Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Социальное партнерство в условиях рыночных отношений

Поиск

 

1. Понятие социального партнерства и его значение.

2. Основные принципы социального партнёрства.

3. Субъекты социального партнерства.

 

1. Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.

«Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учёте интересов различных слоёв и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст. 352 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту ТК)».

Несмотря на разность подходов в определении понятия «социальное партнерство», многие авторы-юристы, давая определение данной правовой категории в той или иной форме:

· исходят из идеи трипартизма как основополагающей в системе партнерства;

· видят в нем инструмент согласования интересов при разработке и осуществлении социально-экономической политики государства;

· выделяют механизм коллективных переговоров, консультаций и т.п. в качестве основного и важнейшего условия сотрудничества социальных партнеров.

Все это, приобретая надлежащие организационно-правовые формы, служит целям взаимодействия трех главных сил, участвующих в коллективных трудовых отношениях: профсоюзов (их объединений), выражающих интересы трудящихся, нанимателей (объединений нанимателей) и государственных органов. Цели и задачи, преследуемые социальными партнерами, как показывает практика, совпадают не всегда и не во всем, тем не менее, они имеют вполне определенную общую подоснову. В любом обществе, любой стране существует достаточно много социально-экономических вопросов, в частности трудовых, согласованное решение которых в равной мере отвечает правильно понятым интересам государства, нанимателей и трудящихся.

В условиях формирования в Беларуси социально-ориентированной экономики социальное партнерство становится ядром системы коллективных трудовых отношений, одним из инструментов социальной политики государства. Убедительное тому подтверждение – включение в новую редакцию Конституции Республики Беларусь части второй статьи 14, в соответствии с которой "отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон".

Таким образом, социальное партнерство - это эффективная форма формирования и реализации социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоев и групп общества (труда и капитала) посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия. Социальное партнерство- индикатор, регулятор и компенсатор негативных явлений.

 

2. Весьма важное значение в правовом обеспечении социального партнёрства в Республике Беларусь имеют основные принципы социального партнёрства, определённые в статье 353 Трудового кодекса Республики Беларусь:

1.Независимость друг от друга

Профсоюзы обладают юридической и фактической независимостью от государственных и политических структур.

2. Равноправие сторон

В конвенции Международной организации труда (далее по тексту МОТ) №144 «О партнерских консультациях для содействия применения международных трудовых норм» предусмотрено, что предприниматели и трудящиеся должны быть представлены на равной основе в любых органах, через посредство которых осуществляют консультации.

Равноправие подтверждает равноправное положение, или равенство. Это означает, что:

· каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне о заключении, изменении или дополнении коллективного договора (соглашения) (ч. 1 ст. 357 ТК);

· для ведения коллективных переговоров стороны создают на равноправной основе комиссию из уполномоченных представителей (ст. 357 ТК);

· примирительная комиссия для разрешения коллективного трудового спора формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе (ст. 380 ТК).

3. Соблюдение норм законодательства

Профсоюзы в своей деятельности должны руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, актами законодательства Республики Беларусь, а также международными нормами права. Нормативными актами также являются соответствующие коллективные договоры и соглашения. Нормы коллективных договоров и соглашений, ухудшающие работников по сравнению с законодательством, являются недействительными (ст. 362 ТК).

4. Полномочность принятия обязательств

Стороны, ведущие коллективные переговоры должны наделять своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов.

При заключении коллективных договоров, соглашений представители сторон должны иметь документы, в которых подтверждены их полномочия
(ч. 2 ст. 357 ТК).

Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников, органами, созданными или финансируемыми нанимателями, политическими партиями. Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими нанимателей (ч. 3, 4 ст. 356 ТК);

5. Добровольность принятия обязательств

Принцип добровольности принятия обязательств проявляется в следующем:

· закреплено право, а не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений (ст. 359 ТК);

· предусмотрен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в содержание коллективного договора (соглашения) (ст. 360 ТК).

Стороны самостоятельно решают вопрос о включении тех или иных условий в его содержание. Действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством нанимателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования, или другим путем с целью поставить такие организации под контроль нанимателей рассматривается как вмешательство.

6. Учет реальных возможностей принятия реальных обязательств

Этот принцип тесно взаимосвязан с принципом добровольности принятия обязательств. Коллективные договоры, соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать реальные возможности сторон и воздерживаться от выдвижения требований, реализация которых превышает их возможности.

7. Обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства

Стороны должны действовать добросовестно. Они не должны уклоняться от выполнения заключенных компромиссных совместных решений. Стороны должны выполнять договоренности и исполнять принятые обязательства, в противном случае, сторона, нарушившая договоренность или не исполнившая (ненадлежаще исполнившая) обязательство, должна понести ответственность.

В статье 376 ТК предусмотрено, что в зависимости от характера нарушения может быть предусмотрена ответственность сторон за неисполнение норм главы 35 ТК, коллективного договора, соглашений предусмотренная действующим законодательством.

Ответственность нанимателя за односторонний отказ от ведения коллективных переговоров предусмотрена п. 4 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30. 09. 1993 года № 664 (ред. от 27.12.2004г.) «Вопросы департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты». В данном случае речь идет об административной ответственности. За это правонарушение предусмотрен штраф в размере от 50 до 100 базовых величин.

8. Отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности.

Поскольку договор – это согласованная воля сторон договора, то не допускается совершение односторонних действий, нарушающих договоренности, содержащиеся в коллективном договоре, соглашении.

9. Взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации

Этот принцип конкретизируется в Рекомендации МОТ № 163
«О коллективных переговорах». В этой рекомендации закреплено, что при необходимости должны приниматься соответствующие национальным условиям меры, что бы стороны имели доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров (ч. 5 ст. 357 ТК).

Основными организационно-правовыми формами социального партнёрства являются консультации и коллективные переговоры.

Консультации проводятся по наиболее важным и сложным социально-экономическим вопросам с участием соответствующих специалистов в целях достижения взаимопонимания сторон.

В соответствии со статьёй 2 Конвенции МОТ № 154 “О содействии коллективным переговорам” (1981г.), коллективные переговоры определены как “все переговоры, которые проводят между нанимателями, группой нанимателей и одной или несколькими организациями нанимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников – с другой в целях:

а) определения условий труда и занятости;

б) регулирования отношений между нанимателями и работниками;

в) регулирования отношений между нанимателями или их организациями и организацией или организациями работников.

Таким образом, коллективные переговоры можно определить как основную форму социального партнёрства, главная цель которой заключение коллективного договора, соглашения, достигаемая с учётом интересов работников и нанимателей.

 

3. Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства (ст. 354 ТК).

Профессиональные союзы (professio – (лат.)- занятия, профессия) это движение трудящихся для объединения усилий в защиту своих социально-экономических и политических прав и интересов.

Профессиональный союз (далее - профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь (ст.1 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах»).

Среди многочисленных организаций, созданных трудящимися, профсоюзы выделяются рядом особенностей:

· это самое массовое объединение трудящихся, доступное для всех.

Никаких предварительных условий для вступления в ряды профсоюза нет. Только признание необходимости объединения и связанной с этим товарищеской дисциплины независимо от уровня квалификации, образования, политических взглядов, пола, возраста, национальности;

· это организация, которая по своим целям и интересам находится ближе других общественных организаций к экономике, к производству, т.е. к решающей сфере приложения творческих сил человека, где в конечном счете реализуются коренные интересы трудящихся.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти органы, прежде всего профкомы организаций, признаются законными представителями прав и законных интересов наёмных работников. В тех общественных организациях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы наёмных работников – членов профсоюза.

Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители (ст. 354 ТК).

Общее право профсоюзов представлять интересы трудящихся и область его применения – труд, быт, культура, производство закреплено Законом Республики Беларусь “О профессиональных союзах”.

Существующая практика заключения коллективных договоров в республике Беларусь свидетельствует, что представительство интересов работников в большинстве случаев осуществляют соответствующие профсоюзы, организации. Для этого созданы все правовые предпосылки (например, ст. 354, 356, 359 ТК и другие). Контроль за исполнением коллективного договора осуществляется не только специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, но и его сторонами (ст. 375 Т.К.), т.е. нанимателем и профсоюзом. Причем, контроль должен быть постоянным. Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» в случае неисполнения (или ненадлежащего исполнения) условий коллективного договора профсоюзы вправе направлять стороне коллективного договора представление об устранении этих нарушений. Воспользоваться этим правом или нет, это дело конкретного профсоюза. Если учесть положение статьи 10 Закона, о защите профсоюзом только своих членов, то вполне напрашивается следующий вывод. Совершенно понятно, что законодатель, части 2 статьи 10 Закона стремился усилить мотивацию профсоюзного членства. Но не учел одного момента – представительство интересов всего трудового коллектива (и членов, и не членов профсоюза) осуществляют профсоюзы, фактически они являются одной из сторон коллективного договора. Если профсоюз вправе защищать права своих членов, то права не членов профсоюза он защищать не вправе, таких легальных полномочий у него нет. Последним профсоюз может на законном основании отказать в защите своих прав, даже тех прав, которые закреплены коллективным договором. Хотя действие коллективного договора распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен (ст. 365 ТК).

Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для успешного функционирования.

В конечном счёте, границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально–экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Законодательство о профсоюзах требует постоянного изменения и совершенствования в зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют.

Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования законодательства о профсоюзах на перспективу состоят в том, что:

· во-первых, оно должно проводиться в соответствии с существующими общественными отношениями;

· во-вторых, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих профсоюзам надёжно отстаивать трудовые и социально-экономические права и интересы работников.

Становление системы социального партнёрства, развитие сотрудничества между наёмными работниками и нанимателями в Республике Беларусь неизбежно вызывает появление особых организаций, которые могли бы выступать в качестве социальных партнёров, выражая самостоятельные интересы и принимая участие в работе механизма социального партнёрства.

Наниматель – юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником (ст.1 ТК).

Представителями интересов нанимателя выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций (ст.355 ТК).

Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей (ст.355 ТК).

Очевидно, что с началом рыночных преобразований необходимость в регулировании и координации своей деятельности возросла. В связи с появлением в некоторых случаях чрезмерных требований со стороны профсоюзов государство определило необходимость создания объединений нанимателей.

Такие организации нанимателей преследуют следующие цели:

· анализ социально-экономической ситуации, борьба за создание благоприятных условий для занятия предпринимательской деятельностью;

· выработка стратегии и единства действий, разрешение конфликтов в этой сфере;

· представительство и защита интересов в отношении с государством;

· экспертиза законодательства, затрагивающего интересы нанимателей;

· выработка стратегии в отношениях с наёмными работниками и их организациями;

· оказание членам объединений различного рода услуг (информационных, консультационных и т.д.).

Правовой статус объединений нанимателей во всём мире и в Республике Беларусь основывается на Конвенции МОТ № 87 “О свободе ассоциаций и защите права на организацию”(1948 года).Данная конвенция предусматривает право трудящихся и нанимателей создавать организации и вступать в них.

В отношении нанимателей принцип свободы создания организации без какого-либо различия означает, что законодательство и практика каждой страны, ратифицировавшей Конвенцию № 87, устанавливают равные условия для всех нанимателей по процедуре создания таких организаций, не делая исключений и не предусматривая каких-либо предпочтений.

Реализация такого права зависит от следующих аспектов:

· отсутствие каких-либо различий в законодательстве и практике по отношению к тем, кто имеет право на объединение;

· отсутствие необходимости в предварительном разрешении на создание организации;

· наличие свободы выбора организаций для вступления в них.

В правовом регулировании нанимателей, как стороны социального партнёрства существует ряд недостатков, например вопрос представительности нанимателей.

Хотя считается, что Генеральное соглашение подписывают три равные стороны, говорить о равенстве по законодательному закреплению статуса сторон пока рано. Это подтверждается, прежде всего, тем, что на сегодняшний день отсутствует законодательно закрепленное понятие «объединение нанимателей», поскольку Закон “Об объединениях нанимателей” ещё не принят.

Вместе с тем, одним из крупнейших нанимателей является государство. Статья 107 Конституции устанавливает, что Совет Министров выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление госсобственностью. Налицо парадокс: правительство, являющееся одной из сторон по заключению Генерального соглашения, выступает частично и от лица нанимателей.

Социальное партнерство практически немыслимо без участия государства, как правило, выступающего в лице правительства, его органов и представителей. Ответ однозначен: в качестве равноправной стороны. Однако государство как сторона социального партнерства имеет свои особые функции, отличающиеся от функций двух других партнеров – профсоюзов и нанимателей. Государство берет на себя функции арбитража, посредника, координатора, законодателя, и в каких-то ситуациях - ограничителя, выразителя общественного интереса, воли нации.

Известно, что решения государства определяют: модель перехода на рыночные отношения, темпы, формы разгосударствления и приватизации, разумное или неразумное соотношение преобразований на макро- и микроуровне, взвешенный учет социальных аспектов в продвижении к рынку. Только такой мощный регулятор, каким является государство, может сформировать основной каркас инфраструктуры рынка.

Государство является гарантом основополагающих гражданских прав, которые важны для свободного осуществления прав работников, профсоюзных прав, прав нанимателей и эффективного функционирования любой системы социально-трудовых отношений. Одной из важнейших функций государства является разработка правовых основ и организационных форм социального партнёрства, правил и механизма взаимодействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных социально-трудовых стандартов.

Государство вправе участвовать в социальном партнёрстве в качестве стороны на переговорах и в консультациях в рамках трёхсторонних социально – трудовых отношений в целях выработки и проведения в жизнь социальной, экономической, промышленной политики в стране. Трёхсторонние переговоры приводят к принятию трёхстороннего соглашения, которые определяют обязательства сторон. Примером такого соглашения является Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов.

Однако следует учитывать, что степень вовлечённости государства в трёхсторонний механизм консультаций различна. В некоторых случаях представители правительства активно участвуют в обсуждениях, а результаты консультаций прямо проявляются в соглашениях. В других случаях государство выбирает роль наблюдателя, и итог двусторонних консультаций определяет содержание соглашения.

Таким образом, роль государства в системе социального партнёрства особая. Государство разрабатывает программу социально-экономического развития Республики Беларусь.

Результатом трёхсторонних отношений является увязка Генерального соглашения с отраслевыми и территориальными соглашениями, коллективными договорами, определение перечня проблем решаемых с участием правительства и без него, координация работы трёхсторонних консультаций.

Функции арбитража, примирения и посредничества обеспечиваются действующим законодательством служат правовым обеспечением разрешения коллективных трудовых споров.

Для полноценной реализации охарактеризованных выше функций государство формирует законодательно – правовую базу, создавая тем самым основу для цивилизованной системы социального партнёрства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.013 с.)