Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Мировое профсоюзное движение на современном этапе

Поиск

1. Профсоюзное участие в регулировании социальных проблем.

2. Особенности экономической ситуации в мире и профсоюзы.

3. Профсоюзное движение на постсоветском пространстве

4. Формирование мотивации участия в профсоюзной деятельности.

5. Профсоюзы и социальный контроль.

 

1. Перемены, происходящие в системе профсоюзной деятельности, ее активизация в связи с мировым экономическим кризисом, переход многих национальных профсоюзных центров к поискам более эффективных средств защиты интересов трудящихся потребовали внимательного изучения опыта международного профсоюзного движения.

Одним из острейших вопросов, стоящих сегодня перед профсоюзами, является выбор направления действий, которые бы определяли перспективу развития организации. Это - предмет научного поиска и повседневной практики. Однако, видимо в силу инерции, основной действенной характеристикой профсоюзов остается защитная функция без конкретного выражения объекта защиты. Хрестоматийное определение «защита социально-экономических прав и интересов наемных работников» оправдано, но сегодняшние реалии нуждаются в более четком осознании различия понятий «защита» и «защищенность». Да, беря на себя активную роль защитника, мы оставляем работнику пассивное ожидание результата и, в случае неудачи, оказываемся виновными, теми, кто не в состоянии выполнить свою работу. К сожалению, сегодня работник не чувствует своей защищенности, то есть постоянного состояния уверенности в том, что никакие риски (социальные, экономические или политические) не помешают его нормальной жизни и труду. Это приводит к снижению авторитета профсоюзов, сужению их социальной базы и, как следствие, ослаблению позиций в контактах с оппонентами.

Этот пример – лишь одно из последствий влияния ряда факторов на организационную деятельность профессиональных союзов. Среди них:

-Отсутствие четкой концепции относительно основных защитных функций профсоюзов.

-Неустойчивость профсоюзного движения: дробное деление по вертикали; разграничение позиций территориальных и отраслевых профсоюзов; противостояние «традиционных» и «альтернативных» профсоюзов.

-Неопределенность действий в процессе политического лоббирования интересов наемных работников, процесса взаимодействия с представителями органов исполнительной власти.

-Неадекватность правовой базы деятельности профсоюзов как общественной организации, ее недостаточное соответствие международным нормам (это опосредованно приводит к конфликту национального и международного права, которое оценивается как нарушение ратифицированных норм).

-Высокий уровень ресурсной зависимости от оппонентов, слабая отрегулированность финансовой и хозяйственной деятельности профсоюзов.

Непоследовательность образовательного и исследовательского направлений, что делает невозможной адекватную кадровую и прогнозную деятельность.

Влияние отмеченных факторов приводит к потере профсоюзами статуса равноправного партнера и предоставляет возможность для спекулятивных действий со стороны оппонентов, имеющих более выгодные силовые и властные позиции.

Кроме того, прослеживается тенденция подмены приоритетов самого профсоюзного движения. Так ресурсы общественной организации (независимость, добровольный характер членства, активность) превращаются в административные ресурсы и используются менеджерами для попыток управления организацией, что автоматически приводит к нарушению основных принципов партнерского взаимодействия и дискредитации самой идеи профсоюзного движения.

Такая ситуация ведет не только к ослаблению профсоюзов, но и к ослаблению всей системы социально трудовых отношений, представляет собой «мину замедленного действия», которая может, если не уничтожить, то сделать неконкурентоспособной национальную экономику.

То есть, речь идет о защищенности системы, как постоянного состояния безопасности, что позволяет ей функционировать, невзирая на влияние разнообразных рисков.

Здесь целесообразно вспомнить еще несколько профсоюзных функций, которые в условиях затянувшегося системного кризиса были отодвинуты на второй план:

-воспроизводство рабочей силы, ее организация и поддержка;

-социальный менеджмент - определение целей, планирования, подготовка и принятие управленческих решений, организация выполнения и контроль;

-экспертная функция - проведение социальной экспертизы технических, организационных и экономических решений, влияющих на защиту и реализацию прав и интересов работников;

-инновационная функция - создание условий для выработки и воплощения адекватных времени механизмов управления.

Профсоюзы могут рассматриваться как элемент системы управления, задачей которого является поддержка надлежащего функционального состояния важнейшей составляющей экономики – группы экономически активного населения, главным субъектом которой являются наемные работники. Если вспомнить, что эта группа является самой многочисленной и активной, то понятно, что состояние социально-экономических отношений зависит от состояния безопасности (или опасности), в котором действует эта группа.

Нужно заметить следующее - безопасность, как феномен, сегодня является предметом исследования специалистов разных отраслей. Выделяются ее виды: военная, криминальная, экологическая, финансовая, информационная, политическая, ресурсная, безопасность жизнедеятельности и т.д. Это является отражением специфических и общих проблем жизнедеятельности человека, общества и государства и являет собой подходы к одному - безопасности социальной системы, уровень защищенности которой от влияния внутренних и внешних вызовов и угроз, предопределен кардинальными изменениями последних лет.

Сегодня не существует стойких научных стереотипов относительно феномена безопасности, однако множество ее определений можно обобщить в следующем - безопасность общества - это первостепенное условие успешного социально организованного бытия.

Таким образом, для современного общества безопасность выступает определяющим фактором сохранения и устойчивого функционирования всей социальной системы и ее структурных составляющих.

Определяющей, относительно социальной безопасности, является проблема соотношения изменений и стабильности. Абсолютная стабильность практически невозможна, она допускает не только неподвижность элементов, которые составляют систему, но и их изоляцию от внешнего влияния, то есть не подвластность изменениям.

Именно невнимание к характеру изменений в разработке и реализации моделей общественно-экономического развития, неверная оценка факторов, влияющих на него, приводит к потере системой стойкости и ее возможному разрушению. Сегодня практически во всех сферах общественной и государственной жизни, программы развития строятся на понимании безопасности как собственно охранительной деятельности, основанной или на принципе «отсутствия опасности», или на принципе «реагирования и исправления», которое приводит к постоянному преодолению негативных последствий тех или других изменений.

Однако мало защитить, более важно не допустить формирования условий, которые привели бы общество к состоянию, которое нуждается в этом. Иначе говоря, задачи безопасности выходят далеко за пределы необходимости защиты определенного состояния социальной системы или ее составляющих и заключаются в формировании условий, обеспечивающих развитие личности, общества и государства. При этом, быть в безопасности совсем не жить без опасностей. Угрозы существуют всегда и, в определенных пределах, могут иметь даже позитивное значение, играя мобилизирующую роль в деятельности, общении, поведении.

Это приводит нас к необходимости переориентации действий и их обоснования на принципе «предвидения и предупреждения». Следовательно, безопасность - это не отсутствие опасности, а готовность, к ней. Отсюда и понимание профсоюзов как необходимого элемента уже не просто системы управления, а системы социальной безопасности. Продолжая эту тему, вспомним инновационную функцию. Многочисленные новации в национальной экономике являются следствием процессов глобализации, которую можно воспринимать или нет, но которая является состоявшимся фактом, что нужно, как минимум, учитывать. Именно эти процессы вызывали изменения, характер которых нужно учитывать при разработке моделей развития. Первыми их влияние почувствовали национальные рынки, а именно рынок труда - пространство, в котором пересекаются интересы разных представителей группы экономически активного населения, то есть реально формируется социальная и экономическая политика.

 

2. Одним из ключевых показателей состояния национального рынка труда является конкурентоспособность его субъектов (работников и работодателей). В результате, опасности ряда управленческих решений, отсутствия механизмов готовности, ее уровень в ряде стран катастрофически низок (стихийная трудовая миграция, снижение уровня квалификации, «тенизация отношений», низкая организационная активность, – далеко не все болезненные вопросы, которые нуждаются в решении).

Кроме рынка труда, изменения влияют на ключевые отрасли национальной экономики (энергетическая, металлургическая и горнодобывающая, машиностроительная, транспортная и так далее), которые являют собой ее стратегический ресурс, на предприятия, которые сегодня выступают объектом спланированных или стихийных атак с целью перераспределения собственности. И здесь реальной силой, которая через экспертную, контролирующую и переговорную деятельность должна создать условия для защищенности работников, выступают профсоюзы.

Можно отметить следующее - профсоюзы могут и должны стать элементом защиты национальной экономики.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу: выбор перспектив профсоюзной деятельности определен самим временем, готовность к угрозам появляется решающей в любой организационной системе и, в первую очередь, в социальной.

Это позволяет сориентироваться в следующем – профсоюзы являются ключевым элементом системы социальной безопасности, организацией, среди функций которой, – защита национальной экономики.

Такое видение перспектив должно ориентировать на создание условий, при которых будет защищена сама профсоюзная деятельность. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо определить факторы, угрожающие организации - то, что может быть использовано в антипрофсоюзной практике. Среди изъянов, «лежащих на поверхности», следует отметить следующие: Практическое отсутствие теоретико-идеологического обоснования современной профсоюзной деятельности на постсоветском пространстве, в том числе - в Украине.

Кадровые «тупики» и неудовлетворительная информационная деятельность. Приоритетность имущественных вопросов во внутренней организации и коррупционные проявления на региональных уровнях системы. Это те проблемы, которые охотно, с вариациями обсуждаются и направляются в СМИ как сущность современных профсоюзов. Реальная практика, реальные достижения профсоюзов остаются вне информационного поля.

Нуждается, прежде всего, в откровенном самоанализе и, на основании его результатов, освещение действительного лица профсоюзов. Все сказанное выше, в полной мере относится к профсоюзному движению, независимо от его национальной или экономической специфики. Международное профсоюзное движение в полной мере ощутило на себе влияние современных процессов, происходящих в экономике, политике, управлении сферой труда. Это изменения в социальной структуре общества, последующие за этим изменения в характере труда и производства, введение антипрофсоюзного законодательства, появление новых аспектов во взаимоотношениях профсоюзов и государства, ревизия консультативно-договорной практики как механизма системы социального партнерства, борьба за преодоление последствий мирового экономического кризиса методами, которые включают защиту трудящихся.

 

3. Профсоюзное движение на постсоветском пространстве за последние годы, испытывая на себе влияние указанных выше процессов, столкнулось и со специфическими проблемами собственного развития. Существующие в масштабах России, Украины, Белоруссии, Грузии, Молдовы и других стран модели профсоюзной деятельности складываются из отдельных, слабо увязанных между собой идеологических, организационных, правовых, экономических фрагментов. Зачастую реальные действия высших звеньев управления крупнейшими профсоюзными центрами и территориальными структурами политизированы и противоречат заявленным программным положениям. Возникает двойной стандарт профсоюзного участия в решении сложнейших проблем обеспечения социальных, экономических, политических прав трудящихся.

В связи с этим, определяются следующие приоритетные направления деятельности профцентров:

Сохранение профсоюзного членства, прекращение оттока членов из профессиональных союзов. По данным, которые были приведены в докладе заместителя Председателя ФНПР Фроловой Т.Л. на заседании Генерального Совета российской Федерации профсоюзов (2008 г.) «О мерах по дальнейшему укреплению единства профсоюзов и повышению эффективности работы», на профсоюзном пространстве России ежегодно прекращает свою деятельность до 10 тыс. первичных профсоюзных организаций. В среднем на 700 тысяч человек в год сокращается численность профсоюзных структур. Эти тенденции характерны практически для всех профсоюзов бывшей системы ВЦСПС.

 

4. Усиление представительства профессиональных союзов в системе государственного управления, противодействие отказу от классической схемы трехстороннего сотрудничества.

Изменение отношения к политической деятельности, отработка механизма лоббирования интересов людей труда. Сопротивление попыткам унификации профсоюзов в рамках одной партийной структуры.

Организационное совершенствование системы профсоюзов. Трехзвенная система (первичная организация; территориальная; отраслевой профсоюз) уже не в состоянии обеспечить адекватное и своевременное реагирование на темп экономических и политических изменений. Многие управленческие звенья среднего уровня в профсоюзном движении не в состоянии выполнять основные положения своих программ. Причин этому много – возрастные характеристики руководителей, отсутствие у них необходимых компетенций, современных навыков руководства, утрата системы связей и, как следствие, снижение авторитета в реальных экономических отношениях.

В профсоюзных центрах бывшей системы ВЦСПС заметно возросло количество так называемых «нулевых» профсоюзных структур, растерявших первичные организации, согласившихся с оттоком членов профсоюза, но сохранивших свои «штабы». По наблюдениям аналитиков, таких «фантомных» организаций может быть свыше 25 % в отраслевых профсоюзах бюджетной сферы. Они стали блокирующими звеньям между первичными и центральными уровнями профсоюзной системы, которая перестала соответствовать схеме управления экономикой. Эта среда в ряде случаев становилась базой для создания и развития коррупционных схем на региональных уровнях профсоюзного движения.

Теоретическое осмысление функций, форм и методов профсоюзной работы. Анализ показывает отрыв декларируемых функций от форм и методов работы, определяемых реальной ситуацией. Неудовлетворительным является уровень обоснования профсоюзной идеологии: невозможно установить направления стратегии и тактики профсоюзной деятельности, определить тип профсоюзов - правозащитный или патерналистский. В этой связи необходима выработка единой для всех профцентров научно обоснованной методики и методологии действий, основанных на опыте международного профсоюзного движения. Следует должным образом организовать подготовку кадров профессиональных союзов. Сегодня действуют кадры двух основных типов: подготовленные в традициях дисциплины унитарной системы ВЦСПС, и молодежь, ориентированная на самостоятельность в новых условиях, когда осознаны два возможных типа реализации профсоюзных задач - социальное партнерство и протестная деятельность.

Разбалансированность экономики профсоюзов, утрата самостоятельности обеспечения, построенного на получении и распределении членских взносов. Возможные изменения в арендном законодательстве, запрет на владение собственностью может внезапно обрушить финансовую основу управления в профсоюзных центрах, ранее входящих в унитарную систему.

Неадекватность законодательства, регулирующего профсоюзную деятельность, трудовые отношения. Действующие в настоящее время законы о профсоюзах, их правах и гарантиях не стали основой для укрепления и консолидации профсоюзного движения. Более того, возникла откровенная конкуренция во власти за влияние и контроль над профсоюзами, за использование потенциала профсоюзов для мобилизации трудящихся в выборных кампаниях.

Отношение властных структур к профсоюзам как организации нередко потребительское. Это вызывает резкий протест со стороны рядовых членов профсоюзов, приводит к потере авторитета руководящих звеньев профсоюзного движения. По данным Украинского центра экономических и политических исследований (июнь 2008 г.), полностью доверяло профсоюзам 4,8 % опрошенных, в то время как в 2000 году их было 7,5 %. Эти данные можно соотнести с результатами международного социологического исследования (Рейтинг степени доверия населения к различным профессиональным группам. Результаты исследования «Индекс доверия. 2007», проведенный в 19 странах мира». В процентном соотношении доверие граждан различных стран к профсоюзам гораздо выше, чем в Украине.

Информационная закрытость профсоюзного движения, а также нарушение связей между элементами профсоюзной системы, профсоюзами и иными общественными структурами, деформации в передаче средствами массовой информации мотивов профсоюзных решений и действий.

Отсутствие внимания к проблемам профсоюзных учебных центров различных уровней, сокращение финансирования информирования, повышения квалификации и подготовки кадров профсоюзных органов и резерва. Так, перевод высших учебных заведений системы ФПУ на самофинансирование, привел их к отрыву от решения главной задачи - решения кадровых задач Федерации, потере научного потенциала профсоюзов. Следствием этого является рецидив старых идеологических ориентиров, резкое неприятие любого профсоюзного инакомыслия, «поиск врага» в конфликтных ситуациях.

В разной степени эти проблемы проявляются и на международном профсоюзном уровне. Сегодня 30 % профсоюзных организаций России продолжают возглавлять руководители, избранные еще в 1990 году. Более 60 % вышли за рамки пенсионного возраста. Только 6% из них за последние 10 лет повышали свою квалификацию в учебных заведениях профсоюзов с получением документа об образовании.

Возникают самые разнообразные подходы к программам деятельности профсоюзов – от кратких материалов тезисного формата до пространных документов, где главные защитные задачи профсоюзов теряются в общем тексте генеральных заявлений и деклараций. Такие декларации переходят от съезда к съезду, ничего не объясняя и ни к чему никого не обязывая.

Особую проблему представляет изменение численности членов профсоюзов. Численность профсоюзов в континентальной Европе (в Австрии, Германии, Нидерландах и Франции), а также в Ирландии, Британии, Японии и США неуклонно падала, начиная с 1980 годов. Однако в скандинавских странах и Бельгии ситуация совершенно иная. Здесь наблюдается постоянный рост профсоюзов, или, по крайней мере, стабилизация численности за тот же самый период. Изменения в структуре труда не проявляются линейно в количестве членов профсоюзов. Играют роль и другие факторы. Простой анализ численности членов профсоюзов не позволяет делать выводы о том, насколько сильны профсоюзные позиции в упомянутых странах. Последние 25 лет мир находится в ситуации экономического кризиса, который усилился в последний год. Профсоюзы были слишком замкнуты в национальных границах. Поэтому главной задачей профсоюзного движения в ближайшие годы стала выработка единой международной профсоюзной стратегии.

 

5. В сложившейся практике контроля со стороны профсоюзов в последнее время стали звучать идеи социального аудита. Важнейшее значение для осмысления практической значимости этого механизма, имеет ознакомление с результативностью его моделей. Сегодня ясно, что все модели соответствуют, как минимум, опыту создания и развития национальных экономик. Их эффективность - это конкретно выраженная степень социальной безопасности. Классификация надежности национальной экономики определяется индексом социально ответственной конкурентоспособности (Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия, Австралия, Канада, Германия, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Сингапур, Австрия). Сложности вхождения в этот реестр и дальнейшего удержания соответствующего места в нем состоят в соответствии национального законодательства регламентациям международных органов, стандартам, рейтинговым индексам, схемам сертификации, системам управления и руководящим принципам, этике и кодексам поведения в социально-экономической сфере.

В целом эта работа проводится в экономически развитых странах десятки лет. Попытка систематизации социальных проблем связана с национальными системами хозяйствования. В соответствии с ними определилось и представление о социальных моделях. Так, Европейская социальная модель (ЕСМ) базируется на следующих принципах: социальная справедливость; социальная безопасность; социальная консолидация; конкурентоспособная экономика. В рамках ЕСМ стали выделяться северная модель (Дания, Финляндия, Швеция, Нидерланды), англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Франция, Германия), средиземноморская (Греция, Италия, Португалия, Испания). Универсальные показатели отличий ведущих социально-экономических моделей заключаются в удельном весе социальных расходов в ВВП: Европа –25-27 %; Япония – 17 %; США - 15 %. В этой связи мировой опыт хозяйствования к началу ХХ1 века подошел к необходимости выработать универсальный механизм постоянного анализа социальной среды. Им стал социальный аудит. Его схема долгое время не выделялась в сфере социального контроля, хотя уже к 1970 году в Европе существовало несколько его вариантов: аудит социального равновесия доходов и расходов; анализ социальной эффективности деятельности предприятий; изучение причин высокого уровня социальных рисков. К девяностым годам прошлого столетия социальный аудит был уже достаточно распространен в экономически развитом мире и рекомендовался развивающимся странам. Его конкретные технологии разнятся, т.к. социальный аудит не имеет универсальной формулы. Он требует адаптации к определенным условиям экономического и социального развития, реального правового сопровождения. Первый опыт социального аудита во Франции, относится к 1993 году. Но задолго до этого, в 1977 году, здесь был принят Закон о социальном балансе, который предусматривал подробный ежегодный отчет предприятий по ряду социальных показателей. В 1988 году во Франции появился учебник «Социальный аудит», где выделялись его национальные признаки. Таким образом, некоторые понятия социального аудита были сформулированы в стране достаточно давно. В современном экономически развитом мире проблемы социального аудита стали увязываться с практикой социальной ответственности бизнеса. Капитализм превращался из национального в глобальный, из промышленного в финансовый, следовательно, менялись предъявляемые ему требования.

Соответственно, в мае 2001 года был принят Закон Франции о новых направлениях в экономическом развитии страны. Затем Декретом правительства от 29 февраля 2002 года был уточнен характер социальных и экономических показателей, необходимых для систематического отчета предприятий: политика занятости, состояние и эволюция персонала предприятий, организация рабочего времени, заработная плата и социальные выплаты, охрана здоровья и безопасность труда, обучение и профессиональный рост, трудовые отношения и коллективные договоры, равенство условий найма и зарплаты, дополнительные выплаты и развитие системы участия, реконструкции, реорганизация производства. В этом же направлении работали законы от 19 февраля 2001 года «О сберегательных фондах предприятий», от 17 июля 2001 года «О резервном пенсионном фонде». При этом собственно социальному аудиту не был придан обязательный характер. Разработка критериев аудита была отнесена на перспективу. Во Франции учли, что это процесс крайне сложный, в нем должны принять участие государство, бизнес, социальные партнеры. По мнению экспертов, рынок социального аудита в большинстве западноевропейских стран находится на начальном этапе своего формирования.

В целом по Европе в настоящее время специализированных структур социального аудита – не более тридцати. Из них выделяются три: французская ВИЖЕО, американская ИННОВЕСТ, швейцарская САМ. Во Франции действующие социально аудиторские фирмы – это несколько малых предприятий, в том числе уже звучавший международный Институт социального аудита (Париж). Ими обслуживаются некоторые компании транснационального уровня, организуется обучение технике социального аудита, проводятся семинары, конференции. Так, 8-10 мая 2008 года Международный институт социального аудита организовал в Танжере (Марокко) семинар с участием заинтересованных организаций из России, Туниса, Алжира, Ливана, Люксембурга. В сентябре 2008 года созданный институтом Клуб социального аудита предполагал заслушать доклад о влиянии социального аудита на социальный климат организации. В октябре - сообщение о взаимосвязи внешнего аудита и социального. Такие планы составляются на год и в основном выполняются. Но 95 % малых и средних французских предприятий функционируют вне системы социального аудита. Главными клиентами аудиторских фирм социального профиля являются пенсионные фонды, страховые компании, банки, т.к. для них важны этические моменты отношений с клиентами. В этом случае социальный аудит это часть общего менеджмента, когда в схему деятельности закладываются идеи прозрачности отношений. Однако время от времени здесь наблюдаются конфликты, связанные с необъективностью выводов социальных аудиторов. Развитие системы социального аудита пока еще не снимает напряжений в социально-экономической жизни Франции.

На национальном уровне профсоюзное участие в процессах социального аудита не просматривается. Профсоюзы считают, что свои организационные механизмы борьбы за права трудящихся более эффективны, чем возможные результаты аудита. В этом смысле необходимо отметить, что увлечение проблемами социального аудита в профсоюзной среде в настоящее время, в условиях мирового экономического кризиса не оправдано.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.014 с.)