Роль цены в повышении конкурентоспособности продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль цены в повышении конкурентоспособности продукции.



Порядок расчета отпускных цен.

Среди экономических категорий, используемых в рыночной экономике, важнейшее место принадлежит цене. Часто она трактуется как денежное выражение стоимости товара. Встречается и такая формулировка: «Цена- это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать».
В условиях рыночных отношений роль цены резко возрастает для любого предприятия, поскольку от уровня цены зависит величина прибыли предприятия, конкурентоспособность предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и финансовая независимость предприятия.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций:

1. Информационная функция цены проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефектности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.

2. Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько ресурсов затрачено на производство товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и реализации продукции, но и размер прибыли.

3. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

4. Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
Функция цены как средства рационального размещения производства наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

5. Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении ее упаковки, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этой же причине цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды могут быть различными. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования.

 

Ценовая политика предприятия.

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия.
Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется целями, которые ставит перед собой предприятие на ближайшее время и перспективу.

В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:
- сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;
- получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;
- вытеснение конкурентов;
- обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;
- внедрение на рынок новой продукции;
- завоевывание лидерства по показателям качества и др.

Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик. Поэтому принятие одной из них может привести к отрицанию преимуществ другой. В результате реальная оценка действительности приводит к необходимости ориентироваться на смешанные стратегии ценообразования.

Процесс ценообразования на предприятии состоит из следующих основных этапов:
- постановка цели (задачи) ценообразования;
- определение уровня спроса на продукцию данного вида;
- оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
- анализ цен и товаров конкурентов;
- выбор метода ценообразования;
- расчет исходной цены изделия;
- учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
- установление окончательной цены.

Для эффективной реализации стратегии ценообразования и обоснования цен на товары необходимо определить рынки, на которых предприятие будет работать. Это позволит сопоставить возможности различных рынков и возможности предприятия в удовлетворении рыночного спроса.

 

При определении рынков сбыта необходимо учитывать:
• сферы деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках; между собой эти рынки значительно различаются по условиям деятельности и нормам правого регулирования;
• территориальное расположение рынков;
• особенности городского и сельского рынков;
• различия рынков текущего спроса и инвестиционного рынка;
• рынки основных фондов и материальных ресурсов.

Ценовая стратегия предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая, на фазе роста - несколько ниже, на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.
Важным фактором является государственное регулирование цен. Государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования (долгосрочные научно-технические разработки, транспорт, связь, городское хозяйство и т. д.). Это осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки.

 

Цены, действующие в рыночной экономике страны, класси­фицируют по ряду основных признаков.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

1. оптовые цены на продукцию промышленности, по кото­рым предприятия реализуют производственную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

2. закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

3. цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

4. розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям и т. д.;

5. тарифы грузового и пассажирского транспорта;

6. тарифы на платные услуги населению;

7. цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

 

В зависимости от сферы регулирова­ния различают:

1. свободные цены, которые устанавливаются производителя­ми продукции и услуг на основании спроса и предложения;

2. договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по согласованию сторон; при этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязатель­ства;

3. цены в условиях частичной либо полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать ка­кие-то принудительные условия;

4. регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контро­лем государства.

 

В зависимости от территории дейст­вия различают: единые (поясные) и региональные (зональные) цены.

В зависимости от степени участия продавца в возмещении расходов по транспортировке продукции различают сле­дующие (основные) виды цен: цена «франко-станция отправле­ния», цена «франко-станция назначения» и цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ.

Цены «франко-станция отправления» и «франко-станция на­значения» (франко означает «свободный») применяются во внутренней торговле. Первая из них означает, что продавец пе­сет расходы по транспортировке товара и погрузке его в вагоны или на борт судна. Эти расходы ему возмещаются в цене товара. Дальнейшие расходы по перевозке груза несет покупатель.

Цена «франко-станция назначения» включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. Потребитель не­сет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке его на свой склад.

Цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ применяются в международ­ной торговле. Цена СИФ означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец товара. Цена ФОБ показывает, что продавец несет расходы по доставке и погрузке товара на борт судна, а цена ФАС включает только расходы по доставке груза до причала. Цена КАФ вклю­чает все расходы по транспортировке груза, но не включает рас­ходы по его страхованию.

 

По времени действия цены подразделяются на:

1. твердые (постоянные), которые не меняются в течение срока действия контракта;

2. текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отра­жающие изменение ситуации на рынке;

3. сезонные, действующие в течение определенного периода времени;

4. скользящие, устанавливаемые на товар с длительным сро­ком изготовления.


На практике в зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета предполагаемой цены на товар. Все эти методы объединяются в две группы:

1. методы, основанные на затратном подходе;

2. методы, основанные на целевом ценообразовании.

 

Методы, основанные на затратном подходе, отличаются простотой расчетов. Главный принцип этих расчетов заключается в прибавлении к издержкам на производство товара определенной суммы прибыли, которую планирует получить предприятие. Существует несколько разновидностей расчета цен, основанных затратном подходе: метод полных затрат, метод усредненных затрат,
метод стандартных издержек производства.

В целевом ценообразовании издержки производства также являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратного метода прибыль не устанавливается в процентном отношении к издержкам производства, а является индивидуальным показателем каждого конкретного товара. Данная методика основывается на анализе безубыточности производства путем сопоставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различных объемах продаж.


Практическая часть

 

Расчет цены начинается с определения полной себестоимости (ССполн) продукции; расчет полной себестоимости представлен в практической части к пункту 5.1.

Затем определяется прибыль как произведение себестоимости и норматива рентабельности продукции (Rпрод.)

 

Пр = СС полн * Rпрод.

Пр = 24846*18,58%=4617 руб

Затем рассчитывается рентабельность по формуле

 

Rпрод = Пр/ССпрод*100%

Rпрод = 4617/24846*100%=19%

Цена без НДС и налогов равна сумме полной себестоимости и прибыли

 

24846+4617=29463 руб.

Далее рассчитывается сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; сбор в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонд; сбор на финансирование расходов связанных с содержанием жилищного фонда; налог с пользователей автомобильных дорог (Сц.ф.) – 3%

Сц.ф. = ((Цбез ндс)* ставка Сц.ф.) / (100-ставка Сц.ф.)

Сц.ф= 29463*3/(100-3)=911 руб

Отпускная цена без НДС равна сумме цены без НДС и сбора в республиканский фонд

 

29463+911=30374 руб.

 

Налог на добавленную стоимость предусмотрен в размере 18%

 

НДС = ((ЧЧ полн+Пр+ Сц.ф.)* ставкаНДС) / 100

30374*18% = 5467 руб.

 

Отпускная цена (Цотп.) определяется по формуле

Цотп. = СС полн+Пр+ Сц.ф.+НДС

Цопт.= 30374+5467 = 34841 руб.

Итоговые данные представлены в приложении 21.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.027 с.)