Может ли общество обойтись без инфляции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Может ли общество обойтись без инфляции



В современных условиях действуют факторы, которые порождают инфляционное вздорожание цен на товары и услуги. Их можно разделить на внутренние и внешние факторы.

К внутренним относятся:

• во многих странах, как правило, государственные расходы превышают доходы. Тогда правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться);

• центральный банк нередко допускает чрезмерную эмиссию (выпуск) денег, чтобы покрывать возрастающие нужды государства;

• банки осуществляют кредитную экспансию (дают кредиты сверх возможности должников возвратить долги);

• монополии, выпускающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свою продукцию и часто добиваются этого;

• оборонные расходы государства обычно ведут к повышению спроса денег;

• увеличение размеров долгосрочных капитальных вложений ведет к тому, что долгое время страна не получает никакой отдачи от затраченных денег.

Существуют и международные факторы инфляции:

• государство увеличивает свой внешний долг (берет взаймы у других стран);

• банки ведут обмен иностранных валют на национальную валюту (это предполагает дополнительный выпуск денег);

• рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен на них внутри страны;

• структурные кризисы в мировой экономике, связанные с уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства во всех странах;

• войны между государствами сопровождаются огромной потребностью в деньгах.

Вряд ли нужно доказывать, что в современной экономике невозможно или очень трудно искоренить указанные выше факторы инфляционного роста цен. Стало быть, более реально вести борьбу не столько с причинами обесценения денег, сколько с их последствиями, иначе говоря, сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным (ползучим).

Опыт многих стран доказал эффективность следующих мер антиинфляционной политики государства.

1. Проведение политики регулирования доходов. Имеется в виду сдерживание инфляции издержек. Правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы в негосударственном секторе экономики. Оно использует косвенные методы в виде «социального партнерства» – поиска соглашения работодателей с профессиональными союзами наемных работников путем взаимных уступок.

Например, в Японии ежегодно проводятся переговоры между бизнесменами и профсоюзами о размере заработной платы. Сначала достигается общенациональное соглашение между правительством, союзами предпринимателей и национальными профсоюзами. 3атем на предприятиях договариваются о гибкой системе заработной платы? 25–30 % ее величины выплачивается в виде премий, зависящих от размера прибыли фирмы. Если спрос на выпускаемую продукцию понижается, то уменьшается объем получаемой прибыли, что ведет к снижению уровня оплаты труда. В итоге существенно падает уровень инфляции.

2. Ограничение монополистической деятельности в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое «вздувание» цен.

Например, в Англии управление по телекоммуникациям обязало корпорацию «Бритиш телеком» (имеющую 50 % продаж на рынке) выполнять следующие условия. Темпы роста тарифа на услуги корпорации должны быть на 3 % ниже среднегодового индекса цен в английской экономике.

3. Твердое проведение антиинфляционной политики способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует об этом граждан.

4. Эффективное регулирование количества денег в обращении благодаря умелой денежной политике центрального банка. Об этом будет рассказано в гл. 14, в разделе о денежно-кредитной политике.

Статистические данные, приведенные в гл. 5 (табл. 5.3), показывают, что в высокоразвитых странах благодаря антиинфляционной политике достигнуты умеренные темпы инфляции.

Наконец, чтобы упорядочить и укрепить денежное обращение, государства проводят денежные реформы. Денежные реформы означают переход от одной денежной единицы к другой или частичное изменение денежной системы.

Истории известны следующие виды денежной реформы:

1) переход от одного денежного товара к другому (например, от медных денег к серебряным и от серебряных к золотым);

2) замена ставшей неполноценной и обесцененной монеты полноценной или неразменных денежных знаков разменными;

3) изменение в системе эмиссии денег (так, в 1913 г. в США право выпуска банкнот получили 12 федеральных резервных банков);

4) образование новой денежной системы в связи с государственным переустройством (например, после распада СССР новые национальные государства ввели свои денежные системы);

5) стабилизация, или упорядочение денежного обращения. Оно может осуществляться различными методами.

Наиболее типичны среди них:

дефляция – уменьшение денежной массы путем изъятия из обращения излишних бумажных денег (так, в России в 1918–1923 гг. из оборота было изъято денежных знаков на 240 миллионов рублей);

нуллификация – ликвидация старых денежных знаков и выпуск новых бумажных денег в меньшем количестве (проводилась во Франции в 1796–1797 гг. при переходе от обесценившихся бумажных денег к полноценным металлическим деньгам);

деноминация – изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые более крупные денежные единицы с одновременным пересчетом (в таком же соотношении) цен, тарифов, заработной платы и т. д.

Как известно, деноминация проводилась в России с 1 января 1998 г. Обращающиеся деньги были заменены на новые в соотношении 1000 рублей старого образца на 1 рубль нового.

В заключение мы можем диагностировать общую причину основных «болезней» макроэкономики. Ею является нарушение равновесия главных параметров (показателей) хозяйства. Эти параметры могут улучшаться под воздействием определенной социально-экономической политики государства. Поэтому в современных условиях приобрело важное значение налаживание эффективного управления национальным хозяйством.

! Краткие обобщения и выводы

1. Движение макроэкономики совершается в виде волнообразных колебаний. Экономические колебания – это отклонения важнейших показателей национального хозяйства от их устойчивого состояния. Волнообразным колебаниям подвергаются в первую очередь основные показатели? объем производства и дохода, занятость работников, уровень цен, а также объем прибыли и норма ссудного процента.

2. Экономические колебания подразделяются на? а) краткосрочные (небольшие отклонения от равновесия); б) среднесрочные, образующие экономический цикл (при большом размахе отклонений может возникать угроза национальной экономической безопасности); в) долгосрочные (очень большие отклонения, повторяющиеся примерно через 50 лет).

3. Экономический цикл – это круговое движение макроэкономики, в котором повторяются фазы – кризис, депрессия, оживление и подъем. Во время кризиса резко падает уровень производства; растет безработица; предложение товаров значительно превышает спрос; повышается банковский процент. В период депрессии наблюдается застой в хозяйственной деятельности. В фазе оживления производство восстанавливается до предкризисного уровня; увеличивается занятость; растет спрос на товары и деньги. Во время подъема превышается докризисный уровень производства; быстро растет занятость; спрос превышает предложение товаров; возрастает банковский процент; происходит спекулятивный рост цен и достигается наибольшая норма прибыли.

4. Разрушительные кризисы обусловлены тем, что бизнесмены стремятся всемерно увеличить общую величину и норму прибыли. В результате неконтролируемой погони за прибылью производство и предложение товаров выходят далеко за пределы рыночного спроса, что ведет к большому перепроизводству товаров. В настоящее время в западных странах циклическое движение общественного капитала приобрело качественно новые черты. Во-первых, государство накопило значительный опыт по проведению антикризисной политики. В результате циклы деловой активности протекают более равномерно. Во-вторых, научно-техническая революция породила наукоемкие отрасли хозяйства, наиболее устойчивые при экономических колебаниях. Но, с другой стороны, НТР породила структурные кризисы в традиционных отраслях промышленности, перерабатывающей природные вещества. Кроме того, НТР значительно ускорила технический прогресс и оборот основного капитала. Вследствие этого кризисы стали происходить чаще – не через 10–12, а через 5–6 лет. В-третьих, на устойчивость экономического роста на рубеже XX–XXI вв. существенно повлияла глобализация мировой экономики, в особенности ускорившееся развитие международной торговли.

5. В 1990-х гг. в России возник и усугублялся кризис недопроизводства. Он был обусловлен преимущественно экстенсивным ростом производства, увеличением выпуска средств производства за счет соответствующего уменьшения количества предметов потребления, превышением покупательского спроса населения по сравнению с предложением товаров и услуг. В 1992–1998 гг. резко снизилось отечественное производство предметов потребления и новейшей техники, упал жизненный уровень населения. С 1999 г. началось увеличение валового внутреннего продукта.

6. Важнейшим показателем неустойчивости макроэкономики является массовая безработица, которая во многих странах превышает предельно допустимый уровень (7–8 % общей численности экономически активного населения). Безработными являются люди, которые могут и желают трудиться, но не имеют рабочего места. Различаются виды безработицы: технологическая, структурная, циклическая (во время кризиса), скрытая, фрикционная. Полная занятость трудоспособного населения может достигаться путем поиска работы с помощью государственной службы занятости или самостоятельного поиска безработными нового места работы.

7. Объективно необходимая масса денег в стране определяется законом денежного обращения, который выражает равенство между массой денег и стоимостью всех товаров. В современных условиях действуют внутренние и международные факторы, порождающие вздорожание цен на товары и услуги. Эффективными являются меры антиинфляционной политики государства: а) проведение политики регулирования доходов, б) ограничение монополистической деятельности в области ценообразования, в) уменьшение инфляции спроса, г) умелая денежная политика Центрального банка.

? Задачи и вопросы на сообразительность

1. В какой мере влияют на экономический цикл следующие факторы?

а) войны;

б) технические изобретения;

в) рост потребительских расходов;

г) рост населения страны;

д) инвестирование.

2. К терминам из левой колонки найдите соответствующие определения в правой колонке.

3. Кто виноват в излишнем увеличении денег?

4. Тест. К какой из двух фаз экономического цикла – депрессии или подъему – относятся следующие процессы?

а) рост инвестиций в частном секторе хозяйства;

б) сокращение прибылей;

в) увеличение спроса на рабочую силу;

г) падение курса акций;

д) низкая норма процентной ставки.

5. Верно-неверно:

1. Валовые инвестиции растут, если темпы прироста продаж товаров падают.

2. Фаза подъема экономического цикла всегда совпадает с периодом оживления.

3. Объем инвестиций в машины и оборудование обычно не увеличивается перед наступающим кризисом и после его завершения.

6. Как можно объяснить существование незаполненных вакансий (свободных должностей) при высоком уровне безработицы?

7. В СССР десятилетиями цены были стабильными. Хорошо это или плохо?

Глава 13
Регуляторы национального хозяйства

В предыдущих разделах учебника освещались разные стороны управления хозяйственной деятельностью в макроэкономике. Так, были рассмотрены: социально-экономическая роль государственного сектора; свободное развитие рынка и его регулирование; рыночное и государственное распределение доходов в обществе и другие формы управления хозяйственной деятельностью в стране.

Настало время выяснить, что представляет собой общественный механизм, который подчиняет все субъекты хозяйства определенному порядку и определяет формы взаимодействия между ними.

Макроэкономический регулятор – это общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства. Он выполняет следующую роль: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет деятельность всех низовых звеньев экономики, распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными потребностями.

Регулятор макроэкономики начинает действовать при определенных предпосылках, а именно в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создали развитое товарное производство и рынок. В результате стал действовать исходный тип хозяйственного механизма – рыночный.

Рыночное саморегулирование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.016 с.)