ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Мировой опыт развития профсоюзного движения свидетельствует, что в качестве фундаментальной основы правовой обеспеченности деятельности профсоюзов выступает так называемая «триада профсоюзных прав»:

право на свободу профсоюзного объединения;

право на участие в регулировании трудовых, социально-экономических отношений через систему социального партнерства (принцип «трипартизма»);

право на коллективные действия.

Сегодня правовую основу деятельности профсоюзов составляют: международное, национальное, отраслевое и локальное законодательство. Правовая база профсоюзов как общественных объединений, юридических лиц, некоммерческих организаций, хозяйствующих субъектов и т.д. сегодня опирается на 43 Конвенции Международной Организации Труда и более чем 300 законодательных актов Российской Федерации.

Следует особо подчеркнуть, что основное право на объединение в профессиональную организацию (профсоюз) вытекает из ст. 30 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право созда­вать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода действий общественных объединений гарантирует­ся».

В декларации Международной организации труда (МОТ) об основополагающих принципах и правах в сфере труда первым принципом выделен принцип свободы объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году выделен ряд принципиальных правовых положений, характеризующих права человека в сфере труда.

В частности, в числе основных прав в сфере труда, раскрывающих суть необходимых условий труда, указывается, что каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд, каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения, и каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

В отличие от Всеобщей декларации прав человека, закрепляющей право на создание профессиональных союзов, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (п. 1, ст. 8) подчеркивается обязанность обеспечивать право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей профсоюзной организации.

Правовую основу деятельности профсоюзов и их организаций на местах составляют: международное, национальное, отраслевое и локальное законодательство.

В качестве международных норм можно выделитьКонвенцию МОТ № 87 от 1948 года «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», Конвенцию МОТ № 98 от 1949 года «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» и Конвенцию МОТ № 135 от 1971 года «О представителях трудящихся».

К национальному законодательству относятся такие основные правовые акты, как:Конституция РФ, ГК РФ, ТК РФ, ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.

Следует иметь ввиду, что профсоюзные организации приобретают права, предусмотренные для профсоюзов ФЗ «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности» и несут ответственность с момента их создания на учредительном собрании или профсоюзной конференции.

Развивая федеральное законодательство, в субъектах РФ принимаютсясвоизаконы о профсоюзах, о социальном партнерстве, постановления глав администраций о принципах взаимодействия с профсоюзами и др.

К числу документов, влияющих на нормативное регулирование деятельности профсоюзных организаций, можно отнести территориальные и отраслевые соглашения, локальные нормативно-правовые акты, издаваемые на уровне муниципалитетов и образовательных организаций.

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» регулирует взаимоотношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражда­нами.

Имущественные отношения профсоюзов регулируются в основном Гражданским кодексом РФ и ФЗ «О профессиональных….», другими законами. Вместе с тем, следует учитывать, что ФЗ « О профсоюзах …» не исчерпывает всех пра­вовых норм, существующих в отношении профсоюзов. Его положения сочета­ются с положениями других законов, иных нормативных правовых актов, которые развивают, дополняют, конкретизируют ФЗ «О проф­союзах…».

Кроме того, законодательство не исчерпывает всех возможных форм контактов профсоюзов с другими органи­зациями, органами и лицами. За рамками законов остаются иные традиционные формы деятельности профсоюзов, к которым можно отнести проведение совместных мероприятий (совещаний, общественных слушаний, обсуждений, семинаров, конференций) с работодателями, органами государственной власти и управления.

РАЗДЕЛ 2.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

2.1. 2015 году исполняется 110 лет организованному профсоюзному движению в России и образовании и 25 лет Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации.

Как известно, современные представления о профсоюзах исходят из классовой природы человеческого общества и трудовых интересов работников. С правом на труд тесно связано право на объединение в профессиональные союзы, которое широко признано в со­временном мире.

Поскольку пособие предназначено для использования в работе Советов молодых педагогов, студенческих координационных советов, действующих при выборных профсоюзных органах, то следует напомнить, что профсоюзы прошли долгий путь своего развития.

Первые профсоюзы появились в конце второй половины XVIII века в Англии, которая ранее других стала на путь капитализации производства. Начали возникать союзы рабочих одной профессии, которые защищали повседневные нужды рабочих.

С самого начала профсоюзы ощущали жесткое противостояние со стороны работодателей. Уже в 1799 году английский парламент принял ряд законов запрещающих профсоюзные стачки. И только в 1824 году профсоюзы Англии добились отмены антирабочих законов. В других странах, например, во Франции профсоюзы были легализованы через 90 лет после возникновения, а в США признаны законодательно только в 30-е годы прошлого столетия.

Что касается России, то первый правовой акт, регулирующий деятельность профсоюзов, был принят Правительством в 1906 году.

Но в полной мере мировое сообщество осознало роль профсоюзов только в конце 50-х, начале 60-х годов 20-го века. На сессии Международной Конференции Труда, проходившей в Женеве в 1969 году, был опубликован доклад «Профсоюз­ные права иих связь с гражданскими свободами». В нем подчеркивалось, что современное профсоюзное движение явилось результатом постепенной эволюции идей, практики и законов.

Постепенно роль профсоюзов как представительных организаций трудящихся в сфере трудовых отношений получила общественное признание.

2.2. Объединительные процессы в учительской среде зародились в конце XIX столетияи начальной формой объединения работников образова­ния стали съезды народных учителей.

Первый съезд народных учителей состоялся в 1895 году и способствовалповышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства.

В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения не­выгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан «Союз народных учителей», объединивший демокра­тически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и слу­жащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работни­ков образования. В 1905 году, в так называемые «дни свобод», когда по­явилась возможность легальной работы, возник целый ряд демократических общественных организаций, ставших новым этапом объединения педагогов России. Так12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания «Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию».

С 11 по 13 апреля 1905 года в Москвесобрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образова­нию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создава­емого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учите­ля, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, кото­рому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подго­товить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 го­да в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учи­телей и деятелей по народному образованию, на котором присутствовало 147 делегатов от 81-й местной группы учителей, объединяющих 4668 че­ловек. По сведениям Бюро на съезде была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп.

На Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, ут­вержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза в той или иной степени нашедшие отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессио­нального движения того времени являлось характерной особен­ностью процесса становления и развития профсоюзного движения России в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в С-Петербурге состоялся 2 делегатс­кий Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Все­российскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

7 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от политической платформы и всецело сос­редоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всерос­сийского Союза учителей, который признал Союз профессиональной органи­зацией и постановил полностью исключить из Устава политическую плат­форму, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 пос­тановлений "О непосредственных задачах профессиональной борьбы".Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийс­кого союза учителей, как и многих массовых организаций в России ослаб­ла, практически прекратилась.

В период политического оживления в России (1912-1914 гг.) состо­ялся Всероссийский учительский Съезд, который рассмотрел ряд професси­ональных вопросов. Съезд предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском Съезде Союз при­нял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд полити­ческих требований.

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по полити­ческим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учи­тельства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интер­националистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сто­рону Советской власти.

Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И.Ленина выска­зался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры.

С 28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры. На съезде присутствовало 277 делегатов из 32 губерний.

Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалис­тической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года.

С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России. В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалисти­ческой культуры России вошли работники печати.

В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работ­ников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работни­ков просвещения и искусств.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза : работников просвещения и работников искусств.

С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских до­мов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России.

В сентябре 1934 года профсоюз работников просвещения РСФСР был разукрупнен на 8 профсоюзов :профсоюзы работников начальных и средних школ РСФСР, Белоруссии, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей шко­лы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений, работников политико-просветительских учреждений.

В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР.

В апреле 1953 года профсоюзы работников высшей школы и научных учреждений, политико-просветительских учреждений, работников искусств, полиграфических работников и печати объединились в профсоюз работников культуры.

В ноябре 1955 года профсоюз работников высшей школы и научных уч­реждений выделился из профсоюза работников культуры.

В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках был переимено­ван в профсоюз работников просвещения РСФСР.

В августе 1957 года постановлением ВЦСПС "Об объединении профес­сиональных союзов" профсоюзы работников просвещения союзных республик и профсоюз работников высшей школы и научных учреждений были объедине­ны в один профсоюз - профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учрежденийСССР. Этим же решением была создана республиканская (РСФСР) организация профсоюза.

В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в респуб­ликанскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская организация профсоюза просу­ществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.

На Учредительном Съезде 26 - 27 сентября 1990 года было провозглашено создание Профессионального союза ра­ботников народного образования и науки РСФСР.

Первым Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР был избран Яковлев В.М.

 

РАЗДЕЛ 3.

ПРОФСОЮЗ СЕГОДНЯ

Сегодня Общероссийский Профсоюз образования – авторитетная общественная организация, объединяющая в своих рядах более 4-х миллионов учителей, воспитателей, преподавателей, других работников и студентов (обучающихся) образовательных организаций системы Минобразования РФ.

В современных условиях Общероссийский Профсоюз образования играет важную роль в обществе и государстве как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами в сфере образования, как один из институтов гражданского общества.

По сути, в качестве основной цели деятельности Общероссийского Профсоюза образования и его организаций как на уровне образовательной организации, так и на уровне муниципального образования и субъекта РФ является гармонизация личных трудовых и социально-экономических интересов работников образования, обеспечение их достойной жизни.

Такой подход предполагает ориентацию профсоюзной работы на реализацию защитной функции, развитие личности члена Профсоюза, его социально-трудовое становление.

По сути, сегодня Общероссийский Профсоюз образования выступает для сотен тысяч профсоюзных активистов школой самоуправления, школой развития общественного потенциала. Как отмечают сами профсоюзные активисты, через Профсоюз они коллективно «учатся жить достойно».

Структура Профсоюза постоянно развивается. В связи с образованием в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального подчинения Севастополя, в Профсоюзе в 2014 году созданы новые региональные организации Профсоюза: Крымская республиканская и Севастопольская городская организации Профсоюза.

На сегодня в Профсоюзе действует 80 территориальных организаций на уровне субъектов РФ, 2359 местных профсоюзных организаций на уровне муниципальных образований, около 83-х тысяч первичных профсоюзных организаций и около 70 тысяч профсоюзных групп.

Численность Профсоюза составляет 4.412.950 человек, или 75,4% от общего количества работников и студентов образовательных организаций системы Минобрнауки РФ. Среди членов Профсоюза: 2.938.276 (66,6%) – учителей, воспитателей, преподавателей и других работников образования, 1.305.121 (29,6%) студентов (обучающихся)профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,169.553 (3,8%) – неработающих пенсионеров-членов Профсоюза.

Профсоюзное членство в образовательных организациях системы Минобрнауки России, в которых имеются члены Профсоюза, составляет:

среди работающих - 75,9 % (по отрасли 68,4%);

среди обучающихся (студентов) - 74,3 % (по отрасли 50,9%);

общий охват членством среди работающих и обучающихся (студентов) - 75,4% (по отрасли 61,8%).

В ходе отчетно-выборной кампании 2014 года в Профсоюзе почти на треть произошло обновление кадров и актива. Среди руководителей профсоюзных организаций сменяемость составила 24,6%. В Профсоюз пришло много новых, энергичных и молодых профсоюзных работников и активистов, среди которых более 17% молодёжь до 35 лет.

В целом на общественных началах в выборных органах первичных и территориальных организаций Профсоюза, их постоянных комиссиях работает 922. 503 профсоюзных активиста.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.018 с.)