Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование производственной программы производственными

Поиск

Мощностями

Первым шагом при формировании годового плана выпуска продукции является расчет производственной мощности предприятия.

Под производственной мощностью предприятия, производственного подразделения или отдельного ресурса понимается максимальное количество продукции, которое они могут произвести в процессе труда при наиболее высоком уровне их использования в планируемом периоде.

 

· Производственная мощность определяет то, как предприятие может реагировать на спрос товаров и услуги, также изменения такого спроса.

· Производственная мощность и уровень ее использования связаны с производственными издержками. В случае если спрос и производственная мощность сбалансированы, издержки минимальны.

· Производственная мощность отражает возможности наименее гибкого производственного ресурса - оборудования, и не может быть изменена мгновенно. Кроме того, любое изменение производственной мощности связано с высокими затратами.

Чем полнее во времени используется производственная мощность, тем больше продукции производится, тем ниже ее себестоимость, тем в более короткие сроки производитель накапливает средства для воспроизводства продукции и совершенствования самой производственной системы: замены оборудования и технологий, осуществления реконструкции производства и организационно-технических нововведений.

Величина производственной мощности может изменяться при механизации и автоматизации производства, замене устаревшего оборудования, переходе на многосменный режим работы и т.д.

 

Производственная мощность рассчитывается по всем видам оборудования, закрепленного за основными цехами. В расчет принимается все установленное оборудование, кроме резервного.

Для агрегатов с технологической специализацией расчет производственной мощности сводится к расчету пропускной способности оборудования и коэффициента его загрузки.

Расчет показателей осуществляется в следующей последовательности:

1) проводится наиболее рациональное размещение видов работ по группам взаимозаменяемого оборудования;

2) определяются перспективные нормы затрат времени на единицу каждого вида изделий по группам оборудования и по рабочим местам;

3) рассчитывается пропускная способность оборудования;
4) определяется загрузка оборудования производственной программой.

5) сопоставляя загрузку З оборудования с пропускной способностью Р, получим избыток или дефицит станко-часов по группам оборудования и определим коэффициент загрузки;

6) если (Р – З) > 0, то производственную программу можно увеличить, так как производственные мощности не загружены полностью (недогружены).

Если (Р – З) < 0, это означает, что часть производственной программы на данной группе оборудования невозможно выполнить.

Большое практическое значение имеет оптимизация производственной мощности, при которой номенклатура, ассортимент, объем выпускаемой продукции обеспечивают максимальную загрузку оборудования.

 

После расчета производственной мощности предприятия в рамках оперативного управления необходимо сформировать на основании данных о совокупном спросе на такую продукцию и его значениях в каждом месяце года, годовой план выпуска продукции.

Окончательный вариант годового плана выпуска готовой продукции на предприятии должен быть выбран исходя из минимума совокупных издержек. При этом выше были рассмотрены «чистые» варианты планирования, на практике может быть сформирован комплексный подход, учитывающий характерные особенности предприятия.

Составной частью общего плана предприятия является план по производству и реализации продукции, т.е. производственная программа.

Производственная программа - это развернутый и подробный план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции.

При формировании производственной программы необходимо ориентироваться на потенциальные и фактические возможности предприятия по производству продукции, т.е. на производственную мощность.

В производственной программе необходимо учитывать запасы полуфабрикатов и незавершенного производства. Они необходимы для смягчения негативных последствий неравномерных поставок.

Объем запаса полуфабрикатов и незавершенного производства должен приближаться к оптимальному, т.е. обеспечивать ритмичную, бесперебойную работу всех звеньев производства, одновременно не создавая чрезмерных запасов.

 

Разработка программы должна сопровождаться расчетами загрузки производственного оборудования и площадей. Первое изделие включается в производственную программу в полном объеме и рассчитывается неиспользованный остаток по существующим производственным мощностям. Затем включается следующее по приоритету изделие и т.д. до тех пор, пока имеющийся ресурс производственных мощностей не будет исчерпан.

Итоговая программа, как правило, должна быть несколько ниже производственной мощности. Резервирование позволит обеспечить полное и своевременное выполнение обязательств по поставке продукции при сбоях в производстве.

 

По изделиям автотракторной тематики (АТТ): основная маркетинговая стратегия предприятия – налаживание и расширение связей, тесная кооперация с предприятиями автомобиле- и автобусостроения в Республике Беларусь и Российской Федерации в части поставок на их конвейеры антиблокировочных систем торможения (АБС) – перспективного и высокотехнологичного изделия производства НПРУП "Экран". Наиболее перспективными партнерами по сотрудничеству в этой области для НПРУП "Экран" будут являться ОАО «КАМАЗ» (г. Набережные Челны), ОАО «Павловский автобус» (г. Павлово Нижегородской области), ОАО «Ликинский автобусный завод» (г. Ликино-Дулево), ОАО «ГАЗ» (г. Нижний Новгород), ОАО «УралАЗ» (г. Миасс), РУП «МАЗ» (г. Минск).

За время с начала разработки АБС на предприятии освоено третье поколение электронных блоков управления, две новые модификации датчиков и две новые модификации исполнительных устройств (модуляторов). В 2007г. планируется закончить адаптацию системы АБС/ПБС и начать ее поставку на РУП «МАЗ». После этого планируется ее адаптация на автомобилях КАМАЗ. В 2007г. предприятие планирует завершить разработку блоков управления четвертого поколения. Это блоки конфигурации 6S/6M для сочлененных автобусов и троллейбусов и новый блок управления для прицепного состава, что позволит охватить новый рынок АТС, на котором сегодня господствуют фирмы «WABCO» и «Knorr Bremse». Эти системы являются сегодня самыми перспективными и их разработка и освоение обеспечит нашему предприятию устойчивое положение на белорусском и российском рынках.

Радикальное изменение структуры производимой НПРУП «Экран» продукции вместе с резким увеличением объемов планируемых поставок АБС потребуют коренной перестройки всего производственного процесса, технического перевооружения производства, применения передовых технологий. Это единственный способ добиться выпуска высококачественной конкурентноспособной продукции, чтобы прочно завоевать и сохранить свои позиции на наиболее перспективном рынке РФ в борьбе с основными конкурентами – немецкими фирмами WABCO и KNORR BREMSE – признанными лидерами в области производства АБС.

По другим изделиям АТТ приемлема стратегия внимательного и гибкого отношения к постоянным потребителям, а также стратегия планомерного, напряженного поиска новых потенциальных потребителей в других странах СНГ и в дальнем зарубежье, целенаправленная работа с ними, в том числе в части возможных технических доработок, выпускаемых нами изделий, ценовых уступок там, где это экономически целесообразно, рекламных мероприятий.

Учитывая тенденции уменьшения удельного веса изделий ТНП в общем объеме производства предприятия почти в 2,5 раза по сравнению с 2003 г. и то, что по изделиям сложной бытовой электротехники (ТНП) полное освоение рынка РБ практически состоялось, на первый план выдвигается маркетинговая стратегия устойчивого присутствия на белорусском рынке, в условиях растущей конкуренции, за счет внимательной работы с постоянными клиентами, обеспечения нормативных запасов продукции на складе, необходимого ассортимента товаров, качества и приемлемых цен, заключения нормальных договорных условий по оплате и доставке товара, развития сети гарантийного и послегарантийного обслуживания, комплексу рекламных мероприятий.

 

Основными методами интенсивной реализации продукции НПРУП "Экран" в рамках сформировавшейся товаропроводящей сети являются:

а) внутри республиканские поставки товаров народного потребления магазинам, районным и областным оптовым базам, другим торговым предприятиям;

б) поставка товара через Московский филиал НПРУП "Экран" и крупные оптовые фирмы;

в) продажа товара через фирменный магазин "Крынiца", пункт выдачи товара в счет зарплаты;

г) поставка изделий автоэлектроники белорусским предприятиям: РУП «МАЗ», РУП «МТЗ», ПО «БелАЗ», ОАО «Амкодор-Ударник», УРП «МоАЗ», РУП «Гомсельмаш», УП МЗКТ, УПОЗ «Неман», МГПУП «Белкоммунмаш» и т.д. и развитие сотрудничества с российскими, украинскими, молдавскими автомобильными, автобусными и тракторными заводами по поставкам АБС и других изделий АТТ;

д) поставка авионики в рамках «Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» и по прямым контрактам целому ряду производителей авиационной техники в РФ.

 

Для осуществления рекламной поддержки продукции отдел маркетинга намерен предоставлять Московскому филиалу НПРУП "Экран", фирменному магазину «Крынiца», крупным оптовым фирмам, предприятиям торговли необходимую рекламную продукцию - листовки, проспекты, буклеты, размещать рекламные объявления в прессе (газетах и журналах), в каталогах, справочниках, осуществлять рекламу на телевидении.

С целью присутствия на рынке РФ и др. стран, поддержания объемов сбыта товаров на рынке РБ, НПРУП "Экран" намерено участвовать в ряде выставок-ярмарок, проводимых в г.г. Минске, Москве, Нижнем Новгороде и других крупных городах СНГ, согласно планам выставочной деятельности Минпрома и разрабатываемым ежеквартальным планам рекламной и выставочной деятельности предприятия.

В 2007 г. планируется осуществить подготовку и реализацию проекта по выпуску нового рекламного каталога изделий АТТ, в котором основной акцент будет сделан на представление антиблокировочной системы тормозов (АБС) – наиболее перспективного и высокотехнологичного изделия предприятия, а также дальнейшее продвижение и рекламу нового товарного знака предприятия.

 

Важным этапом рекламной деятельности явится функционирование и продвижение собственного интернет-сайта НПРУП "Экран" www.ekranbel.com, а также его регистрация в крупнейших мировых поисковых системах, что поможет формированию положительного имиджа предприятия, позволит ознакомиться с информацией о НПРУП "Экран" и его продукции максимально возможному числу потенциальных потребителей и партнеров.

2.3 Анализ выполнения плана производства и реализации

Продукции

 

Календарные планы производства начинают корректировать, как только они были составлены. Если запаздывает поступление какого-либо материала или детали, то меняется график поставки всех компонентов изделия. Срочный заказ выгодного покупателя может отодвинуть прочие заказы, а это требует изменения графика прохождения данного изделия, а также некоторых деталей и узлов. Оснастка не работает, как это было задумано, новая продукция, изменение технологии, забастовки, брак, переделки, прогулы, поломки оборудования – вот будни предприятия. И почти все это влияет на осуществление производственной программы.

Задачи анализа:

- оценка динамики и степени выполнения плана производства и реализации продукции

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции

- разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов

Объекты анализа:

- объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту

- качество и конкурентоспособность продукции

- структура производства и реализации продукции

- ритмичность производства и реализации продукции

 

Основным показателем плана производства является объем продаж. Абсолютный прирост (уменьшение) объема продаж равно объем продаж фактический минус объем продаж плановый. Большое значение для предприятия и его партнеров занимает показатель удельного веса экспортной продукции в общем объеме продаж. Различные цифры выполнения стоимостных показателей производственной программы дают основание для проведения более глубокого анализа факторов, влияющих на фактическое значение по сравнению с плановым.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период производится сопоставлением фактических данных с плановыми по отдельным видам продукции и в целом по предприятию.

Анализ выполнения плана производства формируется по цехам, после чего в целом по предприятию. С учетом упаковки и консервации по каждому цеху и производится анализ ритмичности.

 

Объём производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объём выпуска - товарной и готовой продукцией, а объём реализации – отгруженной и реализованной продукцией.

 

Практическая часть

 

Данные, полученные в результате проведения анализа выполнения плана производства продукции за 1 квартал 2007г и расчет коэффициентов ритмичности и аритмичности приведены в нижеприведенной таблице.

 

Таблица 2.1- Показатели выполнения плана производства и ритмичности работы

предприятия

  За 1 квартал, млн.руб  
Показатели план факт %выполнения плана, %  
Январь       79,2  
Февраль М        
Март     91,7  
Коэффициент ритмичности   0,903    

 

Рассчитаем процент выполнения плана производства как отношение фактического производства продукции за каждый месяц к плановому производству продукции

 

Январь 95/120*100=79,2%

Февраль 120/120*100=100%

Март 110/120*100=91,7%

 

Коэффициент ритмичности определяется по формуле

 

Кр = / ,

где Фрп - фактический выпуск продукции за месяц в пределах планового задания;

Пд - плановое задание за месяц.

 

Кр = (95+120+110)/(120+120+120)= 0,903

 

Коэффициент аритмичности определяется по формуле

 

Ка = ,

где Аi - недовыполнение плана по выпуску продукции в определенный период времени;

Пi - плановое задание за анализируемый период.

 

Ка = (25+10)/360=0,097

 

Как видно из расчетов, коэффициент ритмичности составил 0,903. Это значит, что за квартал предприятие сработало неритмично. Из-за неритмичного выпуска в январе и марте, коэффициент аритмичности составил 0,097. Недовыполнение плана наблюдалось в январе и в марте на 20,8% и 8,3% соответственно. В феврале имело место стопроцентное выполнение планового задания.

 

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

 

Среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции рассчитывается по среднеарифметической и среднегеометрической взвешаной:

 

 

Среднегодовой темп прироста рассчитывается по формуле

 

Тпр = Тр – 100

 

Таблица 2.2 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых

ценах (фактически)

    Год   Объём пр-ва продукции, млн.руб. Темпы роста,%   Объём реализации, млн. руб. Темпы роста,%
  Баз.   Цепн.   Баз.   Цепн.
             
    105,2 105,2   105,7 105,7
    110,1 104,7   114,8 108,6

 

Вывод: из таблицы видно, что за 3 года объём производства вырос на 10,1%, а объём реализации вырос на 14,8%.

1.Среднегодовой темп роста:

 

Т= =1,045=104,5%

 

2.Темп прироста:

 

Тпр= 104,5-100=4,5%

 

1.Темп роста по реализации продукции:

 

Т= = 1,071=1071%

 

2.Темп прироста:

 

Тпр= 107,1-100=7,1%

 

Вывод: из полученых расчетов видно, что темп прироста по реализации продукции составил 7,1%, а темп прироста по производству составил 4,5%. Темп прироста по реализации продукции превышает темп прироста по производству на 2,6%, что свидетельствует о сокращении остатков готовой продукции на складе.

 

Выполнение производственного плана определяется по формуле

 

%Вып. пл.=ВПф/ВПпл*100%,

 

где ВПф – фактический объем производства продукции;

ВПпл – плановый объем производства продукции.

 

Результаты расчетов представлены в таблице 3.

 

Таблица 2.3 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции

  год   Объём пр-ва в план. ценах, млн.р.   Реализация продукции, млн.р.
план факт +,- Вып. плана,% план факт +,- Вып. плана,%
ТНП     -2412 73,78     -1400 81,3
Автомобильная таматика       -3607   80,66       -4491   74,48
спецтехника     -595 77,96     -28 98,6
итого     -6614 78,35     -5919 81,85

 

Вывод: как видно из расчетов, невыполнение плана по всем группам продукции наблюдается, как и по производству, так и по реализации продукции. Невыполнение плана по производству всех видов продукции составило 21,62%, по реализации – 18,15%.

 

Объектом анализа ассортимента и структуры продукции выступают показатели общего объёма производства в стоимостном выражении, а также ассортимент продукции.

Основная цель анализа - сориентировать предприятия на выпуск товаров, которые по своей структуре, свойствам и качеству соответствовали потребностям покупателей.

В процессе анализа выясняется выполнение плана по ассортименту в натуральном и стоимостном выражении, а также динамика выпуска отдельных видов изделий.

Выполнить задание по ассортименту – это значит выпустить изделия по заданной номенклатуре.

Оценка выполнения плана по ассортименту производится с помощью коэффициента ассортиментности.

 

Коэффициент ассортиментности определяется по формуле

 

Касс=Объем пр-ва, защитанный в вып. плана/ план. объём пр-ва * 100%,

 

где Объем пр-ва, защитанный в вып. плана - факт., но не более план.

 

Касс=23941/30555=78,35%

 

Недовыполнение плана по ассортименту рассчитаем как разность между стопроцентным выполнением и коэффициентом ассортиментности

 

100-78,35=21,65%

Результаты расчетов представлены в таблице 4.

 

Таблица 2.4 - Динамика и выполнение плана по ассортименту продукции

Вид изделий ТП в план. ценах,млн.р. Отклонение от плана ТП,защ. в вып. плана
план факт Млн.р. %
ТНП     -2412 -26,22  
Автомобильная таматика       -3607   -19,34  
спецтехника     -595 -22,04  
итого     -6614 -21,6  

 

Причины недовыполнения плана по ассортименту:

1.Внешние:

1.1.изменение спроса на продукцию;

1.2. востребованность продукции по видам изделий;

1.3. состояние МТО.

2. Внутренние:

2.1.недостатки в организации производства;

2.2.плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостатки в системе управления ит.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.014 с.)