Эластичность спроса от цен и определяющие его факторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса от цен и определяющие его факторы



Состояние рыночной экономики, уровень и механизм разви­тия всех инструментов рынка, в том числе и цены, описываются с помощью таких понятий, как спрос и предложение.

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и. в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями поку­пателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

Объем спроса – это количество товара (услуг), которое покупа­тель готов приобрести при данных условиях в течение определен­ного промежутка времени.

Взаимосвязь между объемом спроса на товар и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть представлена следующей формулой:

 

Qспр = F (Рх, Ру.....Рз, I, W, Тх, F,S,g),

где Qспр – объем спроса на товар Хв единицу времени;

Рх – цена товара Х

Ру..... Рз – цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;

І – доход покупателя;

W – уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;

Тх – вкусы и предпочтения покупателей;

F –потребительские ожидания;

S – сезонность потребности, удовлетворяемая данным товаром;

g – количество покупателей.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение. Эту взаимосвязь можно представить в виде шкалы спроса, показывающей, какое количество товара будет куплено по различным ценам.

Такое изменение спроса объясняется следующими обстоятельствами:

• по низкой цене купить товар может большее количество по­требителей;

• низкие цены заставят многих покупателей предпочесть дан­ный товар другому;

• если цены на товар будут высокими, определенное количество покупателей откажутся от покупки.

 

Т а б л и ц а 1.– Соотношение цены и количества проданного товара на рынке

 

Цена за единицу товара в денежном выражении Спрос количество проданного товара
   
   
   
   
   

 

Используя приведенные данные, можно построить кривую спроса. По оси абсцисс отложены объемы про­даж некоторого товара X, по оси ординат – цены на единицу данно­го товара. Кривая спроса раскрывает связь между ценой (Р) и количеством товара, которое будет приобретено покупателем по данной цене.

Кривая спроса показывает, что между ценой товара и его коли­чеством устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куп­лено. Увеличение количества товара в продаже вызывает; снижение цены на него.

Если изменяется цена товара (Рх), то при прочих равных усло­виях изменяется величина спроса на него и движение идет по кри­вой спроса.

Если допустить, что в какой-то период времени все факторы, кроме первого, в выражении неизменны, то объем спроса ре­ально будет зависеть только от изменения цены. Таким образом, осуществляется переход от общей функции спроса к функции спроса от цены.

 

 

Рис. 1. Кривые спроса и предложения

 

В случае изменения других факторов (кроме цены) изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса: при паде­нии спроса кривая спроса сдвигается вниз и влево, а при его повышении – вверх и вправо.

Таким образом, изменение в спросе нельзя смешивать с изме­нением объема спроса. Изменение объема спроса означает движе­ние по кривой спроса, тогда как изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса влево или вправо.

На изменение спроса влияют многие неценовые факторы. Наи­более существенное воздействие на поведение покупателей оказы­вают следующие из них.

1. Цены взаимосвязанных товаров. Объем спроса на любой кон­кретный товар будет зависеть от изменения цен на взаимосвязан­ные товары. Конечный результат влияния изменения цены одного товара на объем спроса на другой товар зависит от того, являются эти товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми.

Если увеличение цены одного товара влечет рост объема спроса на другой при каждом значении цены, такие товары являются взаи­мозаменяемыми (товары-субституты). Повышение цены на то­вар-субститут сдвигает кривую спроса данного товара вправо.

Если увеличение цены одного товара вызывает снижение объе­ма спроса на другой, такие товары являются взаимодополняемыми (комплиментарными). Увеличение цен на дополняющий товар сдвигает кривую спроса на данный товар влево.

2. Уровень денежных доходов покупателей. Когда доход потреби­теля растет, он начинает больше тратить денег на потребление то­варов. Его спрос повышается на многие товары, но не на все.

Нормальный (полноценный) товар – это такой товар, объем спроса на который увеличивается с ростом дохода при каждом зна­чении цены.

Низший (малоценный) товар – это такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода. Низшими являются товары (или блага), для которых существуют альтернативы, обладающие более высоким качеством или большими удобствами. Так, по мере того как доходы растут, семьи отказываются от потребления мака­рон, картофеля, хлеба и получают необходимые калории из более полноценных продуктов питания – таких, как рыба дорогих видов, мясо и др. С приростом доходов потребителей возрастает объем спроса при каждом значении цены, что графически изображается как сдвиг кривой спроса на нормальный товар вправо, а кривой спроса на низшие товары – влево.

3. Вкусы и предпочтения покупателей – важнейший фактор, опре­деляющий объем спроса на любой товар, который формируется под воздействием общества с его культурным и образовательным уров­нем и рекламы. Например, борьба общества с курением или усиле­ние антиалкогольной пропаганды вызовет определенное снижение спроса на эти социально опасные товары. Однако привычки и тра­диции в обществе меняются довольно медленно, а мода – достаточ­но быстро. Но независимо от причины, вызвавшей изменение вку­сов, кривая спроса сдвигается.

4. Потребительские ожидания. Ожидания потребителей будущего повышения цен, увеличения доходов и дефицита товаров на рынке вызывают увеличение объема спроса в данный период. И наоборот, ожидание будущей распродажи товаров, снижения доходов или по­явления большего разнообразия товаров-субститутов приводит к сокращению текущего спроса.

5. Количество покупателей. Увеличение на рынке числа покупа­телей с постоянным средним доходом сопровождается ростом объе­ма спроса на любой товар при всякой цене. Кривая спроса при этом переместится вправо.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.008 с.)