Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен



В реальной практике современной международной торговли проявляется множественность цен, причинами которой являются ценовая политика конкретных корпораций, воздействие на цены международной торговли со стороны государств и осуществле­ние самими государствами некоторых внешнеторговых операций (например, поставка продукции в счет помощи или в счет по­крытия долговых обязательств) и др.

При этом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Это могут быть: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом как в конвертируемой, так и в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте; цены во встречной торговле (когда продажа товара увязывается с закупкой товаров либо за­купка товаров обусловливается соответствующей продажей то­варов), в том числе по бартерным операциям («товар на товар»); цены при поставке товаров по программам помощи и др. Иными словами, множественность цен в международной торговле отра­жает факт многообразия условий реального совершения актов купли-продажи товаров.

Однако в основе этой системы множественности цен лежат так называемые мировые цены, под которыми по­нимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, за­ключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах ми­ровой торговли.

К основным характеристикам мировых цен относятся следу­ющие.

1. Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвер­тируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен).

2. Это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме дан­ной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках.

3. Это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импорт­ные операции (в противном случае при осуществлении встреч­ных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах).

4. Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производ­ство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).

Рассмотрим некоторые примеры установления мировых цен на важнейшие сырьевые товары.

Базой мировых цен на нефть являются официальные про­дажные цены стран – членов ОПЕК. При этом в качестве ба­зисных цен используются цены на легкую аравийскую нефть ФОБ в соответствии с при­нятыми в мировой торговле Правилами международных ком­мерческих терминов «Инкотермс» Рас-Таннура (основного нефтяного порта в Саудовской Ара­вии на берегу Персидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн. т нефти).

Базой мировых цен на нефтепродукты считаются цены основ­ных товарных рынков – района Карибского моря, а в Западной Европе – ФОБ Роттердам (Нидерланды) и ФОБ/СИФ (СИФ – стоимость перевозки, страхование и фрахт судна) Амстердам, Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия).

Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров – США и Австралии и импортеров – Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира исполь­зуются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен.

Базой мировых цен на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров – Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта – шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам.

Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют котировки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установ­ленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70 % производимой в мире рафинированной меди и не менее 2/3 производимого в мире рафинированного свинца.

Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста – Алмазного синдиката. У него имеется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), кото­рая решает вопросы о повышении или понижении цен на юве­лирное сырье. На практике единственным доступным показателем является исчисленный на основании официальных сообщений Алмазного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиан­тов мировыми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготовителей и экспортеров – Индии, Израиля и Бельгии, но на практике оперируют среднестатистической ценой суммарно­го экспорта бриллиантов Бельгии и Израиля.

Базовыми ценами для мировых цен на продовольственные товары являются: на пшеницу – цены Австралии (Сидней), на кукурузу – США (порты Мексиканского залива), на рис – Та­иланд (Бангкок), на масло сливочное – Новая Зеландия, на ара­хис – Нигерия, Лондон, на соевые бобы – США, Роттер­дам, на бананы – Латинская Америка – порты США, на са­хар – Нью-Йорк, на говядину – Австралия, Новая Зеландия, порты США, на баранину – Новая Зеландия, чай – Шри Лан­ка, кофе – Бразилия и т.д.

Свою существенную специфику имеет формирование мировых цен на машины и оборудование, поскольку этот сегмент мирово­го рынка обладает значительной динамичностью, структурным, ассортиментным многообразием, здесь постоянно создаются и производятся новые виды продукции и новые модификации продукции, производимой ранее.

Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как об­щий ориентир при определении цен конкретных внешнеторго­вых сделок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда кон­кретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факто­ров и реальных обстоятельств (экономических, политических, социальных и др.).

Обратим внимание также на то обстоятельство, что на прак­тике существуют противоречия между внутренней и международ­ной торговлей и соответственно между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внут­реннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяю­щим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же передовые позиции и соответственно автома­тически оказывать определяющее воздействие на мировые цены.

В реальной практике имеются примеры решающей деятель­ности в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производите­лями данного вида продукции. В частности, во многом опреде­ляющую роль в торговле нефтью и нефтепродуктами играет ан­гло-голландская компания «Ройал Датч Шелл», а репрезентатив­ными (представительными) центрами – Антверпен, Роттердам и Амстердам.

Рассмотрим основные виды внешнеторговых цен.

В общей совокупности этих цен выделим пять основных групп.

1. Контрактные цены – это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняют­ся на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены обычно подразделяются на следующие подвиды: твердая фиксированная цена; твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с пос­ледующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.

Суть твердой фиксированной цены состоит в том, что она ус­танавливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания его исполнения. Как правило, такие цены использу­ются в ситуации, когда сроки реализации контрактов непродол­жительны и в этот период не ожидается каких-либо существен­ных скачков цен. Такого рода цены на практике выгодны про­давцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке.

Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий корректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рынке (в частности, могут измениться цены на сырье и комп­лектующие изделия, из которых производится данная продукция).

Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что в контракте устанавливаются соответствующий принцип опре­деления цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно применять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожидается существенное повышение цен, масштабы которого оценить точно представляется достаточно сложным. Этот спо­соб ценообразования наиболее подходит также для долгосроч­ных контрактов, когда в течение ряда лет будут осуществляться периодические поставки товара.

Использование скользящих цен связано с осуществлением про­давцами и покупателями соответствующих расчетов по принятой в контракте формуле, первую часть которой составляет ба­зовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет соотношение долей основных видов издержек по производству товара. Особое значение при­обретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в пе­риод исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, свя­занных с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления.

Смешанная цена представляет собой комбинированный вариант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной це­ной, а другая – скользящей ценой.

Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на оп­ределенный товар в конкретном регионе и при наличии ограни­ченного круга продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практической задачей для всех внешнеторговых фирм является сбор ценовой информации и создание соответствующего банка данных.

Весьма существенную роль в практике ценообразования в меж­дународной торговле играют ценовые скидки, которые представ­ляют собой сознательное и согласованное продавцами и поку­пателями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторговывание» цены с учетом состояния рынка и условий за­ключаемых контрактов). Естественно, что одновременно с це­новыми скидками существуют и ценовые накидки (надбавки к цене, также связанные состоянием рынка в данный момент времени и условиями заключения соответствующего контракта). К числу наиболее распространенных видов ценовых скидок относятся:

• к оличественные скидки продавца (экспортера), они даются покупателю, например, за значительный объем единовре­менной покупки (когда покупатель приобретает, в частно­сти, целую партию данного товара). Скидка такого рода может доходить до 20-30 % от первоначальной цены.

бонусные скидки предоставляются крупным оптовым по­купателям-импортерам (нередко – эксклюзивным импор­терам), которые, как правило, являются постоянными кли­ентами. Зачастую отечественная фирма-импортер, приоб­ретающая товар за рубежом, является единственным парт­нером зарубежной фирмы-экспортера, помогает ему закрепиться на рынке данной страны, добиваться для него лучших условий продажи и т.д. В этих условиях зарубеж­ная фирма-экспортер нередко идет на скидки в размере 10-15 % от первоначальной цены (подобное обычно практи­куется в условиях монопольной конкуренции).

скидки «сконто» – предоставляются при оплате товара по­купателем наличными деньгами или при осуществлении фирмой-импортером предоплаты за поставку товара.

дилерские скидки предоставляются оптовым и рознич­ным торговцам, торговым агентам и посредникам. Такого рода скидки должны покрывать расходы дилеров на про­дажу и сервис и обеспечивать им определенного размера прибыль.

временные скидки применяются главным образом при реализации продукции массового спроса, которая носит сезонный характер.

специальные скидки предоставляются покупателям, с ко­торыми внешнеторговая фирма имеет различные формы особых отношений.

закрытые скидки предоставляются на продукцию, кото­рая реализуется в рамках внутрифирменных поставок (как элемент транфертных цен) или по специальным межпра­вительственным соглашениям.

Специфическим подвидом контрактных цен в международ­ной торговле являются трансфертные цены,по которым реали­зуются товары в рамках международных (транснациональных) корпораций. Здесь фактически существует собственный внутрен­ний рынок и цены устанав­ливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, на­правленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложе­ния в тех или иных странах. В трансфертных ценах проявляются и указанные выше закрытые скидки.

2. Справочные цены цены продавца, публикуемые в специ­ализированных изданиях, бюллетенях и т.д., по каналам компь­ютерной информации. Существенное значение здесь имеют спе­циальные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг. Со­временные информационные технологии позволяют получать доступ практически ко всем видам информации о ценах, кото­рая накапливается в автоматизированных базах данных. Однако между ценами в справочниках (справочными ценами) и факти­ческими ценами внешнеторговых сделок всегда существует определенная разница, масштабы которой зависят от соответству­ющих реальных обстоятельств.

3. Биржевые цены (биржевые котировки) цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являют­ся фактически ценами сделок именно в данный момент време­ни. Однако недостаток биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные элементы современной международной торговли, связанные с ценообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми це­нами связана проблема, которая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искусственных, нередко спекуля­тивных факторов.

Существует определенный рег­ламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует ко­тировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствую­щие на данный момент, с условиями поставки через определенное время, и котировки на реализуемые товары. Как показывает прак­тика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действитель­ные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной внешнеторговой практике специалисты ори­ентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомен­довавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами зерновых, Нью-Йоркс­кая биржа хлопка.

4. Цены аукционов цены, складывающиеся в результате аук­ционных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен – он связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства.

5. Статистические цены или цены статистики внешней тор­говли усредненные цены, публикуемые в различных нацио­нальных и международных справочниках. Эти цены определяются делением стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистичес­ких расчетов, используются как приблизительный ориентир.

Поскольку это усред­ненные цены, то они не показывают конкретную цену конкрет­ного товара. Здесь в одну товарную группу (товарную позицию) включаются однородные, но различающиеся по своим техниче­ским характеристикам и качеству товары, по которым собственно и осуществляется усреднение цен. Однако они характеризуют общую динамику цен вмеждународной торговле, складываю­щиеся при этом тенденции и могут использоваться как свое­образный ценовой ориентир при заключаемых внешнеторговых сделках.

Таким образом, в мировой торговле начала XXI в. действует сложная система цен, которые изменяются под воздействием широкой совокупности разнообразных ценообразующих факторов.

Значительное влияние на внешнеторговые цены оказывает государство. Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддерж­ка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в ко­ечном счете оказывают существенное влияние и на цены внешние, причем тем большее, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с по­мощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень про­дажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек произ­водства. Хрестоматийны примеры поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственной политики ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня. Специаль­ная правительственная организация по гарантированным ценам при­нимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Так­им образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавлива­ются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые органами ЕС как желательные, минимальные цены импорта, или по­роговые, минимальные продажные цены, гарантированные произво­дителю интервенциями официальных организаций. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции га­рантирует минимальный доход производителям. Таким образом про­текционизм на границах ЕС защищает производителей от резких тол­чков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение двух последних десятилетий пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения, близкого к самообеспече­нию, и второго мирового экспортера.

Воздействие государства на уровень цен в машиностроительных и сырьевых отраслях, как правило, осуществляется косвенным обра­зом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экс­порта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предо­ставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сы­рье, государство преследует цель повысить конкурентоспособность на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одна из разновидностей воздействия на цены мирового рынка дем­пинг. Цель демпинга – завоевание определенным товаром или груп­пой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрыва­ются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, доб­ровольное ограничение экспорта и т.д.), которые в конечном счете оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рын­ке, особенно если данная страна, с экономической точки зрения, является крупной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.033 с.)