Какой регулятор пришел на смену свободному рынку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой регулятор пришел на смену свободному рынку



Механизм саморегулирующегося рынка не выдержал сурового испытания на практике. Это подтвердил мировой экономический кризис 1929–1933 гг.

Xозяйственный развал, вызванный разрушительным кризисом, породил громадную угрозу экономической и социальной безопасности в самом центре капиталистического мира – в США. Чтобы оздоровить экономику и спасти господствующий общественный строй от краха, избранный в 1932 г. президент США Франклин Рузвельт принял ряд чрезвычайных мер по государственному регулированию хозяйства страны. Государство непосредственно проводило реформирование социально-экономических отношений производства, распределения и обмена.

Экономический кризис 1929–1933 гг. вызвал коренные изменения в экономической теории. Выдающийся английский экономист Джон Кейнс разработал новую модель регулирования национальной экономики.

В противовес принципу невмешательства государства в экономику Дж. Кейнс признал ведущую роль государства в регулировании национального хозяйства. Главная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить большой объем «эффективного спроса», ведущего к росту доходов. Предполагалось развивать два вида макроэкономического спроса: а) платежеспособную потребность населения в предметах потребления и б) спрос предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства). В результате эффективный спрос выражается как в увеличении занятости и повышении благосостояния населения, так и в росте прибылей фирм. Превышение же совокупного спроса над предложением могло бы предотвращать кризисы перепроизводства и безработицу.

Таким образом, впервые на государство стали возлагаться экономические функции. Они были связаны с обеспечением инвестиций в национальное хозяйство и государственных расходов на эти и другие социально-экономические цели.

Как известно (см. гл. 2), в странах Запада в 1950-х гг. было проведено огосударствление значительной части национальной экономики.

«Новый курс» Ф. Рузвельта включал такие, например, меры:

по закону о восстановлении промышленности были введены «кодексы честной конкуренции», в соответствии с которыми устанавливались цены на продукцию и уровень производства, распределялись рынки сбыта и др.; по закону о регулировании сельского хозяйства были повышены цены на сельскохозяйственную продукцию и стало выдаваться денежное возмещение фермерам за сокращение посевной площади и поголовья скота (с целью избежать перепроизводства в сельском хозяйстве); был принят первый в истории США Закон о социальном страховании и помощи безработным (1935 г.);

в соответствии с Законом о справедливом найме рабочей силы (1938 г.) был установлен минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочего дня.

Государство стало владельцем многих новейших отраслей промышленности, предприятий производственной инфраструктуры (добыча угля, производство электроэнергии, транспорт и т. п.) и учреждений социальной сферы. Правительства начали разработку рекомендательных планов и программ социально-экономического развития и, создав большой и устойчивый государственный рынок, привлекли крупный бизнес к выполнению своих заказов, приносивших высокие прибыли.

Централизованное управление и планирование макроэкономики в соответствии с рекомендациями Кейнса позволяют согласовать работу предприятий и сориентировать их на лучшее достижение общенациональных интересов. На практике различают три вида такого регулирования?

Прогнозирование социально-экономического развития страны. Научные прогнозы составляются на один год, на среднесрочную (3–5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению макроэкономической пропорциональности, определяемой с помощью национальных счетов и межотраслевых балансов. Как правило, разрабатываются три варианта прогнозов? а) пессимистический (с наименьшими по величине показателями); б) оптимистический (с наибольшими показателями); в) базовый (с наиболее реалистичными данными), который принимается за основу государственного регулирования.

Индикативными (рекомендательный, ориентирующий) план. Такой план состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных социально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Заказы обеспечиваются ресурсами и являются весьма прибыльными. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы. Такая форма регулирования деятельности предприятий особенно распространена в США.

Директивными (строго обязательный) план, который является адресным (разработан для конкретных юридических лиц).

Возникла жизненная необходимость «создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе. Государство должно будет осуществить свое руководящее влияние на склонность к потреблению частью путем соответствующей системы налогов, частью фиксацией нормы процента и частью, может быть, еще и другими способами».

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег (1936).

Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х гг. до середины 70-х гг. XX в. и получила название «планируемого и регулируемого капитализма». Она дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за всю (после Второй мировой войны) историю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.235.209 (0.005 с.)