Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цены на мировом рынке сельскохозяйственной продукции

Поиск

 

Факторы, определяющие цены на сельскохозяйственные товары. Особый режим функционирования рынка сельскохо­зяйственных продуктов в международной торговле вместе со спецификой самого сельскохозяйственного производства ока­зывают существенное влияние на цены и ценообразование в этом секторе мирового хозяйства.

На формирование мировых цен на сельскохозяйственную продукцию влияют:

погодные и климатические условия, определяющие уро­жайность и предложение продукции на рынке. Колебание этих факторов может послужить причиной дестабилизации рынка. Как неблагоприятные погодные условия, так и хороший уро­жай определяют объем производства, а следовательно, предло­жение и цену продуктов. По показателям процента влажности, температуре во время роста, срокам наступления заморозков и морозов, условий произрастания определенных культур в раз­личных регионах мира можно прогнозировать изменение пред­ложения продукции, а соответственно и цен на мировом рынке.

стихийные бедствия (наводнения, засухи, заморозки, забо­левания скота и др.). Например, в 1994,1998,1999 гг. наблюда­лись пики роста цен на кофе по причине заморозков в середине года и засухи в районах произрастания кофе в Бразилии. В за­сушливые периоды скотоводы стремятся сократить поголовье скота из-за высоких расходов на фураж, что приводит к образо­ванию избытка мяса и установлению низких цен в течение краткосрочного периода;

состояние запасов сельскохозяйственной продукции в мире. Объем зерновых, злаковых, масличных культур и других сырь­евых товаров (кроме мяса и некоторых других), остающихся после окончания сезона продажи, влияет на стабильность или неустойчивость цен в ближайшем или отдаленном периоде. Большие запасы потенциально увеличивают будущее «предло­жение, соответствуют относительно низким ценам. Меньшие запасы указывают на ограниченность предложения и могут вы­зывать повышение цен;

сезонность производства, влияющая на цены наличного рынка. Сбор урожая, например, кукурузы в сентябре-октябре, обусловливает понижение цен в конце текущего и начале буду­щего года. Цитрусовые (лимоны, апельсины, мандарины) в те­чение периода с ноября по апрель поставляются на европейский рынок из Греции и Турции, а в весенне-летний сезон из афри­канских стран. Вместе с тем новые технологии в производстве и хранении продукции нивелируют влияние этого фактора. Так, широкое использование теплиц для выращивания овощей поз­воляет осуществлять поставку продукции круглый год;

взаимозаменяемость и взаимосвязь сельскохозяйственных товаров. Конкуренция с другими товарами в этом секторе миро­вого хозяйства дает возможность заменять один вид ресурсов другим. Например, если цена зерновой сои возрастает, скотово­ды могут заменить ее мукой из семян хлопка в качестве добавки в фураж или использовать растительные масла (кокосовое или пальмовое) вместо соевого масла. Уменьшение цен на зерно влияет на снижение себестоимости и цен на корма, ведет к уде­шевлению продуктов животноводства и птицеводства;

торговая политика в области сельскохозяйственной продук­ции в различных странах и группировках стран (КС). Практи­чески все государства мира в большей или меньшей степени ре­гулируют этот сектор экономики, что прямо и косвенно отража­ется на ценах. Различные формы регулирования отдельных рынков сельскохозяйственных товаров используются и на над­национальном уровне. Сложная система регулирования цен на сельскохозяйственные товары используется в рамках ЕС. Су­ществуют также международные соглашения, например, по ко­фе, какао, каучуку, в которых оговаривается регулирование рынка с целью снижения или повышения цен;

изменение уровня жизни в разных странах. Согласно закону Энгеля, по мере развития страны доля продуктов питания в структуре потребления населения снижается. Чем больше средств у потребителей, тем меньше они тратят на продукты пи­тания. Считается, например, что состоятельный потребитель предпочитает покупать говядину и это влияет на спрос и цены на крупный рогатый скот и высококачественные мясные продукты.

Другими факторами, которые могут оказать влияние на спрос и предложение и цены как в долгосрочном, так и в крат­косрочном периодах могут быть: мировая конъюнктура и кон­куренция, новые технологии в сельскохозяйственном произ­водстве, курсы различных валют, процентные ставки, размер транспортных расходов и др.

Торговля сельскохозяйственной продукцией на мировом рынке ведется по различным каналам:

по разовым сделкам,

бартерным контрактам (когда, например, южноамериканские страны обменивают сельскохозяйственную продукцию на нефть из стран ОПЕК), специальным соглашени­ям (поставки по кредиту),

биржевой и аукционной торговле.

Значительное распространение в современной организован­ной мировой торговле сырьевыми товарами получили бирже­вые сделки. На крупнейших биржах сельскохозяйственной продукции в Чикаго, Нью-Йорке, Канзас-Сити, Сан-Паулу, Бу­энос-Айресе, Лондоне, Амстердаме, Париже и других определя­ются мировые цены свободных рынков на различные виды про­дукции. Биржи работают как с физическим товаром, так и с фьючерсными контрактами.

В условиях стандартизации биржевого товара цены опреде­ляются первоначально на базисные сорта продукции как свое­образной точки отсчета при переходе к ценам на продукцию других сортов. За базисный сорт принимается наиболее рас­пространенный вид продукции на конкретном биржевом рын­ке. Другие сорта продукции ранжируются с помощью коэффи­циентов по степени получаемого в результате их потребления полезного эффекта. Цена базисного сорта продукции и коэф­фициенты к ней используются для определения цен других сортов.

На биржах США, например, твердая красная озимая пше­ница является базисной по отношению к другим типам. Она имеет пять классов, из которых второй является котируемым сортом. Из ее цены с помощью коэффициентов выводятся цены других сортов.

На аукционах определяются цены на чай (Индия, Кения, Великобритания), шерсть (Австралия, Новая Зеландия), цветы (Голландия). Ежедневно устанавливаются цены на овощи и фрукты в странах Бенилюкс, где около ста лет существует сис­тема аукционной торговли.

На различных рынках сельскохозяйственной продукции ис­пользуются специфические общепризнанные системы доплат к ценам и скидок с них с учетом качества реализуемых товаров. Например, в международной торговле кожевенным сырьем це­ны изменяются в зависимости от региона его происхождения, толщины, сортности, цвета и некоторых других качественных показателей кожи.

Нередко для определения цен на сельскохозяйственное сы­рье различной степени переработки используются формулы, позволяющие их вывести исходя из цены готового продукта. Таким образом определяются цены на сахар темный (сырец) и рафинированный (белый), различные полуфабрикаты (напри­мер, на кожевенный исходя из цены готовой кожи).

Цены мировых сырьевых рынков дифференцируются также с учетом содержания в продукции полезных компонентов. Нап­ример, цены на пшеницу зависят от содержания в ней протеина.

Существенное воздей­ствие на цены на сельскохозяйственную продукцию оказывает торговая политика разных стран, что приводит к противоречи­ям как на национальных, так и на международном рынках. О степени такого воздействия свидетельствуют значения так на­зываемых коэффициентов номинальной защиты (НКЗ):

 

НКЗ = Рв / Рм,

где Рв — цена, которую получает производитель за свой товар внутри стра­ны; Рм — цена на внешнем рынке.

Если НКЗ больше единицы, это значит, что ценовая полити­ка правительства защищает национальных производителей оп­ределенных товаров. Например, НКЗ по рису для Японии, рав­ный 2,0, свидетельствует о том, что внутренняя цена в стране превышает мировую в 2 раза, поскольку японское прави­тельство оказывает мощную поддержку своим фермерам, ис­пользуя различные барьеры во внешней торговле.

НКЗ меньше единицы говорит о том, что цены для нацио­нальных производителей ниже, чем на мировом рынке. Так, при НКЗ по хлопку, равному 0,5, египетские фермеры в услови­ях проводимой их государством торговой политики получают вдвое меньшую цену, чем на мировом рынке.

Общая тенденция, отражающая характер государственного влияния на внешнеторговую политику, состоит в том, что чем выше уровень экономического развития страны, тем больше протекционистских мер применяется для защиты собственных производителей сельскохозяйственной продукции, тем соответ­ственно выше значение НКЗ. Развивающиеся страны проводят преимущественно политику сдерживания внешней торговли, облагая своих производителей налогами. Наиболее развитые страны, напротив, предоставляют им значительные субсидии, используют разнообразные формы поддержки цен на внутрен­них рынках.

Государственное вмешательство в сферу свободной торговли сельскохозяйственными товарами создает ряд дополнительных проблем, требующих своего решения. В их число входят:

• перераспределение доходов в отдельных государствах или группировках стран между фермерами и несельскохозяйствен­ным населением в пользу фермеров. Однако достигнуть корен­ных изменений в аграрной политике очень сложно, поскольку в развитых странах аграрные лобби обладают огромной властью;

• наличие запасов нереализованной продукции, хранящейся в государственных резервах. Их приходится продавать на внешнем рынке по более низким ценам. Например, США, Ка­нада – крупнейшие экспортеры зерна, выбрасывая его излиш­ки на мировой рынок, неизбежно способствуют снижению ми­ровых цен. Страны-импортеры ОПЕК, Западной Африки, Вос­точной Азии, СНГ выигрывают в результате закупок зерна по низким ценам, получая своего рода скрытые субсидии за счет налогоплательщиков государств-экспортеров;

• появление так называемых товаров-перевертышей, которые из-за введения значительных льгот и субсидий национальным производителям в развитых странах превращаются из импор­тируемых в экспортируемые. Например, для государств ЕС та­кими перевертышами стали пшеница, когда ее значительный импорт в начале 70-х годов сменился на массированный эк­спорт, масло и другие молочные продукты;

• перераспределение доходов между государствами в группи­ровках стран. В частности, в ЕС возникли разногласия, связан­ные с тем, что такие страны, как Великобритания и Германия отказываются субсидировать сверхпроизводство по более высо­кому уровню цен в других странах, в частности, во Франции.

Система цен поддержки, используемая в ЕС. Специфичес­кая система наднационального регулирования цен сельскохо­зяйственной продукции существует в странах-участницах ЕС. Механизм рыночного ценообразования здесь сочетается с ис­пользованием различных цен поддержки, которые имеют мно­жество разновидностей в зависимости от вида продукции, ре­гиона. Выбор различных видов цен по каждой продукции осу­ществляется в начале каждого года Советом Министров ЕС. Они являются предметом длительного согласования между го­сударствами-членами и Комиссией ЕС, поскольку оказывают определяющую роль на формирование доходов национальных сельскохозяйственных производителей и динамику цен продо­вольствия.

Ключевую роль в механизме ценового регулирования в ЕС играют три основных вида цен: индикативная, интервенцион­ная и пороговая. Индикативная цена рассматривается органа­ми ЕС как желательная и устанавливается на зерновые, моло­ко, сахар, оливковое масло, подсолнечник и др. На некоторые виды продукции определяются близкие по характеру ориенти­ровочные (крупный рогатый скот, телята) или целевые цены (табак).

Интервенционная цена – это минимальная продажная цена, гарантированная производителям, по которой обязаны покупать фермерскую продукцию. Интервенционные цены функционируют в сочетании с контингентированием закупок (например, существуют ограничительные квоты для сахара, хлопка, подсолнечника) и могут назначаться по регионам. При этом интервенционная цена ниже в регионах с относительным избытком продукции и выше в регионах с ее дефицитом. Такая регионализация цен способствует свободному движению това­ров в рамках ЕС.

Гарантии минимальных цен распространяются только на определенные виды продукции. Так, в любое время производи­тели зерновых могут продать продукцию по интервенционным ценам. Другие виды продукции органы интервенции покупают нерегулярно. Они вмешиваются лишь тогда, когда рыночная цена может опуститься ниже цены интервенции. В таком слу­чае закупки становятся для отдельных видов продукции обяза­тельными и происходят автоматически. Для некоторых видов продукции закупки носят избирательный характер по специ­альным решениям органов ЕС. Такой механизм, как правило, позволяет рыночной цене изменяться в пределах между интер­венционной и индикативной ценой.

Минимальную цену импортной сельскохозяйственной про­дукции по большинству ее видов называют пороговой (зерно­вые, сахар, молочные продукты, оливковое масло). Пороговая цена выше индикативной на размер транспортных издержек внутри ЕС и компенсационного таможенного сбора, который взимается в пользу сообщества. Аналогичные функции выпол­няют справочная цена (для фруктов, овощей, некоторых про­дуктов рыболовства) и «шлюзовая» цена (для свинины, яиц и птицы). Эти цены призваны защищать внутренние цены ЕС от внешнего давления более низких мировых цен.

Координация цен на продукцию сельского хозяйства может осуществляться как прямым установлением цен, так и посредством косвенного воздействия. К основным методам координации цен относится установление фиксированных, гарантированных, целевых, залоговых и прочих видов цен.

Выбор рациональной политики цен на сельскохозяйственную продукцию является важным инструментом регулирования агропромышленного комплекса. При разработке ценовой политики следует ориентироваться на лучшие примеры из мирового опыта. Они показывают, что даже в странах с развитой рыночной экономикой под контролем государства находится большая часть цен на продукты питания. Так, в Канаде осуществляется регулирование ценообразования на 78% продукции агропромышленного комплекса. Действует система закупочных гарантированных цен на отдельные виды продукции (масло, сухое обезжиренное молоко и др.).

В США использовались разные методы координации цен. На протяжении многих лет правительство проводило прямые закупки сельхозпродукции в годы, когда наблюдалось её перепроизводство. С течением времени США перешли от прямой поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию к стабилизационным мерам, к которым можно отнести проект невозвратного займа с установлением гарантированных цен, программу дополнительных выплат с установлением целевых цен. Однако опыт реализации программ поддержки, искажающих цены на сельскохозяйственную продукцию, показал, что вмешательство государства здесь неэффективно. С 1996 г. США осуществляют программы, выплаты по которым не зависят от уровня рыночных цен.

В Европейском союзе поддержка фермеров осуществляется путём установления высоких фиксированных внутренних цен, а также экспорта избыточной продукции. В системе государственного регулирования аграрной сферы Европейского союза неукоснительно соблюдаются следующие правила:

• запрещается продавать ввозимую продукцию по ценам более низким, чем на внутреннем рынке;

• при ввозе продукции в страны ЕС необходимо внести в бюджет Союза (частично в бюджет той страны, которая импортирует продукцию) разницу между предельной ценой и ценой мирового рынка (выплата за сделку). Такая политика поддержки в значительной степени стимулировала экспорт сельскохозяйственной продукции и по ряду товарных позиций способствовала превращению Европейского союза из нетто-импортера в нетто-экспортера.

В Японии к мерам государственного регулирования внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции относится закупка большого количества сельскохозяйственной продукции государственными органами, осуществляемая с целью поддержки, повышения доходов производства и его модернизации. В соответствии с законом о контроле над продовольствием государство ежегодно устанавливает цены на рис, пшеницу, ячмень и скупает большую долю этой продукции у производителя. Государственные цены на 15-20% превышают те, которые действуют при продаже по каналам независимого обращения. Аналогичным образом устанавливаются стандартные цены на свинину, говядину, шелк-сырец, сою, молоко. Для этого используется такой метод регулирования, как государственная компенсация, представляющая собой разницу между предварительной ценой и себестоимостью.

К методам координации агропродовольственного рынка относятся закупочные и товарные интервенции, залоговые операции, установление квот, регулирование таможенных пошлин.

В США товарные и закупочные интервенции, а также залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией были первоначальными мерами стабилизации доходов фермеров и цен на продукты сельского хозяйства.

В ряде стран Европейского союза, в Канаде, США и других установление квот на производство отдельных видов продукции позволяет избежать перепроизводства.

Опыт разных стран свидетельствует, что экономически обоснованное применение таможенных пошлин позволяет позитивно воздействовать на развитие национальных рынков как развитых, так и развивающихся стран. Так, в Европейском союзе при помощи таможенных пошлин на ввозимые товары проводит­ся уравнивание цен на импортную и отечественную продукцию, что обеспечивает конкурентоспособность европейских товаров. Механизм таможенных пошлин обеспечивает защитный эффект от импорта продовольствия лишь при разумном применении.

 

Список литературы

 

1. Закон Республики Беларусь № 255-З от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании» // НЭГ. 1999. №21.

2. Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь: утв. Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 13 от 7 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 74.

3. В а л е в и ч, Р. П. Ценообразование и ценовая политика: практикум / Р. П. Валевич, И. В. Прыгун. Минск: БГЭУ, 2003. – 165 с.

4. Г о л о щ а п о в, Н. А. Организация ценообразования на предприятии: учеб.-практ. пособие / Н. А. Голощапов. М.: Изд-во ГЕЛАН, 2000. – 360 с.

5. Лазаревич, И.М. Ценообразование: учебно-методический комплекс/ И.М. Лазаревич, И.Н. Кохнович // ЧУО «Минский институт управления».– 3-е изд., стереотипное. – Минск. Издательство МИУ.–2008.–216 с.

6. Е м е л ь я н о в а, Т. В. Ценообразование: учеб. пособие / Т. В. Емельянова. 3-е изд.,перераб. Минск: Выш. шк., 2006.– 255 с.

7. П о л е щ у к, И. И. Ценообразование: учебник / И.И. Полещук, В.В. Терешина; под общ. ред. И. И. Полещук. Минск: БГЭУ, 2001. – 303 с.

8. Салимжанов, И. К. Ценообразование: учебник по специальности «экономическая теория», «национальная экономика», «экономика и управление на предприятии»/ И.К. Салимжанов.– 2-е изд. Стереотипное. – Москва: КноРус.–2008.– 298 с.

9. Т а р а с о в, В. И. Ценообразование: учеб. пособие / В. И. Тарасов. Минск: Книжный Дом, 2005. – 256 с.

10. Шкирман, С.И. Ценообразование: практические общеотраслевые вопросы/ С.И. Шкирман. – 2-е изд., допол. и перераб. – Минск: Изд-во Гревцова. – 2008. – 381 с.

11. Ш у л я к, П. Н. Ценообразование: учеб.-практ. пособие / П. Н. Шуляк. 6-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 192 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

12. Цены и ценообразование: учебник по экономическим специальностям. / Е.К. Васильева и др.; под ред. В.Е. Есипова. – 5 –е изд. – Санкт- Петербург: ПитерПресс. – 2008. – 476 с.

13. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие:/ А.С. Баздникин. – Москва: Юрайт: Юрайт-Издат. 2008. – 332 с.

14. Экономика предприятия: учебное пособие/ Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В. Гринцевич и др.; под ред. д.э.н., проф Л.Н. Нехорошевой. – Минск, БГЭУ, 2008. –719 с.

15. Ценообразование: учебное пособие/ под ред. Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика. – 2004. – 176 с.

16. Паршин. В.Ф. Ценовая политика предприятия: пособие/ В.Ф. Паршин. – Минск: БГЭУ, 2008. – 119 с.

17. Данченок, Л.А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика/ Л.А. Данченок, А.Г. Иванова. – М.: Эксмо. – 2006. – 464 с.

18. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: учебник/ И.В. Липсиц. – М.: Издательство БЕК. 2000. – 368 с.

19. Липсиц, И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний: учеб. пособие/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ. 2006. – 183 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.01 с.)