ТЕМА 2. Цены в механизме функционирования экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2. Цены в механизме функционирования экономики



ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях цены являются активным инструментом формирования структуры производства и способствуют повышению его эффективности. Правильно выбранная ценовая стратегия, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия.

Изучение и освоение курса «Ценообразование» студентами специальности «Коммерческая деятельность» позволяет получить знания по теоретическим основам рыночного ценообразования, системе цен, формам и способам государственного регулирования и контроля цен в Республике Беларусь, формированию отпускных цен с учетом действующих положений по составу затрат и налогообложению, методов установления цен и особенностям их формирования на разных товарных рынках, ценовых стратегий и тактик.

Ценообразование на предприятии базируется на подходах, которые охватывают не только собственно процесс установления цен на различные товары, услуги, но и связаны с гибким изменением цен. Решение данной задачи требует постоянного совершенствования стратегий, форм и методов формирования цен.

Знание студентами вопросов ценообразования в значительной степени определяет их профессиональную компетентность как экономиста и является условием успешной коммерческой деятельности.

Дисциплина «Ценообразование» относится к циклу дисциплин специализации образовательного стандарта. Общая трудоемкость дисциплины для специальности «Коммерческая деятельность» составляет 72 часа, из которых 54 часов – это аудиторные занятия, в т.ч. лекций – 10 часов, практических занятий – 8 часов. Для студентов предусмотрен итоговый контроль знаний в виде сдачи экзамена.

Исходя из трудоемкости дисциплины, часть теоретического материала приходится на самостоятельное изучение. Для оценки качества самостоятельной работы предусмотрен входной контроль знаний, определяемый оценкой самостоятельного изучения студентами 25-30% объема дисциплины. Входной контроль знаний выполняется в виде тестового задания. Данное методическое указание позволяет достаточно успешно к нему подготовиться.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Цели и задачи учебной дисциплины

 

Основной целью изучения курса «Ценообразование» является формирование у студентов системы необходимых теоретических и практических знаний механизма ценообразования на товары и услуги, определения ценовой политики и ценовой стратегии предприятия.

Задачами изучения дисциплины являются: получение объективного представления об экономическом содержании цен, выполняемых ими функций, многообразии видов цен и факторов ценообразования; ознакомление с формами государственного ценового регулирования.

В процессе изучения дисциплины «ценообразование» ставится цель ознакомить студентов с вопросами теории и практики рыночного ценообразования, показать целесообразность и границы государственного регулирования цен, основные методы установления цен, научить студентов использовать методологию формирования цен на различные товары и услуги; особенности определения цен на продукцию, услуги, работы предприятий различных отраслей экономики, торговли как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынках.

 

1.2. Требования образовательного стандарта по дисциплине

 

Теоретические основы рыночного ценообразования. Система цен и их виды. Методы установления цен и особенности их формирования на различных торговых рынках. Основные направления государственного регулирования цен в РБ и за рубежом. Ценообразование на мировых рынках. Особенности ценообразования во внешнеторговых отделах. Практика установления цен на экспортируемые и импортируемые товары в республике.

 

1.3. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

 

В результате изучения дисциплины студент

должен иметь представление об экономическом содержании цен, выполняемых ими функциях, многообразии видов цен и факторов ценообразования;

должен знать и уметь использовать формы государственного регулирования и методологию формирования цен на различные товары и услуги;

должен владеть: вопросами теории, методики и практики ценообразования на внутреннем и внешнем рынке;

должен: иметь навыки решения отдельных задач на практике, обоснования цен с учетом особенностей различных национальных и мировых рынков товаров и услуг, принятия управленческих решений на основе рыночных цен.

В программе дисциплины «Ценообразование» изучаются следующие темы:

1. Основы теории ценообразования
2. Цены в механизме функционирования экономики
3. Государственное регулирование цен и ценообразования
4. Методы и стратегии ценообразования
5. Цены в экономике предприятия
6. Ценовая политика в маркетинге предприятия
7. Особенности ценообразования в аграрно-промышленном комплексе (АПК)
8. Тарифы на грузовые перевозки
9. Цены и ценообразование на рынке недвижимости
10. Особенности ценообразования на отдельных рынках потребительских товаров и услуг
11. Цены и ценообразование на рынке недвижимости
12. Ценообразование во внешнеторговой деятельности предприятия
13. Ценообразование на отдельных международных рынках товаров и услуг

 

1.4. Самостоятельная работа студентов

 

При заочной форме обучения встает такая проблема как уменьшение время- и трудозатрат преподавателя и студента по подготовке к традиционным лекциям и практиктически занятиям. Ее решение во многом связано с самостоятельной работой студента, под которой подразумевается целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим студентом и корректируемая им деятельность.

Организация самостоятельной работы студентов по изучаемой дисциплине направлена на решение следующих задач: во-первых, закрепление, обобщение и повторение пройденного учебного материала, применение полученных знаний в стандартных ситуациях и при решении задач более высокого уровня сложности; во-вторых, совершенствование предметных умений и навыков по изучаемой дисциплине; в-третьих, активизация учебной деятельности студента.

Активизации учебной деятельности студентов заочной формы обучения способствует самостоятельная работа по изучению дисциплины до начала экзаменационной сессии. На такую самостоятельную работу выносится 30% изучаемого материала. В начале сессии по данным темам и вопросам проводится контрольная работа (т.н. входной контроль знаний) в виде тестового задания, состоящего из 60 вопросов. Зачет по данной форме самостоятельной работы – 70% верных ответов.

Т. о., для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, при изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

– выполнение контрольной работы в виде тестового задания по темам, указанным в тематическом плане;

– контролируемая самостоятельная работа в виде решения индивидуальных задач и выполнения индивидуальных заданий в аудитории во время проведения практических занятий под контролем преподавателя;

– самостоятельная работа при подготовке к экзамену;

– самоконтроль при тестировании по пройденным темам.

Для оценки знаний студентов используется следующий диагностический инструментарий:

– тестирование;

– сдача зачёта и экзамена по дисциплине.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ, ВЫНОСИМЫХ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ (ТЕСТИРОВАНИЮ В КАЧЕСТВЕ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ)

ТЕМА 1. Основы теории ценообразования

 

Эволюция теории ценообразования. Сущность цен с позиций «стоимостной» теории, концепции «экономике», неоклассическо­го направления, «регулируемого капитализма», «монетаризма».

Проблема устойчивости рыночного равновесия. Динамичес­кие модели цен. Понятие эластичности спроса. Ценовая эластичность спроса и ее определение. Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса от цен. Перекрестная эластич­ность спроса и предложения. Эластичность ценовых ожиданий.

Категория издержек и ее роль в ценообразовании. Особенности ценообразования в условиях различных типов рынков: свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии (олигопсонии), чистой монополии (монопсонии).

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ В ЗАЧЕТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Назовите рынок, который характеризуется относительно большим числом продавцов; доля фирмы обычно составляет 1-10% объемов продаж; продукт дифференцирован, но входит в группу заменителей; условия вхождения в рынок относительно легкие.

2. Как называется рынок, целиком монополизированный одним продавцом, а продаваемый на нем товар уникален (не имеет близких заменителей)?

3. Назовите рынок, который характеризуется доминированием нескольких крупных предприятий, производящих одинаковую продукцию и конкурирующих между собой. Количество фирм, обеспечивающих рынок или большую его часть составляет от 3 и не более 10.

4. Выделите ценообразующие факторы, содействующий росту цен.

5. Назовите ценообразующие факторы, способствующие снижению цен.

6. Если коэффициент эластичности спроса меньше 1, то это…(какая эластичность?)

7. Как называется теория ценообразования, при которой цена, являясь денежной формой стоимости, отражает затраты общественно необходимого труда?

8. Как называется теория ценообразования, при которой цена товара зависит в большей мере от субъективных представлений о полезности блага, которые оценивает потребитель?

9. Как называется функция цены, которая выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров через величину заключенной в ней прибыли?

10. Как называется функция цены, которая отражает участие цены в распределении и перераспределении национального дохода ме­жду отраслями экономики, регионами, социальными группами населения?

11. Как называется функция цены, которая заключается в том, что через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом?

12. Как называется функция цены, которая проявляется в том, что цена служит индикато­ром состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей войти на рынок, принять окончательно решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против»?

13. Как называется функция цены, которая проявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, как количественных (ВВП, национальный доход и т.д.), так и качественных (рентабельность, фондоотдача и т. д.)?

14. Какие из факторов, влияющих на уровень цен – индивидуальная себестоимость, качество товара, уровень доходов населения, затраты на рекламу – не относятся к факторам микроуровня?

15. Какие из факторов, влияющих на уровень цен – налоговое законодательство, экономическая и политическая ситуация в стране, обеспеченность основными ресурсами, качество товара – не относятся к факторам макроуровня?

16. Как называется теория ценообразования, где рыночная цена – эта та максимальная цена, которую готов уплатить потребитель исходя из субъективной оценки полезности товара, и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар исходя из уровня издержек на его производство?

17. Какой коэффициент показывает, на сколько изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1% при неизменности остальных цен и доходов покупателей?

18. Какой классификационный признак положен в основу деления цен на отпускные, оптовые, розничные?

19. Какой классификационный признак положен в основу деления цен на оптово-отпускные, закупочные на сельскохозяйственную продукцию, сметные на продукцию строительства, тарифы на услуги?

20. Как называется регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине на определенный период?

21. Как называется регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и/ или нижним пределами?

22. Как называются цены товаров во внутренней оптовой или внешней торговли, публикуемые в различных печатных изданиях – экономиче­ских журналах, газетах, бюллетенях, фирменных каталогах и прейску­рантах?

23. Как называется цена, которая не регулируется государством и складывается под воздействием спроса и предложения?

24. Как называется цена, формирующаяся под влиянием различных государственных ограничений?

25. Как называется цена, применяемая предприятиями-изготовите­лями, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и др. организациями в рас­четах со всеми покупателями за исключением населения?

26. Как называется цена, по которой предприятия-изготовители, снабженческо-сбытовые и др. организации продают продукцию круп­ными партиями другим предприятиям?

27. Как называется цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий, на рынках и является ценой конеч­ного потребления?

28. Как называются цены международного рынка на товары, являю­щиеся объектом биржевой торговли, и отражающие реальное состоя­ние рынка?

29. Как называются цены, по которым перерабатывающие предпри­ятия и заготовители закупают сельскохозяйственную продукцию у сельхозпредприятий и фермеров в счет госзаказа и помимо его.

30. Если цена изменится на 4 %, на сколько % изменится объём спроса при коэффициенте эластичности 1,5:

31. Метод ценообразования, базирующийся на установлении струк­туры себестоимости на аналогичное изделие и определении суммы основного вида затрат для нового изделия.

32. Метод ценообразования, при котором цена складывается из суммы цен отдельных конструктивных элементов с добавлением затрат по сборке.

33. Метод ценообразования, который применяется по тем товарам, чьи потребительские свойства (например, дизайн, мода) сложно поддаются непосредственному количественному измерению.

34. Метод ценообразования, при котором цена формируется за счет рассчитанной себестоимости единицы продукции, заданного размера прибыли, косвенных налогов и неналоговых платежей.

35. Метод ценообразования, который применяется для сложно- техни­ческой продукции, если можно выделить один качественный основной показатель, от ко­торого зависит цена (например, мощность, произво­дительность).

36. Метод ценообразования, выбираемый фирмой, которая не претен­дует занять положение ценового лидера.

37. Метод ценообразования, в основе которого лежит попытка про­давца выяснить цену, по которой покупатель определенно купит товар.

38. Метод ценообразования, который заключается в том, что продавцы (производители) анонимно участвуют в конкурсе предложения, при этом выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает покупателю максимальную прибыль.

39. Каким будет уровень цен, если цели фирмы основаны на сбыте и предполагают решение задач по максимизации объема продукции, завоеванию большей доли рынка:

40. Каким будет уровень цен (низким или высоким), если долгосроч­ные цели фирмы основаны на качестве и решают задачу достижения лидерства по качеству товара?

41. Каким будет уровень цен, если краткосрочные цели фирмы осно­ваны на получении текущей прибыли и задачей является её максими­зация?

42. Каким будет уровень цен, обеспечивающий окупаемость затрат и сохранение существующего положения на рынке?

43. Как называется этап жизненного цикла товара, при котором товар еще минимально известен и фирма использует одну из двух стратегий: «снятия сливок» или продвижения товара на рынок?

44. Как называется этап жизненного цикла товара, при котором проис­ходит замедление объема продаж и его стабилизация, для данного этапа характерны неценовые методы конкурентной борьбы

45. Для этапа зрелости (насыщения рынка) характерно: замедление роста объемов продаж и его относительная стабилизация или снижение объемов продаж или быстрый рост объемов продаж?

46. Как называется этап жизненного цикла товара, для которого характерно снижение объема продаж в результате того, что товар вытесняется с рынка его заменителями или новыми, более совершенными товарами?

47. Каким является ценообразование (активным или пассивным) при установлении цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов?

48. Каким является ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что в итоге выводит фирму на желаемый уровень прибыльности опе­раций?

49. Назовите преимущества затратного метода.

50. К недостаткам какого метода можно отнести игнорирование влияния эластичности спроса по цене; не учитывание изменений в предпочтениях потребителей, потребительной стоимости товара, а следовательно, и цены спроса?

51. Что понимается под таким положением фирмы на рынке, при котором она считается одной из наиболее активных при установлении общих цено­вых уровней в отрасли, внедрении нововведений в структуре цен и одной из первых изменяю­щих цену на свой товар, если это оправдывается внешними и внутренними условиями ее дея­тельности?

52. Для обобщения и группировки необходимой информации для принятия ценовых решений, что включают при сборе данных о рынке в целом?

53. Для обобщения и группировки необходимой информации для принятия ценовых решений, что включают при сборе данных о конкуренции?

54. Для обобщения и группировки необходимой информации для принятия ценовых решений что включают при сборе данных о ценах?

55. Как называется контрактная скидка, предоставляемая при оплате товара по­купателем наличными деньгами или при осуществлении фирмой-импортером предоплаты за поставку товара?

56. Как называется скидка, предоставляемая оптовым и рознич­ным торговцам, торговым агентам и посредникам?

57. Как называется скидка, применяемая главным образом при реализации продукции массового спроса, которая носит сезонный характер, во вне сезона?

58. Как называется скидка, предоставляемая на продукцию, кото­рая реализуется в рамках внутрифирменных поставок (как элемент транфертных цен) или по специальным межпра­вительственным соглашениям?

59. Как называются цены, по которым реали­зуются товары в рамках международных (транснациональных) корпораций? Здесь фактически существует собственный внутрен­ний рынок и цены устанав­ливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, на­правленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложе­ния в тех или иных странах.

60. Как определяются индекс паритета цен и коэффициент номинальной защиты (государственной поддержки)?

 

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ»

Теории ценообразования

Проблемы ценообразования отличаются исключительной сложностью. Об этом свидетельствуют исторический опыт дру­гих стран, трудности перехода отечественной экономики к ры­ночным отношениям. Ошибки в ценовой политике нередко соп­ровождаются кризисными ситуациями.

Рыночные цены являются индикатором состояния экономи­ки. В них отражаются экономические, социальные, политичес­кие, идеологические и другие отношения в обществе. Вместе с тем, цены – это инструмент рынка, объективная экономичес­кая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отно­шений. Через механизм ценообразования реализуется закон стоимости.

Первые упоминания о ценах содержатся еще в древних за­конах, которые создавались более 2000 лет до н.э. В законах ца­ря Хамурапи (Вавилонское царство) оговаривались условия и размер платы по найму и аренде, устанавливалась плата за раз­личные бытовые и коммунальные услуги. В Римской империи длительное время издавались законы, по которым устанавлива­лись цены на хлеб.

В историческом аспекте сущность цены рассматривается ис­ходя их двух диаметрально противоположных концепций. Пер­вая представлена теорией трудовой стоимости, которая была разработана представителями английской классической полит­экономии: Вильямом Петти, Адамом Смитом и Давидом Рикардо.

В. Петти, который разработал основы теории трудовой стои­мости, различал политическую и естественную цену. Полити­ческая цена рассматривалась как рыночная цена, определяе­мая соотношением спроса и предложения. Естественная цена, по мнению В. Петти, определялась количеством металличес­ких денег и соответственно затратами труда на производство единицы денежного материала (серебра).

Наиболее полно теория трудовой стоимости была разработана в конце XIX в. К. Марксом. Суть ее сводится к тому, то цена то­вара представляет собой денежное выражение его стоимости. В свою очередь стоимость – это воплощенный и овеществленный в товаре общественный труд. Поэтому цена, являясь денежной формой стоимости, отражает затраты общественно необходимого труда. Общественно необходимые затраты труда при этом рас­сматриваются, с одной стороны, как совокупные затраты труда на производство всей массы продукции данного вида, а с другой, как определенные затраты труда на единицу продукции кон­кретной потребительной стоимости. Общественно необходимые затраты труда на производство всей продукции данного вида представляют такие затраты, которые осуществляются в преде­лах удовлетворения общественной потребности в этой продук­ции. Труд, затраченный на производство какой-либо продукции сверх общественной потребности в ней (продукция не реализова­на), не учитывается при определении совокупных общественно необходимых затрат. Этот труд затрачен напрасно.

Напротив, при недостаточном производстве продукции кон­кретного вида по сравнению с общественной потребностью в об­щественно необходимые затраты включаются не только факти­чески осуществленные затраты, но также и те, которые можно было дополнительно осуществить, чтобы довести производство продукции до уровня удовлетворения общественной потребнос­ти в ней.

Общественно необходимые затраты труда на производство единицы продукции конкретной потребительной стоимости оп­ределяются исходя из совокупных общественно необходимых затрат. Они представляют собой затраты, которые требуются для изготовления товара при общественно нормальных услови­ях производства и при среднем в данном обществе уровне уме­лости и интенсивности труда. Таким образом, основой цены в теории стоимости К. Маркса объективно выступают затраты, определяемые общественной потребностью или совокупным спросом.

Согласно другой концепции, воплощенной в западной эко­номической теории, цена товара зависит в боль­шей мере не от затрат производителя, а от оценки полезности таких затрат покупателем. Современная экономическая теория развивается в рамках нескольких течений, которые по мере происходящих в экономической жизни изменений отбрасыва­ли устаревшие представления, выдвигали новые обобщения и выводы.

Сторонников неоклассического направления объединяло представление о том, что рыночная экономика функционирует наилучшим образом, если предоставить каждому из ее субъек­тов максимальную экономическую свободу. Свободное движе­ние цен и представляет собой рыночную экономику. Представи­тели австрийской школы, в частности, считали, что цена не имеет под собой никакой объективной основы, а трудовая тео­рия стоимости полностью отрицалась. Они утверждали, что це­на определяется не объемом затрат труда на производство това­ра, а субъективными представлениями о полезности блага, ко­торые оценивает потребитель с точки зрения конечного резуль­тата этого производства. Другой известный автор теории ры­ночного ценообразования Альфред Маршалл объяснял природу рыночных цен, опираясь как на теорию издержек производ­ства, так и на положения теории предельной полезности.

Он считал, что цена, которую согласен уплатить потреби­тель, определяется степенью полезности товара, цена же, кото­рую назначает производитель, не может быть ниже издержек производства. Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне. Рыночная цена, по Маршаллу, это та мак­симальная цена, которую готов уплатить потребитель исходя из субъективной оценки полезности товара, и одновременно та ми­нимальная цена, по которой производитель согласен продать товар исходя из уровня издержек на его производство.

Неоклассическое направление продержалось около столе­тия, не выдержав испытания Великой депрессией 30-х годов. Реальные процессы перестали укладываться в концепцию «ав­томатической» самонастройки экономики. Цены перестали снижаться даже при превышении предложения над спросом, при уменьшении заработной платы безработица стала расти.

Появилась и стала развиваться теория «регулируемого ка­питализма». Главная идея нового направления заключалась в том, что государство должно активно вмешиваться в экономи­ческую жизнь, поскольку рыночный механизм не способен к саморегулированию. Он не в состоянии справится с такими яв­лениями, как безработица, инфляция, низкие темпы экономи­ческого роста, циклические кризисы и т.п. Известный англий­ский ученый Дж. М.Кейнс показал, что в развитой рыночной экономике цены уже не в состоянии выполнить в полной мере свою «классическую» функцию всеобщего оперативного регу­лятора. Он отверг вывод классической модели о свободном це­нообразовании как главном инструменте достижения рыночно­го равновесия по следующим обстоятельствам:цены в XX в. стали негибкими из-за процесса монополиза­ции экономики, что не позволяет им адекватно отражать дина­мику спроса и предложения; долгосрочные контракты между поставщиками и потреби­телями затрудняют оперативное реагирование цен на измене­ние рыночной конъюнктуры.

В результате цены становятся малоподвижными (особенно в краткосрочном периоде) и дезориентируют предпринимателей при решении вопроса об изменении объемов производства. Если в классической модели при превышении предложения над спросом цены снижались (при неизменном объеме производ­ства), то в кейнсианской модели при сохранении завышенных цен и росте безработицы сокращается объем производства. В си­туации превышения спроса над предложением цены растут, объем предложения увеличивается, уровень безработицы сни­жается. Таким образом, Кейнс доказал, что достижение равно­весного состояния (совокупный спрос = совокупному предложе­нию) совместимо с такими негативными явлениями, как ин­фляция, безработица и падение производства, преодолеть кото­рые можно лишь в результате целенаправленного регулирова­ния со стороны государства. Главным объектом государствен­ного регулирования считался совокупный спрос, основными способами увеличения которого рекомендовались денежно-кре­дитная и бюджетная политика (увеличение расходов государ­ства, стимулирующих инвестиции фирм; налоговые льготы и субсидии производителям; прямые инвестиции государства в виде организации общественных работ; расширение государ­ственного сектора, строительство дорог и т.д.).

На усиление общественного контроля над экономикой обра­щали внимание и другие экономисты. Джон Гэлбрейт отстаи­вал идею сочетания в экономике элементов рыночного и плано­вого хозяйства. Немецкий экономист Вальтер Ойкен предло­жил модель «социально рыночного хозяйства» (свобода в рам­ках закона), которая на практике была воплощена ученым и го­сударственным деятелем Людвигом Эрхардом в восстановлении и стремительном развитии Западной Германии после второй мировой войны и получила название «немецкого экономическо­го чуда». Согласно этой теории, хороший хозяйственный поря­док должен включать, во-первых, свободу конкуренции, так как именно она обеспечивает эффективность рыночной систе­мы; во-вторых, свободные цены как регулятор в условиях кон­куренции – сигнал уровня ограниченности ресурсов и рычаг их перераспределения между отраслями производства; в-треть­их, блок «государственных» проблем, которые в состоянии и должно решать государство.

Создателем и ведущим теоретиком новой концеп­ции – «монетаризма» – считается американский экономист Милтон Фридмен, которым вза­мен кейнсианской «политики экспансии» была предложена «полити­ка сдерживания», суть которой заключается в целенаправлен­ном ограничении прироста денежной массы.

М. Фридмен утверждает, что главную роль в определении воспроизводственного процесса играют деньги, поскольку именно они оказывают влияние на уровень цен, ставку процента за кредит и, в конечном счете, на уровень и темпы роста националь­ного дохода, занятость населения. При этом монетаристы исхо­дят из того, что рыночная экономика в своей основе является сбалансированным хозяйством, способным к автоматическому саморегулированию, и единственное, что может разрушить этот баланс – диспропорция между темпами роста производ­ства и темпами роста денежной массы в обращении.

Политика сдерживания, направленная на уменьшение спро­са, вызывает снижение инфляции и рост безработицы. Даль­нейшие действия связаны с предоставлением большей свободы рыночным факторам. Производство восстанавливает прежний уровень, что означает рост занятости при существенном ослаб­лении инфляционного роста цен.

Функции цен.

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяй­ственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций:

• учетная функцияпроявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количественные (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем инвестиций, объем выпус­каемой и реализуемой продукции и т.д.), так и качественные показатели (рентабельность, про­изводительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.д.).

Цены показывают, сколько необходимо средств затратить обществу для удовлетворения потребности в той или иной продукции. Цена отражают объемы затраченного сырья, материа­лов, топлива и электроэнергии, труда и т.д. и эффективность использования ресурсов для соз­дания данного продукта, так как цена включает не только величину общих издержек производ­ства и реализации, но и размер прибыли.

Рыночная цена может значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непо­средственном контакте производителя и потребителя в результате столкновения их интересов. Интерес производителя заключается в получении максимально возможной прибыли; интересе покупателя состоит в покупке товара минимально возможной цене. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться не только от цены, по которой хотел бы продать товар производитель, но и от цены, по которой ее хотел бы купить потребитель.

• стимулирующая функциявыражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирую­щее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйствен­ной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению объема выпуска и по­требления той или иной продукции. Для производителей важны цены, по которым они непо­средственно продают продукцию, и возможность их изменения, так как различные виды про­дукции обладают разной эластичностью спроса по цене и эластичностью спроса по доходу, от которых зависит валовой доход фирмы.

С помощью цены можно стимулировать или замедлять внедрение результатов научно-технического процесса, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.

• распределительная или перераспределительная функция ценыотражает уча­стие цены в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) ме­жду отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Распределительная функция цены проявляется через налогово-бюджетную политику, а именно, через налоги, особенно косвенные (акцизы на отдельные группы товаров, налог на до­бавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства на­правляются на решение экономических и социальных задач общества.

• балансирующая функция или функция балансирова­ния рыночного спроса и предложения заключается в том, что через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и указывает на необходимость принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом, с помощью которого достигается компромисс между ценой спроса и ценой предложения. При этом цена предложения отражает минимальную цену, по которой производитель готов в определенный период времени продать свою продукцию, а цена спроса характеризует максимальную цену, по которой потребитель готов его приобрести. При появлении диспропорций в развитии национальной экономики, не­соответствия между предложением и спросом равновесие восстанавливается посредством либо увеличения (сокращения) производств, либо посредством роста (снижения) цены, либо одно­временно тем и другим способом.

• информационная функцияцены проявляется в том, что цена служит индикато­ром состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей войти на рынок, принять окончательно решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против».

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в про­тиворечие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию балансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при снижении ее уровня), что приводит к сни­жению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены взаимодействует с функцией цены как средства ра­ционального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и сек­тора экономики, где предъявляется повышенный спрос на товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми осталь­ными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией ба­лансирования спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием мно­гих факторов цена часто существенно отклоняется от издержек производства и обращения.

Ценообразующие факторы

 

Существуют различные подходы к классификации факторов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены. В зависимости от уровня формирования цены выделяют факторы микро -и макроуровня.

К факторам, определяющим уровень цен на микроуровне, относятся:

• индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестои­мостью;

• средняя норма прибыли, наличие экономической прибыли;

• качество товара;

• объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя;

• условия плат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.077 с.)