Ценообразующие факторы в международной торговле



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценообразующие факторы в международной торговле



Изменения, происходящие в конъюнктуре мировых товарных рынков, в конечном итоге проявляются в изменениях цен на конкретные товары. По своему наиболее общему и традицион­ному определению цена выступает как образовавшаяся в резуль­тате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую го­тов заплатить за данный товар покупатель.

Как и во внутренней торговле, цены в международной тор­говле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), однако здесь взаимодействует более широкий круг участников (субъектов рыночных отношений), влияющих на конъюнктуру и соответственно на изменение цен. Следует подчеркнуть, что цены в международной торговле – это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле.

В связи с этим проанализируем основные ценообразующие фак­торы в международной торговле: общеэкономические; конкретно-экономичес-кие; специфические; специальные; внеэкономические.

Общеэкономические факторы – ценообразующие факторы, дей­ствующие независимо от вида конкретной продукции и конкрет­ных условий ее производства и реализации. Иными словами, это факторы общей экономической среды, в рамках которой скла­дываются и изменяются цены. К такого рода факторам можно отнести: прохождение соответствующих фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение совокупных спроса и предложения; динамику инфляции и т.д.

Конкретно-экономические – ценообразующиие факторы, оп­ределя-емые особенностями данной конкретной продукции (дан­ного товара), условиями ее производства и реализации.

К ним можно отнести: соотношение спроса и предложения изданный товар; изменения в издержках производства и обращения данно­го товара;

• налоги и различные сборы, связанные с данной продукци­ей (товаром); изменения в потребительских свойствах данного товара (качество, надежность, внешний вид, престижность и т.д.).

Специфические – ценообразующие факторы, действующие только в отношении некоторых (отдельных) видов товаров. К ним можно отнести: сезонность в производстве и реализа­ции отдельных товаров (например, зимняя и летняя одежда или обувь); обязательную комплектность поставок отдельных това­ров (это особенно относится к машинно-технической продукции); гарантии и условия послепродажного обслуживания и т.д.

Несколько особо по отношению к первым трем группам сто­ят четвертая и пятая группы ценообразующих факторов (специ­альные и внеэкономические).

Специальные ценообразующие факторы связаны с действием особых механизмов и экономических инструментов. Это касается прежде всего форм деятельности государства в области внешнеэкономических связей. К ним можно, в частности, отнести формы государственного регулирования в своей собствен­ной стране, а также формы государственного регулирования за рубежом (в странах, фирмы которых выступают в качестве парт­неров по внешнеэкономическим сделкам и на рынках которых реализуются экспортируемые из данной страны товары).

Внеэкономические – политические, военные, социальные фак­торы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере меж­дународной торговли (например, стремясь политически поддер­жать Республику Куба в 60-70-е гг., СССР покупал кубинский сахар по ценам более высоким, чем этот товар можно был при­обрести в некоторых других странах; войны в Персидском за­ливе и Ираке отразились на ценах на нефть и т.д.).

В реальной практике вся эта совокупность динамично меня­ющихся и взаимодействующих между собой факторов оказыва­ет итоговое комплексное воздействие на цены международной торговли.

Оценивая специфику ценообразования на различных типах мировых товарных рынков, необходимо учитывать и фактор влияния государства на цены международной торговли. Характерная особенность состоит в том, что на практике воздействие государ­ства на цены международной торговли оказывается тем сильнее, чем больше и активнее оперируют на мировом рынке фирмы дан­ной страны. При этом влияние государства на цены междуна­родной торговли может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

В качестве форм воздействия государства на цены междуна­родной торговли можно назвать следующие:

1. Государство определенным образом регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и тем самым оказывает воздействие на цены тех товаров, которые фирмы данной страны экспортируют.

2. Государство может субсидировать (брать на себя опреде­ленную часть расходов) отечественный экспорт с целью его под­держки, тем самым создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые отечественные товары и повышения междуна­родной конкурентоспособности отечественных фирм-экспортеров. Например, в ряде случаев государство берет на себя расходы по финансированию НИОКР, связанных с производством экспорт­ной продукции.

3. Государство может проводить соответствующую таможен­ную политику в области импорта. Например, устанавливая низ­кие импортные (ввозные) пошлины на поступающие из-за гра­ницы сырье и комплектующие изделия, из которых произво­дится в данной стране экспортная продукция, оно тем самым влияет и на цены, по которым данная продукция будет экспор­тироваться.

4. Государство может устанавливать определенные количе­ственные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, в рамках некоторых торговых союзов и интеграционных груп­пировок практикуется так называемое «добровольное ограниче­ние экспорта», когда страны по взаимному согласованию сдер­живают экспорт тех или иных товаров (что дает возможность под­держивать на соответствующем уровне цены на них).

5. К формам прямого воздействия государства на цены меж­дународной торговли можно отнести антидемпинговые меры и процедуры. В документах ВТО демпинг определяется как экс­порт товаров по ценам ниже уровня внутренних цен на эти то­вары в стране экспорта или ниже сопоставимых экспортных цен на аналогичные товары, экспортируемые третьей страной, нахо­дящейся в аналогичных условиях. Иными словами, речь здесь идет о реализации товаров – в данном случае через каналы внеш­ней торговли на рынках зарубежных государств – по ценам ниже уровня, «нормального» для стран-экспортеров (искусственное занижение цен во внешней торговле).

Во многих случаях демпинг квалифицируется как форма не­добросовестной конкуренции. Демпинг может использоваться фирмами-экспортерами в целях внедрения и закрепления на за­рубежных рынках. Нередко демпинг, по существу, поддержива­ется правительствами государств, экспортирующих данный товар, когда те субсидируют экспортные поставки из средств го­сударственного бюджета.

6. Еще одним инструментом прямого воздействия государ­ства на цены международной торговли является налоговое ре­гулирование. Яркий пример такого рода – использование нало­га на добавленную стоимость (НДС), которым облагаются (или не облагаются) ряд экспортных и им­портных товаром, что отражается на внешнеторговых ценах на соответствующие товары и их международной конкурентоспо­собности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.01 с.)