Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Правовое поле деятельности профсоюзов в сфере социально-трудовых отношений на современном этапеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Конституция Республики Беларусь о правовом положении профсоюзов в стране. 2. Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах». 3. Трудовой кодекс Республики Беларусь. 4. Нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие деятельность профессиональных союзов.
1. В последнее время существенно изменилась роль профсоюзов в обществе. Современный правовой статус профсоюзов позволяет им сосредоточиться на представительстве и защите социально-экономических интересов трудящихся. Остановимся на правовой базе деятельности профсоюзов. Основа деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложена в Конституции Республики Беларусь: · в соответствии со статьей 14 «отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон»; · согласно статье 41 «граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы». При этом существующее сегодня конституционное закрепление полномочий профсоюзов нуждается, по нашему мнению, в совершенствовании. Конституция Республики Беларусь не наделяет профсоюзы правом законодательной инициативы, что затрудняет полноценное участие профсоюзов в нормотворческом процессе.
2. Основополагающим для правового регулирования деятельности профсоюзов является Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах». В нем, в частности, дается определение профессионального союза, детализируется право граждан на объединение в профсоюзы, определяются гарантии независимости профсоюзов, основания прекращения или приостановления их деятельности, перечисляются направления взаимодействия профсоюзов с органами государственного управления, устанавливаются условия представительности профсоюзов, их основные права и гарантии этих прав. Статья 1 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» определяет статус профсоюза как общественной организации, объединяющей граждан для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов. Рассматривая соотношение профсоюзов и политики, следует отметить: · принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их политических прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь (ст. 4); · профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства (ст. 6); · профсоюзы принимают участие в разработке государственной политики занятости (ст. 10); · при проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований (ст. 22). Анализ этих норм показывает, что членство в профсоюзе отграничено от реализации политических прав; профсоюзы имеют право участия в социально-экономическом спектре общественных отношений; профсоюзы не вправе использовать предоставленные им способы защиты прав трудящихся для преследования политических целей.
3. Базовым нормативным правовым актом, устанавливающим и регламентирующим правомочия участия профсоюзов в осуществлении защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, является, безусловно, Трудовой кодекс Республики Беларусь. В статье 4 Трудового кодекса отмечается, что он регулирует наряду с трудовыми отношениями и деятельность профсоюзов. В нем, в частности, отражены: порядок участия профсоюзов в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров; случаи, когда наниматели исполняют свои обязанности по согласованию или с участием профсоюзов; участие профсоюзов в разработке тарифов оплаты и норм труда, в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; представительство профсоюзов и их роль в ведении коллективных переговоров, заключении и реализации коллективных договоров и соглашений. Следует отметить, что и Трудовой кодекс содержит норму, определяющую, в какой мере деятельность профсоюзов может затрагивать сферу политики. Так, из определения социального партнерства следует, что оно является формой взаимодействия профсоюзов и иных субъектов партнерства при разработке и реализации социально-экономической политики государства (статья 352). Трудовой кодекс содержит запреты на вмешательство политических партий в сферу трудовых и связанных с ними отношений, в которой осуществляют свою деятельность профсоюзы. Статья 356 не допускает к ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений органы, созданные или финансируемые политическими партиями. Запрещается и оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели (статья 388).
4. Существенная роль в определении правовых основ деятельности профсоюзов принадлежит нормативным правовым актам, изданным Президентом Республики Беларусь. Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 1997 г. № 639 предоставил профсоюзам ряд дополнительных полномочий, в том числе по участию своих представителей в работе коллегиальных органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений. Среди актов Правительства, расширяющих нормативную базу для деятельности профсоюзов, следует указать Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 23 января 1995 г. № 1 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы» и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. Заключаемое Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей и профсоюзов охватывает вопросы экономической политики, социальных гарантий, развития рынка труда и гарантий занятости населения, охраны труда и экологической безопасности, социального партнерства. К числу правовых норм, составляющих правовую основу деятельности профсоюзов, также необходимо отнести конвенции Международной организации труда, которые, будучи ратифицированными Парламентом Республики Беларусь, возлагают юридические обязанности на субъектов права. Республика Беларусь ратифицировала значительную часть важнейших конвенций Международной организации труда, среди которых есть такие, которые непосредственно затрагивают деятельность профсоюзов: 87-я Федерация профсоюзов Беларуси после своего IV внеочередного съезда предприняла ряд шагов в направлении совершенствования правовой основы деятельности профсоюзов. Ее представители принимали участие в подготовке изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь, в Генеральное соглашение, в нормативные правовые акты, регулирующие порядок перечисления профсоюзных взносов. В настоящий период профсоюзы имеют возможность принять участие в рассмотрении всех проектов нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные вопросы, что способствует защите прав трудящихся и повышению социальной значимости профсоюзов. Таким образом, политико-правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь предполагают социальный диалог, а не конфронтацию, проведение комплекса мер по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов трудящихся, участие в разработке и совершенствовании правовых норм и социальных нормативов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.01 с.) |