ТОП 10:

Разновидности подзаконных нормативных правовых актов в литературе.



М.Н. Марченко называет следующие разновидности ПНПА:

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

- нормативные правовые акты субъектов РФ;

- акты органов местного самоуправления;

- локальные нормативные акты <1>.

--------------------------------

<1> Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М., 2007. С. 206 - 266.

 

Н.А. Любимову известны ПНПА Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы, Совета Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ <1>.

--------------------------------

<1> Любимов Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 20.

 

В.А. Толстик в иерархию ПНПА включает:

- нормативные указы Президента РФ;

- нормативные постановления ГД;

- нормативные акты ЦБ РФ;

- инструкции ЦИК РФ;

- нормативные постановления Правительства РФ;

- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти <1>.

--------------------------------

<1> Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. Н. Новгород, 2002. С. 161.

 

В одном из новейших учебников по административному праву можно встретить перечень ПНПА:

1) федеральные ПНПА:

- нормативные указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

- нормативные правовые акты иных федеральных административных органов, не входящих в систему исполнительной власти РФ (приказы Генеральной прокуратуры РФ, инструкции ЦИК РФ и Центрального банка РФ);

2) ПНПА субъектов РФ:

- нормативные правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ - высших должностных лиц субъектов РФ;

- нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

- нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ;

3) ПНПА органов и должностных лиц местного самоуправления:

- нормативные правовые акты глав муниципальных образований;

- нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;

- нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления - глав местных администраций;

4) ПНПА иных органов публичного управления, действующих от имени государства или муниципального образования: нормативные правовые акты государственных и муниципальных учреждений, например правила внутреннего распорядка и режима <1>.

--------------------------------

<1> Административное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 "Юриспруденция" / Под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 47 - 49.

 

Т.Н. Москалькова и В.В. Черников в новейшем издании по нормотворчеству говорят о таких субъектах принятия ПНПА, как: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, конкретные государственные органы и учреждения (ими издаются локальные нормативные правовые акты) <1>.

--------------------------------

<1> Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: Научно-практическое пособие. М., 2011. С. 46.

 

В.А. Козбаненко к видам подзаконного нормативного правового регулирования относит:

- президентское (указы и распоряжения);

- правительственное (РФ, субъекты РФ);

- парламентское;

- судебное;

- ведомственное <1>.

--------------------------------

<1> Государственное управление: основы теории и организации: Учебник: В 2 т. / Под ред. В.А. Козбаненко. 2-е изд., с изм. и доп. М.: Статут, 2002. Т. 2. С. 86.

 

На приведенных примерах хорошо виден разброс мнений по вопросу о субъектах подзаконного нормотворчества, далеко не всегда основанный на информации справочных правовых систем.

Полагаем, что к административному (термин подчеркивает близость к сфере исполнительной власти) подзаконному нормотворчеству следует относить все разновидности подзаконного нормотворчества, за вычетом:

- подзаконного нормотворчества представительных органов (нормативные постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования);

- подзаконного нормотворчества органов судебной власти (вероятно, сюда стоит относить обладающие нормативностью акты Конституционного Суда РФ - правовые позиции, содержащиеся в его итоговых решениях, а также Регламент суда; акты Верховного Суда РФ - постановления Пленума Верховного Суда РФ, обзоры судебной практики Верховного Суда РФ; акты Высшего Арбитражного Суда РФ - постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ с февраля 2008 г., обзоры судебной практики от имени суда; акты конституционных (уставных) судов субъектов РФ - правовые позиции, содержащиеся в их итоговых решениях, а также их регламенты);

- подзаконного нормотворчества органов судейского сообщества (например, Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. <1>; Регламент Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, утвержденный V Всероссийским съездом судей 29 ноября 2000 г. <2> и применяемый в части, не противоречащей Федеральному закону от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ; Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г. с изменениями и дополнениями <3>; Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15 мая 2002 г. <4>).

--------------------------------

<1> Российская юстиция. 2005. N 1 - 2.

<2> Российская юстиция. 2001. N 4.

<3> Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2007. N 2.

<4> Российская юстиция. 2002. N 8.

 

§ 3. Соотношение подзаконных нормативных правовых актов

и локальных нормативных актов

 

Правовой режим локальных нормативных актов (ЛНА) юридических лиц, имеющих статус работодателя, как показывает анализ Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. с изменениями и дополнениями <1> (далее - ТК), включает следующие элементы:

--------------------------------

<1> РГ. 2001. 31 декабря; 2010. 31 декабря.

 

1. Правовая основа принятия (часть первая ст. 8 ТК). ЛНА должны соответствовать:

1) трудовому законодательству, включающему ТК РФ, иные федеральные законы, законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права;

2) иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права:

- указам Президента РФ;

- постановлениям Правительства РФ;

- нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;

- нормативным правовым актам органов исполнительной власти субъектов РФ;

- нормативным правовым актам органов местного самоуправления;

3) коллективным договорам, соглашениям.

2. Субъект, уполномоченный на принятие (часть первая ст. 8 Трудового кодекса РФ). ЛНА принимаются работодателем. Работодатель (часть четвертая ст. 20 ТК РФ) - юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником; в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Права и обязанности работодателя (часть шестая ст. 20 ТК РФ) в трудовых отношениях осуществляются: органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном:

- ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- учредительными документами юридического лица (организации);

- локальными нормативными актами.

3. Компетенция по принятию (часть первая ст. 8 ТК РФ).

ЛНА принимаются работодателем в пределах его компетенции. Компетенция работодателя определяется в учредительных документах юридического лица, в случае с учреждениями она фиксируется в уставе учреждения.

4. Отношения, которые могут регулировать ЛНА (часть первая ст. 11 ТК РФ).

ЛНА регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

5. Действие по кругу лиц:

1) ЛНА обязательны для всех работодателей (часть третья ст. 11, часть вторая ст. 22 ТК РФ);

2) ЛНА действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (часть четвертая ст. 13 ТК РФ), в том числе в период испытания (часть третья ст. 70 ТК РФ).

6. Вступление в силу (часть седьмая ст. 12 ТК РФ).

ЛНА вступают в силу со дня их принятия работодателем либо со дня, указанного в конкретном акте, и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

7. Прекращение действия (часть восьмая ст. 12 ТК РФ).

ЛНА прекращают свое действие полностью либо отдельные их положения в связи с:

- истечением срока действия;

- отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

- вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

8. Виды по взаимодействию с представительным органом работников (части вторая, третья ст. 8 ТК РФ):

1) акты, при принятии которых работодатель учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого органа) в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (порядок учета мнения - ст. 371, 372 ТК РФ);

2) акты, при принятии которых работодатель не учитывает мнение представительного органа работников;

3) акты, принимаемые по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением;

4) акты, принимаемые без согласования с представительным органом работников.

При этом проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов - одна из основных форм участия работников в управлении организацией (часть первая ст. 53 ТК РФ).

9. Доведение до сведения работников (часть вторая ст. 22 ТК РФ).

Работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми ЛНА, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (часть третья ст. 68 ТК РФ).

Следует особым образом подчеркнуть, что с точки зрения ТК РФ (применяемого согласно ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. с изменениями и дополнениями <1> и ст. 11 ТК РФ к государственно-служебным отношениям в части, не урегулированной этим Законом) нормативные правовые акты конкретных государственных органов одновременно имеют характер ЛНА представителя нанимателя.

--------------------------------

<1> РГ. 2004. 31 июля; 2010. 31 декабря.

 

Конкретные государственные органы, исходя из ч. 6 ст. 71 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ о ГГС), выполняют задачи и функции органа по управлению государственной службой до образования данного органа (федерального или субъекта РФ).

ЛНА представителя нанимателя применительно к обязательности по кругу лиц подразделяются на обязательные для всех гражданских служащих (а также отдельных совокупностей гражданских служащих) и обязательные для конкретных гражданских служащих.

ЛНА представителя нанимателя первого типа одновременно являются нормативными правовыми актами государственного органа, затрагивающими права, свободы, обязанности человека и гражданина, и в силу ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию. В случае отсутствия факта официального опубликования в силу ст. 15 Конституции РФ эти акты не подлежат применению.

Например, на уровне Нижегородской области правовыми формами нормативных правовых актов государственных органов области о гражданской службе будут являться:

- приказы конкретных органов исполнительной власти Нижегородской области (следует иметь в виду, что установлено разделение этих органов на самостоятельно осуществляющие кадровое обеспечение и находящиеся на кадровом обслуживании аппарата Правительства Нижегородской области; только первая категория органов будет издавать для своих служащих приказы, а для второй категории, как и для себя, этим будет заниматься аппарат правительства области);

- постановления Законодательного Собрания Нижегородской области - для государственных гражданских служащих аппарата Законодательного собрания Нижегородской области;

- приказы Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области - для государственных гражданских служащих аппарата Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области;

- постановления избирательной комиссии Нижегородской области - для государственных гражданских служащих аппарата избирательной комиссии Нижегородской области;

- приказы председателя контрольно-счетной палаты Нижегородской области - для государственных гражданских служащих аппарата контрольно-счетной палаты Нижегородской области.

Показать соотношение ЛНА, совмещенных с ПНПА, можно на основе государственной гражданской службы: при составлении нижеследующего перечня ПНПА государственных органов - представителей нанимателей автором была учтена сложившаяся практика государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Минюсте России и нормативных правовых актов органов исполнительной власти Нижегородской области в государственно-правовом департаменте Нижегородской области.

Также было принято во внимание, что аналогичные нормативные акты должны быть приняты и официально опубликованы государственными органами, где осуществляется прохождение государственной гражданской службы.

 

Предмет правового регулирования нормативного правового акта государственного органа Основание издания нормативного правового акта государственного органа Особенности издания нормативного правового акта государственного органа
об утверждении служебного распорядка конкретного органа (распространяется только на государственных гражданских служащих данного государственного органа) ФЗ о ГГС: - п. 5 ч. 1 ст. 15; - ч. 6 ст. 26; - ч. 3 - 4 ст. 56 ч. 4 ст. 56 ФЗ о ГГС - служебный распорядок государственного органа утверждается с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа - т.е. при отсутствии действующего профсоюза служебный распорядок не имеет силы
об утверждении правил внутреннего трудового распорядка конкретного органа (распространяется только на работников данного органа - т.е. лиц, замещающих иные должности, кроме государственных должностей и должностей государственной гражданской службы) ст. 189 - 190 ТК РФ  
о порядке предварительного уведомления представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы государственными гражданскими служащими конкретного органа ч. 2 ст. 14 ФЗ о ГГС  
об утверждении порядка представления информации, содержащей основания для проведения заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" <1> (далее - Указ о КСП)  
о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (положение о комиссии, состав комиссии, образцы документов комиссии) ч. 6 ст. 19 ФЗ о ГГС Указ о КСП  
о порядке утверждения индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих конкретного органа ст. 60, 62, 63 ФЗ о ГГС Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" с изменениями и дополнениями <2> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" <3>  
об утверждении положения о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы, и государственными гражданскими служащими п. 7 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими Нижегородской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Губернатора Нижегородской области от 28 августа 2009 года N 52 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими Нижегородской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" <4> (далее - Указ N 52)  
об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей п. 3 Указа N 52  
об утверждении (общих) квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими ч. 6 ст. 12 ФЗ о ГГС  
о конкурсной комиссии (положение о комиссии, состав комиссии, образцы документов комиссии) ч. 7 ст. 22 ФЗ о ГГС  
об аттестационной комиссии (положение о комиссии, состав комиссии, образцы документов комиссии) ч. 9 ст. 48 ФЗ о ГГС  
о комиссии по служебным спорам (положение о комиссии, состав комиссии, образцы документов комиссии) ст. 70 ФЗ о ГГС ч. 3 ст. 70 ФЗ о ГГС - комиссия государственного органа по служебным спорам образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя - т.е. при отсутствии действующего профсоюза данная комиссия не уполномочена осуществлять деятельность
об утверждении положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими конкретного органа п. 13 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" <5> при проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы. Таким образом, конкретный перечень экзаменационных процедур (в том числе дача ответа на вопросы экзаменационного билета - тогда надо утвердить перечень вопросов к экзамену и нормативные ответы на эти вопросы) должен быть определен нормативным актом представителя нанимателя
об утверждении примерных должностных регламентов государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в конкретном органе ч. 5 ст. 47 ФЗ о ГГС  
о специфических показателях эффективности и результативности деятельности конкретного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений в конкретном органе ч. 17 ст. 50 ФЗ о ГГС  
о правилах публичных выступлений государственных гражданских служащих п. 14 ч. 1 ст. 18 ФЗ о ГГС  
о правилах предоставления служебной информации государственным гражданским служащим п. 14 ч. 1 ст. 18 ФЗ о ГГС  
о порядке обучения и проверки знаний и навыков государственных гражданских служащих в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ о ГГС  
о порядке проведения служебных проверок в государственном органе ст. 58 - 59 ФЗ о ГГС  
об утверждении порядка выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы ч. 7 ст. 50 ФЗ о ГГС  
об утверждении положения о порядке выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих ч. 8 ст. 50 ФЗ о ГГС  
"Кадровые" административные регламенты органов исполнительной области, не находящихся на кадровом обслуживании в управлении государственной гражданской и муниципальной службы аппарата Правительства Нижегородской области. Основание: п. 3.10 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг в Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 22 ноября 2007 года N 430 с изменениями и дополнениями "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг в Нижегородской области" <6>. Особенности: ст. 44 ФЗ о ГГС на самом деле служит основанием для принятия (издания) соответствующих нормативных правовых актов каждым конкретным государственным органом в отношении своих гражданских служащих
об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв" п. 9 ч. 1 ст. 44 ФЗ о ГГС абзац второй п. 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" <7> абзац второй п. 19 Положения: при проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. Таким образом, нормативным актом представителя нанимателя должны быть утверждены: - полный перечень конкурсных процедур; - образец анкеты; - тематика (закрытым списком), источники информации и методика проведения групповых дискуссий; - тематика (закрытым списком), методические требования (оформление) и сроки сдачи рефератов; - тематика, источники информации и методика написания тестов; - по аналогии то же самое в отношении еще одной процедуры, указанной в нормативном акте
об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Ведение трудовых книжек лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Нижегородской области, и лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Нижегородской области, а также руководителей государственных учреждений, подведомственных конкретному органу" п. 4 ч. 1 ст. 44 ФЗ о ГГС  
об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Ведение личных дел лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, и лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, а также руководителей государственных учреждений, подведомственных конкретному органу" п. 5 ч. 1 ст. 44 ФЗ о ГГС Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 с изменениями "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" <8>  
об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Ведение реестра государственных гражданских служащих конкретного органа" п. 6 ч. 1 ст. 44 ФЗ о ГГС  
об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Подготовка проектов правовых актов конкретного органа, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность государственной гражданской службы, освобождением от замещаемой должности государственной гражданской службы, увольнением государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет" п. 3 ч. 1 ст. 44 ФЗ о ГГС  
об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Формирование и ведение кадрового резерва" п. 12 ч. 1 ст. 44 ФЗ о ГГС  

 

--------------------------------

<1> РГ. 2010. 7 июля.

<2> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 203; 2009. N 49 (ч. 2). Ст. 5922.

<3> СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2194.

<4> Нижегородская правда. 2009. 26, 29 сентября.

<5> РГ. 2005. 3, 15 февраля.

<6> НН. 2007. 1 декабря.

<7> РГ. 2005. 3 февраля; 2011. 26 января.

<8> СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2242; 2008. N 43. Ст. 4921.

 

§ 4. Элементы правового режима подзаконных нормативных

правовых актов

 

Элементами комплексного правового режима подзаконных нормативных правовых актов, как можно понять из анализа литературы по нормотворчеству и действующего законодательства, следует признавать (именно эти элементы правового режима должны быть одинаково известны применительно к КАЖДОЙ разновидности подобных актов):

1) нормативные акты, устанавливающие правовой режим (статутные нормативные акты), - полагаем, что в развитие общего федерального закона о нормативных актах потребуется в обязательном порядке принять законы об отдельных разновидностях нормативных актов;

2) основания издания (принятия) - на основе и во исполнение каких источников права следует издавать данную разновидность нормативных актов - должны устанавливаться централизованным, единым, закрытым списком;

3) возможность делегирования полномочий по изданию (принятию);

4) возможность совместного издания (принятия);

5) степень обязательности для исполнения - по территории, по субъектам исполнения;

6) степень непротиворечивости иным источникам права;

7) структуру и иные правила юридической техники (единых официальных правил юридической техники в России нет);

8) подготовку проекта, в том числе какие источники информации подлежат учету (изучению) при подготовке (с фиксацией каждого источника информации в ходе подготовки проекта);

9) экспертизу проекта акта и самого акта, в том числе:

- научную экспертизу;

- правовую (юридическую) экспертизу;

- лингвистическую экспертизу (на соответствие законодательству о государственном языке Российской Федерации);

- экономическую экспертизу;

- антикоррупционную (подвид криминогенной, криминологической экспертизы) экспертизу - единственный элемент правового режима, удостоившийся специального федерального закона (ФЗ об антикоррупционной экспертизе) и целой россыпи иных нормативных актов, направленных на его реализацию <1>;

--------------------------------

<1> См. подробнее: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта // http:// csr.ru/ materials-governance/ Pamiatka.html; Стенограмма Круглого стола Комитета Государственной Думы по безопасности на тему "Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов", 8 февраля 2007 года // http:// grishankov.ru/ DOKUMENT/ stenogramm.doc; Методика анализа коррупциогенности нормативных правовых актов. Рабочая тетрадь участника круглого стола // http:// grishankov.ru/ DOKUMENT/ metodic.doc; Рабочая программа развития антикоррупционной экспертизы законодательных и иных правовых актов // www.adm.yar.ru/ a_center/ admref/ metodic/ korrupcia/ 06.doc; Головщинский К.И. Коррупциогенность правовых норм / Под ред. Г.А. Сатарова и М.А. Краснова. М., 2001 (www.indem.ru/ corrupt/ golovsh/ index.htm); Южаков В.Н. Опыт антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов // www.gov.karelia.ru/ Leader/ Reform/ exp.html; Краснов М.А., Талапина Э.В., Южаков В.Н. Коррупция и законодательство: анализ закона на коррупциогенность // Журнал российского права. 2005. N 2; Талапина Э.В. Об антикоррупционной экспертизе // Журнал российского права. 2007. N 5; Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. N 5; Малякин Е. Механизм коррупции в законах // www.corruptionet.ru/ ?id=648 (часть 1), www.corruptionet.ru/ ?id=649 (часть 2) и др.

 

- общественную (гражданскую) экспертизу (граничит с публичным - всенародным, общественным или профессиональным - обсуждением) <1>;

--------------------------------

<1> См. подробнее: проект Федерального закона "Об общественной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // http://www.hrcspb.ru/ page/ page63.html; Редюхин В.И. Что такое общественно-гражданская экспертиза и оценка рисков (ОГЭОР) (проект презентации) // http://soctech.h10.ru/ogeor.htm; Соколов Н.Я. Предварительное обсуждение трудящимися проектов нормативных актов в советском государстве // Правоведение. 1968. N 4. С. 7 - 16; Троицкая Т.В. Понятие и юридическая природа общественной экспертизы // Юридический мир. 2006. N 9; Общественные слушания "Общественная экспертиза: опыт региональных общественных палат". 25 июня 2009 года / Общественная палата Российской Федерации. Межкомиссионная рабочая группа по организации экспертной деятельности. М., 2009; Материалы пленарного заседания "Актуальные проблемы экспертной деятельности Общественной палаты Российской Федерации" 26 марта 2009 года / Общественная палата Российской Федерации. Межкомиссионная рабочая группа по организации экспертной деятельности. М., 2009.

 

10) согласование, визирование проекта;

11) утверждение, подписание;

12) государственную регистрацию;

13) опубликование - по степени обязательности (обязательное, необязательное), по степени официальности публикации (официальное, неофициальное), по способу опубликования (печатное, электронное);

14) вступление в силу, введение в действие;

15) обжалование;

16) опротестование;

17) официальное толкование (инициатор, субъекты, порядок и т.п.) <1>;

--------------------------------

<1> Смирнов А.В., Манукян А.Г. Толкование норм права: Учебно-практ. пособие. М., 2008; Вопленко И.И. Официальное толкование норм права. М., 1976; Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979; Спасов Б.П. Закон и его толкование. М., 1986; Пиголкин А.С. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотношения // Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998; Петрушев В.А. Проблемы официального нормативного толкования права в Российской Федерации // Академический юридический журнал. 2000. N 2 (октябрь - декабрь).

 

18) действие во времени, в том числе:

- приостановление действия;

- утрату юридической силы;

- признание недействующим;

- обратную силу;

19) действие в пространстве;

20) действие по кругу лиц;

21) внесение изменений и/или дополнений;

22) планирование подготовки;

23) мониторинг применения <1>;

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография "Правовые акты: оценка последствий: Научно-практическое пособие" (отв. ред. Ю.А. Тихомиров) включена в информационный банк согласно публикации - Юриспруденция, 2011.

 

<1> См., например: Правовой мониторинг: Научно-практическое пособие. М., 2009; Правовые акты: оценка последствий: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2010.

 

24) систематизацию, в том числе инкорпорацию, кодификацию, консолидацию, учет.

Хотелось бы обратить внимание читателя еще на одно обстоятельство, напрямую связанное с потребностью в последовательном формировании правового режима КАЖДОЙ разновидности подзаконных правовых актов, - это общеправовой принцип определенности.

Данный принцип сформулирован в правовых позициях Конституционного Суда РФ, содержащихся в следующих его решениях:

- Постановление от 25 апреля 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 1 и 2 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой <1>;

--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации (далее - ВКС РФ). 1995. N 2, 3.

 

- Постановление от 15 июня 1998 г. N 18-П по делу о проверке конституционности положений ст. 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3003.

 

- Постановление от 15 июля 1999 г. N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.022 с.)