Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. История советской модели профсоюзного движенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Советская модель профсоюзного строительства: история и практика. 2.Особенности развития советских профсоюзов.
1. Предшественниками профсоюзов в России принято считать стачечные комитеты, которые возникали в 1890-е. Профсоюзы в собственном смысле слова появились в нашей стране только во время революции 1905 – 1907 гг. Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах – Путиловском, Обуховском. 30 апреля 1906 в российской столице состоялось первое общегородское собрание рабочих – металлистов и электриков. Эту дату принято считать точкой отсчета истории профсоюзов нашей страны. Осенью 1905 года были образованы региональные межсоюзные органы – центральные бюро профсоюзов, которые были призваны координировать деятельность отдельных отраслевых и цеховых профсоюзов и других представительных организаций рабочих. Первая русская революция 1905-1907 годов положила начало качественно новому этапу в развитии профессиональных объединений рабочего класса. В дополнение к действующим кассам и обществам взаимопомощи в центре и на местах стали создаваться новые, более высокие по степени организации заводские бюро и комиссии. И главный стратегический вывод мужавших в борьбе с капиталом профсоюзов, сохранивший свою актуальность до наших дней, заключался в том, что добиться от работодателей выполнения выдвигаемых социально-экономических требований невозможно в одиночку, нужны солидарные, единые действия трудящихся. 24 сентября - 7 октября 1905 года в Москве состоялась 1ая Всероссийская конференция профессиональных союзов, образовавшая межсоюзную организацию профессиональных союзов — Московское центральное бюро профсоюзов и, по существу, положившая начало организационному становлению и развитию профсоюзного движения в России. Новым методом в организации практической деятельности профсоюзов, который и сегодня широко используется в практике профсоюзной работы, стала выработка конструктивной программы экономических требований. Через профсоюзы участники стачек ставили вопрос о заключении коллективных договоров на предприятиях. Повсеместно общими собраниями рабочих стали приниматься уставы профсоюзов, в которых главное место занимали экономические требования установления 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, отмены сверхурочных и ночных работ, запрещение детского труда, отмены штрафов, улучшения условий труда и быта трудящихся, особенно женщин, а также вопросы духовного и культурного развития тружеников. Помимо экономических требований, в них включались важнейшие правовые проблемы, в том числе признание властями выборных рабочих депутатов, свобода стачек, собраний, неприкосновенность личности и жилища, бесплатная юридическая помощь. Одной из особенностей в это время становится тенденция к укрупнению союзов и их строительство по производственному принципу, хотя ранее в массовом порядке многим организации прошли цеховую стадию объединения по профессиям. После Октября 1917 г. в программных документах профсоюзов говорится и о новых функциях этих организаций, о необходимости заботы о росте производительности труда, повышении эффективности экономики, подчеркивается, что забота о производстве - это и есть забота о человека, о его благосостоянии. Новые российские профсоюзы наряду с традиционными функциями защиты повседневных интересов трудящихся, связанных с улучшением условий труда, быта и отдыха, берут на себя обязанность организации трудового соревнования, вовлечения рабочих и служащих в управление производством, воспитательной работы в трудовых коллективах. После февральской революции 1917 года профсоюзное движение получило новый импульс. 3 — 11 июля 1917 года по инициативе Петроградского и Московского центральных бюро профсоюзов состоялась 3-я Всероссийская конференция профессиональных союзов, впервые был учрежден временный Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов. Конференция имела важнейшее значение для окончательного объединения профсоюзного движения в России и способствовала ускорению подготовки и проведения I Всероссийского съезда профессиональных союзов, который состоялся 7 января 1918 года. Таким образом, образование профсоюзов стало знаковым событием в развитии рабочего движения в России, охватившим три русских революции, завершившихся в октябре 1917 года. Первый Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в январе 1918 года. Основная борьба развернулась вокруг вопроса «о задачах профессионального движения», большинством голосов была принята резолюция большевиков, которая радикально меняла судьбу профсоюзов - был взят курс на их участие в государственном и хозяйственном строительстве. 16 января 1919 г. в Москве состоялся II Всероссийский съезд профсоюзов, обсудивший задачи профсоюзов. Он подтвердил решение I Всероссийского съезда профсоюзов о неизбежности курса на огосударствление профсоюзов, их активное участие в работе советской власти. Решения I и II Всероссийских съездов профсоюзов легли в основу деятельности советских профсоюзов на многие десятилетия и послужили причиной постепенной утраты их главной функции - защиты социально-экономических интересов работников наемного труда. Демократические формы и методы работы профсоюзов уступили место администрированию и командованию. На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно. Профсоюзы росли, развивались, обретали новые функции. Несмотря на это, в мае 1935 г. И.В. Сталин заявил о своеобразном кризисе профсоюзов. Одним из решений VI пленума ВЦСПС (1937 г.) стало упразднение советов профсоюзов, которые были восстановлены лишь через 13 лет. В период с 1926 по 1941 гг. профсоюзы, помимо заботы о повышении материального и духовного уровня объединяемых ими трудящихся, защиты их социальных интересов, удовлетворения растущих культурных запросов, углубили экономическую работу. Организуя производственные совещания, они вовлекали рабочих в управление производством. Поэтому в первых успехах индустриализации был и вклад профсоюзов. Профсоюзы участвовали в создании всей системы подготовки кадров, формировали преподавательский состав школ фабрично-заводского обучения и училищ, направляя в них передовых рабочих, стахановцев и ударников производства. Во время Великой Отечественной войны профсоюзные организации широко привлекали на производство женщин, повсеместно создавали на предприятиях и в учреждениях краткосрочные курсы по подготовке медсестер и сандружинниц, а также помогали населению овладеть минимумом медицинских знаний и умений. В эвакуации профсоюзы участвовали в обустройстве рабочих мест, налаживали безопасные для работающих условия производства военной продукции, заботились о создании необходимых, жилищно-бытовых условий, решали вопросы продовольственного снабжения и культурно-бытового обслуживания, трудоустраивали людей, организовывали работу детских и школьных учреждений. Тридцатилетний период (1956 - 1985 гг.) развития профсоюзов не поддается однозначной оценке: их судьба неоднократно преломлялась вслед за теми историческими изгибами, которые претерпевало советское (российское) общество. Исторические факты свидетельствуют, что во времена хрущевской оттепели (1956 - 1964 гг.), а также в последующий период, связанный с попытками на основе решений мартовского и сентябрьского (1965 г.) пленумов ЦК КПСС, XXIII съезда партии (1966 г.) провести хозяйственную реформу, создались более благоприятные условия для повышения роли и значения профсоюзов в обществе. Именно к 50 - 70-м годам относится появление целого ряда правовых актов, развивавших и усиливавших права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике. Это, например, «Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза» (1958 г.), которое в 1971 г. было обновлено на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР. В 1970 г. были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» - вторая «конституция для профсоюзов». Большое значение для профсоюзов имели такие правовые акты, как «Положение о социалистическом государственном предприятии» (1965 г.), «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров» (1974 г.), «Положение о товарищеских судах» (1977 г.) и некоторые другие. Крах советской экономики вызвал тяжелейший кризис отечественных профсоюзов. Если раньше членство трудящихся в профсоюзах было строго обязательным, то теперь начался массовый отток рабочих, которые не видели никакой пользы числиться членами этой бюрократической организации. Проявлением отсутствия взаимосвязи между профсоюзами и рабочими стали забастовки конца 1980-х, когда традиционные профсоюзы оказались не на стороне трудящихся, а на стороне представителей государства. Уже в последние годы существования СССР стало очевидным отсутствие реального влияния профсоюзов как в политической, так и в экономической сферах. Усилению кризиса способствовали и нововведения в законодательстве, ограничивающие круг деятельности профсоюзов.
2. В период установления власти большевиков, представители властных институтов изначально не представляли себе места и роли профсоюзов и других форм производственного самоуправления в формировавшейся политической системе. Сами профсоюзные активисты также не вполне ориентировались в политической и экономической ситуации и в перспективах построения взаимоотношений ни с новыми руководителями на предприятиях, ни с новыми государственными и партийными структурами. Однако у представителей победивших партий стало формироваться представление о том, что после революции 1917 года у профсоюзов и фабричных и заводских комитетов должна отпасть необходимость в ведении борьбы с государственными институтами, ибо они и так будут выступать защитниками их экономических и политических интересов. Роль, которая отводилась профсоюзам, была определена в декрете «Положение о рабочем контроле», принятом ВЦИК 14 декабря 1917 года. Следует отметить, что реализация рабочими на местах на практике тезисов декрета об установлении «подлинного рабочего контроля над производством» представляла собой саботаж управленческих решений хозяев производств и торговцев, насилие, что приводило к дестабилизации и экономической, и политической ситуации, ускоряло развал промышленности, а это, в конечном счете, содействовало успеху большевиков в установлении власти. В условиях, сопровождавших установление нового политического и экономического порядка, с 7 по 14 января 1918 года в Петрограде проходил Первый Всероссийский съезд профессиональных союзов, в котором участвовали 416 делегатов с решающим голосом и 75 – с совещательным. Делегаты представляли 162 союза, объединявших 2,5 млн. членов. Его участники представляли различные политические силы. Согласно анкетному обследованию, проведенному среди его участников большевиков было 273 человека, меньшевиков – 66, беспартийных – 34, левых эсеров – 21, анархистов-синдикалистов – 6, правых эсеров – 10, максималистов – 6. Съезд определил главные задачи профсоюзов: восстановление производительных сил страны, организация всего народного хозяйства, правильное распределение рабочей силы. В числе других решений съезда основными были следующие: 1. Организационное слияние фабрично-заводских комитетов и профсоюзов, превращение фабзавкомов в низовые (первичные) профсоюзные организации, по сути, искусственное встраивание ФЗК в профсоюзную иерархию в качестве самого нижнего этажа. Это решение было вызвано тем, что фабзавкомы значительно хуже поддавались огосударствлению, чем профсоюзы. Последние уже к 1917 году строились по иерархическому принципу, что делало их легко ассимилируемыми и инкорпорируемыми в государственный аппарат. ФЗК были построены по горизонтальному принципу и поддавались контролю гораздо хуже, чем профсоюзы. Поэтому большевики поддержали претензии профсоюзной бюрократии на подчинение ей фабрично-заводских комитетов. Посредством введения фабзавкомов в русло профсоюзного строительства были обузданы, подчинены единой политической линии ростки производственного самоуправления в России. Фабзавкомы мешали установлению диктатуры большевиков, поскольку в них были материализованы, воплощены стихийные, непредсказуемые и трудно поддающиеся управлению инициатива и горизонтальная самоорганизация масс. 2. Отказ от идеи политической «нейтральности» профсоюзов, принятие принципа «огосударствления», что привело к их дальнейшей императивной политизации. 3. Избрание нового состава ВЦСПС и формирование его Исполкома, в состав которого вошли: 7 большевиков, 3 меньшевика и один левый эсер. Председателем ВСЦСПС был избран Г.Е. Зиновьев, также представлявший на съезде фракцию большевиков. Таким образом, партией большевиков проводилась линия слияния партийного и профсоюзного аппарата. 4. Поддержание съездом декрета ВЦИК от 14 ноября 1917 года о рабочем контроле как одном «из непременных условий регулирования хозяйственной деятельности». На II Всероссийском съезде профсоюзов, прошедшем 16-25 января 1919 года в Москве, был подтвержден намеченный ранее курс на огосударствление профсоюзов, на их активное участие в работе советской власти и непосредственное вхождение во все государственные структуры, органы контроля и регулирования производства и распределения. В начале 20-х годов в условиях гражданской войны, социально-экономического и политического кризиса между лидерами ВКП (б) развернулась дискуссия о роли профсоюзов. В ходе самой дискуссии вокруг противоположных точек зрения сложились целые фракции, каждая из которых отстаивала свои представления о перспективах развития профсоюзов в пролетарском государстве после окончания гражданской войны. Фракция Л.Д. Троцкого предлагали воздействовать на профсоюзы, опираясь на тактику, разработанную в период военного коммунизма. «Рабочая оппозиция» (А.Г. Шляпников, С.П. Медведев, 23 июня 1933 года принято Постановление ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС «Об объединении НКТ Союза ССР с ВЦСПС», в соответствии с которым функции народного комиссариата труда СССР и его органов по управлению социальным страхованием, надзору за трудовым законодательством были переданы ВЦСПС. Соответственно, все средства социального страхования, находившиеся в ведении Народного Комиссариата Труда СССР, детские лагеря, санатории, дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС. Слияние Наркомата труда СССР и ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов) было следующим шагом в направлении огосударствления профсоюзов: все социальные расходы были возложены на государственный бюджет, но управление имуществом и собственностью было поручено профсоюзам. Все дальнейшее развитие профсоюзов в советский период характеризовалось следующими основными тенденциями: Членство в профсоюзах номинально (формально) было добровольным, но советский гражданин вступление в профсоюз, как правило, по умолчанию сопутствовало началу трудового пути советского гражданина. Членский состав профсоюзов отличал советские профсоюзы (и профсоюзы других социалистических стран) от их западных аналогов. Советские профсоюзы, вопреки сущности и природе профсоюзной организации, объединили в своих рядах всех – от рядовых работников до руководителей предприятий, несмотря на их разный статус и разные, подчас противоположные, интересы. Советский Союз состоял в Международной организации труда, а она не признавала за объединениями, в которых состоят и наемные работники, и администрация, статус профсоюзов. Тем не менее, такое положение вещей с членством советских граждан в профсоюзах принималось и в МОТ, поскольку в СССР и в МОТ существовало обоюдное понимание того факта, что все советские граждане, включая администрацию предприятий, были наемными работниками на службе у государства. В этом отношении, советские профсоюзы принципиально отличались от профсоюзов западных капиталистических государств. Их развитие в западных странах воплощало в себе процесс институциализации индустриального конфликта. Профсоюзы, по сути, стали тем специализированным институтом, предназначенным для урегулирования таких конфликтов путем ведения переговоров и сглаживания разногласий между работодателями и наемными работниками. Согласно разделяемого нами мнения Э. Гидденса, «профсоюзы возникли как средство устранения дисбаланса власти между рабочими и работодателями. Если отдельный рабочий сам по себе почти не имел влияния, то с помощью коллективной организации это влияние возрастало. Предприниматель может обойтись без конкретного рабочего, но без труда всех или большинства рабочих он не обойдется». Что касается Советского Союза, на уровне трудовых коллективов мог зарождаться (в латентной форме), однако не мог развиться в полномасштабный, развернутый во всех стадиях, индустриальный конфликт, поскольку советский профсоюз в этом отношении был дисфункционален и не обеспечивал необходимый для этого развертывания институциональный базис и каркас. Совместное членство в советском профсоюзе руководителя и подчиненного делало невозможным реализацию профсоюзами их защитной функции, которая должна была бы осуществляться в парадигме конфликта интересов «руководство предприятия – рядовые работники». При возникновении собственно социально-трудовых конфликтов профсоюзы самоустранялись от их разрешения, принятие соответствующих решений осуществлялось на уровне государства. Профсоюзные организации, формально являясь общественными организациями, фактически представляли собой единую систему с четкой вертикальной иерархией, встроенную в структуру государственного аппарата. Став атрибутом административной структуры на советском предприятии, профсоюз был встроен в административный «треугольник»: партком, профком, начальство. Огосударствление профсоюза привело к их отказу от самой необходимости в противоборстве с руководителями. Профсоюзы были политизированы, идеологизированы и ориентированы на пропаганду идеологии правящей партии. Таким образом, институты рабочего самоуправления трансформировались. В разветвленный бюрократический механизм, функционирующий на основе административно-командных принципов и подотчетный административным и партийным органам власти. Важным обстоятельством, характеризующим сущность советских профсоюзов, было то, что работники советских предприятий зачастую воспринимали членские взносы как из форм государственного налога. Деятельность профсоюзов финансировалась как за счет государства, так и за счет членских взносов. Имущественные отношения профсоюзов и государства характеризовались тем, что имущественные объекты при необходимости передавались из государственного ведения в профсоюзное, зачастую – в безвозмездное пользование. Многие имущественные объекты находились в совместном владении, перекрестном финансировании и пользовании профсоюзов и органов государственной власти. Работники государственного административного аппарата, партийные чиновники часто переходили на профсоюзную работу, обратная ротация также осуществлялась с большой легкостью. Профсоюзы, будучи частью административной системы, уделяли мало внимания «классическим» функциям – защите и представительству интересов рабочих. Реализация защитной функции ограничивалась тем, что без официального (как правило, формального) согласия профсоюза администрация предприятия не могла уволить сотрудника или изменить условия труда. Реальной возможности отстаивать интересы рабочих в отношении улучшения условий труда и повышения заработной платы профсоюзы были лишены в 1934, когда были отменены коллективные договоры на предприятиях СССР. Постановлением Правительства СССР 1947 года была возобновлена практика заключения коллективных договоров. Однако в последующие годы они заключались таким образом, что в них не оговаривались условия и размер оплаты труда работников. Организованные действия по выражению социально-экономического или трудового протеста были запрещены и пресекались самым жестким, порой – жестоким - образом. Так, организация стачки или забастовки грозила тюрьмой и даже массовым расстрелом, как в Новочеркасске в 1962 году. Представительская же функция была переложена профсоюзами на Коммунистическую партию, которая формально «представляла интересы всех трудящихся». Основными функциями советских профсоюзов стали: · распределение материальных благ (путевок, квартир, купонов на продажу товаров и др.): в 1970—1980-е годы функция распределения превалировала над всеми остальными профсоюзными задачами; · организация профобучения, социалистического соревнования, поддержание трудовой дисциплины, поощрение передовиков производства и порицание отстающих; · агитация и пропаганда: организация участия трудящихся в демонстрациях; · организация культурно-массовой и досуговой работы трудящихся. Таким образом, история развития российских профсоюзов в советское время являет собой иллюстрацию насильственной политизации и встраивания в административно-командный аппарат государственного управления института, зародившегося в рамках социально-экономических отношений как воплощение гражданской социальной инициативы и гражданской интеграции горизонтального уровня.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.182 (0.01 с.) |