознание... в нем начало и конец совпадают....Дух, после того как он сделал себя иным, снова концентрируется в себя, снова возвращается в единство. …Благодаря этому дух находится у самого себя в своем другом» 3. Для духа его былое остается с ним, не превращается в другой индивидуум. Выход духа к другому состоянию и возврат к своему началу (при сохранении другого в себе) Гегель считал «высшей абсолютной целью». В этом выходе к другому и возврате к себе дух отстраняется от себя, чтобы сделать себя предметом своего познания. Познавая таким образом свои возможности (то, что было «в себе»), превращая их в действительность («для себя»), дух обогащается, развивается и «достигает своей свободы, ибо свободно то, что не имеет отношения к другому и не находится в зависимости от него». Всякое другое оказывается собственным достоянием духа — значит, дух не зависит от чего-то другого как если бы оно было внешнее для него. «...Деяние духа состоит в познании себя. Я существую, есмь непосредственно, но я существую так, лишь как живой организм; но как дух я есмь лишь постольку, поскольку я себя знаю....Отличением меня от меня самого дух дает себе существование, полагает себя как внешнего самому себе...» 4 Понятие конкретности идеи. В-себе-бытие и для-себя-бытие — это абстрагированные друг от друга моменты одной и той же деятельности. Деятельность соединяет в себе возможность и действительность, «и это 1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. — С. 85. 2 Там же. — С. 86. 3 Там же. — С. 87. 4 Там же. — С. 94.
единство различного и есть именно конкретное» 1. Сочетание понятий конкретного и развития дает Гегелю «движение конкретного». По Гегелю, идея конкретна, поскольку «она есть единство различных определений». Ей присущи жизнь и духовность, она «движется внутри себя, развивается». Она есть «органическая система, целостность, содержащая в себе множество ступеней и моментов» 2. Логические и исторические ступени мысли. Философия является познанием развития идеи. Она есть мышление посредством понятий, которое также развивается и воспроизводит в своем развитии ступени развития идеи. Таким образом, история философии представляет ступени познания идеи. Ступени развития мысли выявляются двумя способами: логически и исторически. Во-первых, сама философия способна логически выводить последовательные формы мысли. Во-вторых, эти ступени проявляются во времени в виде события, когда в том или ином месте, у того или иного народа, при определенных обстоятельствах появляются те или иные философские учения, которые и являют собой историю философии. Гегель полагал, что «последовательность систем философии в истории та же самая, что и последовательность в выведении логических определений идеи» 3. От абстрактного к конкретному. Гегель отмечал, что истории философии, как и всякому процессу развития, свойственна следующая закономерность: ранние ступени развития наиболее абстрактны, бедны содержанием, а поздние ступени более конкретны и богаты определениями. История философии как система развития идеи. История философии представляет собой процесс нахождения и осуществления мыслью самой себя. Лишь в этом процессе философская мысль существует и является действительной. «Системы философии суть эти акты порождения...» 4 Однако простой взгляд на множество философских учений не видит в этом множестве единства. Для того, чтобы усмотреть в истории поступательное движение философии, нужно предварительно познать идею. Иначе «глазу, лишенному руководящей идеи», история философии «представляется лишь беспорядочным собранием мнений». Но собрание мнений не является научной историей философии. «...Лишь та история философии заслуживает название науки, которая понимается как система развития идеи; собрание разрозненных знаний не составляет науки...» 5 «Философия, таким образом, есть развивающаяся система, и такова также история философии; это — тот основной пункт, то основное понятие, которое выяснит нам даваемое мною изложение этой истории» 6. 1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. — С. 88. 2 Там же. — С. 90. 3 Там же. — С. 92. 4 Там же. — С. 72. 5 Там же. — С. 93. 6 Там же. — С. 91.
Историко-философское резюме Гегеля. Из своих рассуждений Гегель сделал следующие выводы: 1) Философия, не достигшая полноты познания идеи, является лишь преходящей формой развития. 2) Каждая система философии возникла по необходимости и сохраняет свое значение в философии как момент единого целого. Со временем опровергается не принцип той или иной философии, а только предположение, что данный принцип является окончательным и абсолютным. 3) Каждый принцип господствовал в свою эпоху. 4) Хотя философское знание исторически изменяется, содержанием этой истории являются научные продукты разума, имеющие непреходящее значение. Философия как «субстанциальный дух ее эпохи». Историческое развитие философского знания происходит не в мышлении индивидуума, а во всеобщем духе. Оно воплощается «во всем богатстве своих форм во всемирной истории. В этом процессе развития... данный народ и данное время выражают лишь данную форму,...более же высокая ступень появляется, напротив того, спустя много веков у другого народа» 1. Духовное наследие предшественников является основой духовной жизни для последующих поколений. Современная философия с необходимостью вытекает из предшествующей. Каждая система философии «отображает особенную ступень развития, принадлежит своей эпохе и разделяет с нею ее ограниченность», являя собой «звено всей цепи духовного развития». Философия, по Гегелю, «представляет собою субстанциальный дух ее эпохи» 2. Невозможность непредвзятой истории философии. Гегель полагал, что нельзя создать совершенно «непредвзятую» историю философии. Ведь нужно сначала теоретически постичь «идею», чтобы установить закономерную последовательность философских систем согласно идее. Поэтому Гегель отвергал «требование, чтобы историк философии не имел собственной системы, ничего не привносил от себя и не произносил суда над излагаемыми им учениями» и утверждал, что «история философии... не может излагаться без собственного суждения историка» 3. Оценка философских учений по отношению всеобщему. Историко-философское исследование требует не только излагать философские учения в их последовательности, но и оценивать их значение. Такие оценки возможны только благодаря соотнесению данной философии со всем философским процессом в целом. По словам Гегеля, «дух требует, чтобы он получил общее представление о цели и назначении целого... ибо отдельные части обладают на самом деле своей главной ценностью лишь через их отношение к целому....История кажется на первый взгляд последовательным рядом случайных событий, в котором каждый факт стоит сам по себе, совершенно изолированно от других, и она показывает нам лишь временную 1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. — С. 95. 2 Там же. — С. 111. 3 Там же. — С. 159.
связь между ними....Значительное в истории значительно лишь благодаря своему отношению к некоему всеобщему и своей связи с ним. Иметь перед своими глазами это всеобщее означает поэтому понять смысл» 1. Несмотря на то, что гегелевская историко-философская концепция в дальнейшем многократно подвергалась критике, она сыграла выдающуюся роль как первая и потому «образцовая» попытка систематического изложения истории философии.
Контрольные вопросы Почему Гегель утверждал, что «преимущественно из истории философии черпают доказательство ничтожности этой науки»? Какие задачи, согласно Гегелю, должна решать история философии как наука? В чем состоит, по Гегелю, кажущееся противоречие между философией и историей философии? Что такое «идея», по Гегелю? Как Гегель объяснял процесс развития при помощи понятий «в себе» и «для себя»? Что, по Гегелю, является «высшей абсолютной целью» духа? Каким образом, по Гегелю, дух дает существование и свободу самому себе? В чем, по Гегелю, состоит конкретность идеи? Как у Гегеля соотносятся логический и исторический аспекты истории философии? Что значит, по Гегелю, историческое движение философии от абстрактного к конкретному? Возможно ли, по мнению Гегеля, непредвзятое научное исследование истории философии (без предопределенной идеи)? В чем, согласно Гегелю, состоит относительность и абсолютность философских учений, появлявшихся на протяжении истории? Каков смысл тезиса Гегеля о том, что философия «представляет собою субстанциальный дух ее эпохи»? На чем, с точки зрения Гегеля, должны основываться оценки значения философских учений? В чем заключается значение гегелевской истории философии? 1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. — С. 73.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.009 с.) |