Историко-философская концепция В. Виндельбанда



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-философская концепция В. Виндельбанда



¨ История слова «философия»

¨ Проблема определения предмета и метода философии

¨ Понятия ценности и нормы

¨ Нормативное сознание

¨ Определение философии

¨ Понятие истории философии

¨ Отличие от гегелевской трактовки истории философии

¨ Три фактора движения философской мысли

¨ Задачи философско-исторического исследования

¨ Критика и оценка философских учений

¨ Принципы имманентной критики

¨ Контрольные вопросы

 

Попытку разработать целостный научный подход к истории философии предпринял Вильгельм Виндельбанд (1848–1915), виднейший представитель неокантианства. Он сформулировал и обосновал (с неокантианских позиций) принципы и методы историко-философского исследования, написал фундаментальные труды «История новой философии» (1878–1880), «История древней философии» (1888). По оценке русского историка философии Б. В. Яковенко, «Виндельбанд — первый историк философии, создавший живую историко-философскую схему. И потому он, собственно, первый историк философии вообще в прямом и точном смысле этого слова» 1.

Виндельбанд высоко оценивал попытку Гегеля применить научный подход к истории философии. Вместе с тем он считал ошибкой подгонку исторических фактов под предвзятую идею. Историк должен опираться на факты, а не просто приспосабливать их к идее.

История слова «философия». Итак, предметом историко-философского исследования должно быть действительное развитие философии. Однако что такое философия? Нельзя просто принимать за философию то, что называли словом «философия». Ведь на протяжении истории оно не раз меняло смысл — одним и тем же словом называлось разное. Но историку нужно проследить изменение одного и того же, а не разных предметов, называемых одним и тем же именем. В противном случае, как заметил Виндельбанд, излагать историю философии было бы так же бессмысленно, как писать историю всех людей по имени Павел: между ними нет ничего общего, кроме имени, которое может даваться случайно и произвольно, а значит, у множества Павлов нет единой истории.

1 Яковенко Б. Вильгельм Виндельбанд // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. — М., 1995. — С. 661.

 

То, что называли в разные эпохи словом «философия», представляло собой некую «науку», хотя это были разные науки. Виндельбанд выделил четыре основных понимания философии: 1) сначала так называли науку вообще, пока наука еще не разделилась на ветви; 2) когда произошла дифференциация наук, философией стали называть знание, обобщающее результаты отдельных наук; 3) затем философией называли дисциплину, служащую для рационального выражения религиозных воззрений; 4) наконец, в новое время философией стала называться теория науки (теория познания). Рассмотрев вариации понятия «философия», Виндельбанд сделал обобщение: «История названия «философия» есть история культурного значения науки» 1.

Проблема определения предмета и метода философии. Далее возникают вопросы: имеет ли философия право называться наукой? не является ли она всего лишь смесью неотчетливых представлений? имеет ли она по сравнению с другими науками свой особый предмет и свой специфический метод? Ответы на эти вопросы связаны у Виндельбанда с теорией ценностей (аксиологией), которую он разрабатывал.

У каждой науки есть свой предмет, относящийся к реальности. Реальность «поделена» между науками так, что для философии не осталось своего надела. В этом смысле философия подобна королю Лиру, который раздал все имущество дочерям и сам остался ни с чем. Тем не менее, философия имеет свой предмет, правда, не существующий в реальности. Но поскольку он не реален, а идеален, постольку никакая другая наука не может «отнять» его у философии. Этот предмет — общезначимые ценности.

Понятия ценности и нормы. Ценности — это не «вещи», а требования разума. Разум требует должного, т. е. того, чего нет, но чему должно быть. Так, по отношению к знаниям, разум предъявляет требование истинности, к чувственно воспринимаемым вещам разум предъявляет требование красоты, к поступкам — требование нравственного добра. Таким образом, истина, добро и красота — это идеальные общезначимые ценности. С ними люди соотносят и на их основании оценивают все то, что встречается им в реальности. Ценностями обусловлены нормы — то, что принято считать истинным, добрым и красивым в данном сообществе. «В соответствии с этими нормами, — писал Виндельбанд, — определяется ценность реального. Только они делают вообще возможными общезначимые оценки совокупности тех объектов, которые познаются, описываются и объясняются в суждениях остальных наук» 2. У всякого сообщества, народа, культуры, эпохи могут быть свои нормы. Таким образом, нормы могут варьироваться, хотя ценности как таковые вечны и неизменны. То есть, несмотря на то, что нормы оценки могут меняться, требования истинности, добра и красоты остаются всегда.

1 Виндельбанд В. Что такое философия? (О понятии и истории философии) // Там же. — С. 34.

2 Там же. — С. 52.

 

Нормы оценивания, которыми люди руководствуются, не могут быть выведены и строго доказаны на основании каких-либо данных. Нормы доходят до сознания людей в ходе их деятельности и общения. Нормы — это то, что индивидам приходится признавать, чтобы совместная их деятельность и общение были возможны. Так, по мнению Виндельбанда, «логический закон противоречия или моральный принцип долга нельзя доказать: их можно лишь довести до сознания» 1, они должны быть просто осознаны как нечто очевидное. С человеком, например, не признающим, что противоречия в рассуждениях недопустимы, невозможно вести научную дискуссию.

Нормативное сознание. Система норм — это «нормативное сознание», или «сознание вообще». Такое сознание — лишь идеал, оно не существует эмпирически, в реальности. «…В эмпирической действительности духовной жизни людей они [нормы. — А. Д.] применяются лишь частично» 2. Философия должна изучать эмпирическое сознание, выявлять в нем представления о нормах, исследовать тенденции развития этих представлений, т. е. прогресс в осознании людьми общезначимых норм.

Определение философии. Философия, по определению Виндельбанда, это — критическая наука об общеобязательных ценностях. Это значит: предметом философии являются общеобязательные ценности, а ее методом — критика.

Вместе с тем «философия — это наука о нормативном сознании», или — наука о разуме. «…Нормативное сознание есть именно то, что в повседневном языке подразумевается под словом «разум» и обозначается им, то, что должно быть значимым, возвышающимся над личностью, и … поэтому философию можно называть наукой о разуме» 3.

Понятие истории философии. Эмпирическое сознание не тождественно с идеальным. Иначе говоря, система норм, уже дошедших до человеческого разумения и применяемых людьми, никогда не совпадает идеальной системой норм, «нормативным сознанием», т. е. ни одна наша система норм не идеальна. Это дает Виндельбанду основание полагать, что «исторический процесс развития человеческого духа можно рассматривать с той точки зрения, согласно которой в нем при разработке отдельных проблем… постепенно пробивается сознание норм и он в своем прогрессивном развитии все глубже и разностороннее овладевает нормативным сознанием» 4.

Вышесказанное позволяет теперь понять, что такое, по Виндельбанду, история философии как процесс, как научная и учебная дисциплина. Суть истории философии состоит в постепенном уяснении сознанием идеальных норм оценивания. «…Уяснение абсолютных норм есть конечный

1 Виндельбанд В. Что такое философия? — С. 52.

2 Там же.

3 Там же. — С. 53.

4 Там же.

 

результат культурной деятельности, а задача философии — доводить до нашего сознания посредством научного исследования эти нормы в их взаимной связи и необходимом расчленении». История философии должна исследовать эмпирический (или фактический) генезис норм. «…История философии должна была бы показывать <…> постепенный прогресс научного духа, работавшего над разрешением формулированной здесь задачи» 1.

По определению Виндельбанда, «предмет истории философии составляют те комплексы понятий, которые надолго послужили живыми формами мышления и нормами суждений и в которых нашла себе рельефное выражение имманентная внутренняя структура человеческого духа» 2.

Отличие от гегелевской трактовки истории философии. Виндельбанд в отличие от Гегеля, не считал, будто история вообще и история философии в частности представляют собой процесс самореализации и самопознания идеи. С точки зрения Гегеля, логика развития идеи независима от фактической истории философии; порядок развития идеи постигается путем логической реконструкции, а не путем изучения фактов истории. Как заметил Виндельбанд, для Гегеля эмпирические явления оказываются «ненужными мелочами».

Напротив, Виндельбанд в своих историко-философских исследованиях придавал фактам основополагающее значение. Он ставил перед собой задачу выяснять, «благодаря каким мыслительным процессам проникли в сознание и развились в течение истории те принципы, по которым мы понимаем и оцениваем мир и человеческую жизнь» 3. Историю философии он стремился представить главным образом как историю проблем и понятий. Виндельбанд полагал, что «эта задача может быть разрешена не посредством логической конструкции, а только путем всестороннего, беспристрастного исследования фактов» 4.

Три фактора движения философской мысли. Виндельбанд констатировал, что фактическое содержание истории философии может интерпретироваться в трех аспектах: 1) прагматическом, 2) культурно-историческом, 3) психологическом (или индивидуальном) — «соответственно трем факторам, определяющим движение мышления». Он полагал, что «было бы неправильно отдавать исключительное предпочтение тому или иному из них» 5.

Под прагматическим фактором Виндельбанд подразумевал влияния, которые оказывают на философа учения и проблемы, сформулированные другими философами, предшественниками или современниками.

1 Виндельбанд В. Что такое философия? — С. 54.

2 Виндельбанд В. История философии. — К., 1997. — С. 25.

3 Там же. — С. 9.

4 Там же. — С. 10.

5 Там же. — С. 24.

 

Культурно-исторический фактор представляет собой влиятельные умонастроения определенного времени, «самосознание эпохи». Этот фактор связан с важными событиями в общественной, политической, религиозной, художественной жизни, научными открытиями, которые «дают философии внезапные толчки и создают новые стремления», выдвигают одни проблемы и отставляют на задний план другие.

Под индивидуальным (или психологическим) фактором подразумеваются личные особенности философа, связанные с его характером, судьбой, жизненным опытом. Во всякой философской системе так или иначе проявляется личность ее творца.

Задачи философско-исторического исследования. По мнению Виндельбанда, историко-философское исследование должно решать следующие задачи: 1) устанавливать данные о жизни, интеллектуальном развитии и учениях философов; 2) выявлять зависимость учения философа от воззрений предшественников, от господствующих идей эпохи, от его собственного характера и образования; 3) оценить значимость рассматриваемых учений по отношению к общему развитию философии.

Главными источниками философско-исторического исследования являются сочинения самих философов.

Критика и оценка философских учений. «История философии, подчеркивал Виндельбанд, — критическая наука: она обязана не только изложить и разъяснить, но и дать оценку достигнутых в течение исторического развития результатов». Если историк не способен дать оценку, это значит, что он при отборе материала и его интерпретации не руководствуется определенной нормой и действует «лишь на основании инстинкта».

Определение принципов для критической оценки отдельных учений — наиболее трудное дело. «…Масштабом оценки не должны служить ни чисто субъективный взгляд историка, ни его философские убеждения», хотя трудно преодолеть «искушение уложить все течения и формы в прокрустово ложе своей системы» 1.

Принципы имманентной критики. Виндельбанд полагал, что научная история философии должна руководствоваться принципами имманентной критики. Эти принципы следующие.

1) Историк должен анализировать и оценивать формально-логическую последовательность во взглядах и сочинениях авторов. Нужно обращать внимание на то, удалось ли автору добиться согласования различных элементов своего учения.

2) Историк философии должен оценивать научную и философскую значимость анализируемых воззрений.

1 Виндельбанд В. Что такое философия? — С. 24.

 

Контрольные вопросы

Как В. Виндельбанд расценивал гегелевскую концепцию истории философии?

Какие значения имело, по В. Виндельбанду, слово «философия» на протяжении истории?

Что, по В. Виндельбанду, является предметом философии?

Что такое ценности и нормы, по В. Виндельбанду?

Чем, по В. Виндельбанду, различаются эмпирическое и нормативное сознание («сознание вообще»)?

В чем, по В. Виндельбанду, состоит суть истории философии?

Чем трактовка история философии у В. Виндельбанда отличается от гегелевской?

Какие три фактора, по В. Виндельбанду, обусловливают движение философской мысли?

Каковы, согласно В. Виндельбанду, задачи историко-философского исследования?

Какими принципами, по В. Виндельбанду, должен руководствоваться историк философии в ходе критики и оценивания философских учений?

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.173.249 (0.012 с.)