ТОП 10:

Глава 10. Заключительные и переходные положения.



Статья 61. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Статья 62. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации.

Статья 63. Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Структура проекта Федерального закона "О нормативных

правовых актах Российской Федерации" <*>, <**>

 

--------------------------------

<*> Тихомиров Ю.А., Рахманина Т.Н., Хабибулин А.Г. Закон о нормативных правовых актах - актуальная повестка дня // Журнал российского права. 2006. N 5.

<**> Не приводится.

 

Проект Федерального закона N 96700088-2 "О нормативных

правовых актах Российской Федерации" <*>

 

--------------------------------

<*> СПС "КонсультантПлюс". База данных "Законопроекты".

 

Глава I. Общие положения (ст. 1 - 7).

Глава II. Виды и иерархия нормативных правовых (ст. 8 - 15) актов РФ.

Глава III. Планирование нормотворческой деятельности (ст. 16 - 21).

Глава IV. Внесение проектов нормативных правовых (ст. 22 - 33) актов РФ.

Глава V. Порядок принятия, подписания, официального (ст. 34 - 49) опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов РФ.

Глава VI. Толкование и разъяснение нормативных (ст. 50 - 54) правовых актов РФ.

Глава VII. Правила законодательной техники (ст. 55 - 65).

Глава VIII. Заключительные положения (ст. 66 - 67).

 

NB: внутри глав статьи наименований не имеют!

 

Проект Федерального закона "О нормативных правовых актах

Российской Федерации" (подготовлен научными сотрудниками

Института законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации) <*>

 

--------------------------------

<*> Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998. С. 215 - 241.

 

Глава I. Общие положения (ст. 1 - 8).

Глава II. Виды и иерархия нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 9 - 22).

Глава III. Делегирование правотворческих полномочий (ст. 23 - 28).

Глава IV. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 28 - 34).

Глава V. Подготовка и внесение проектов нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 35 - 44).

Глава VI. Правила законодательной техники (ст. 45 - 54).

Глава VII. Независимая научная экспертиза проектов нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 55 - 58).

Глава VIII. Опубликование нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 59 - 65).

Глава IX. Изменение и дополнение нормативных правовых актов Российской Федерации, признание их утратившими силу (ст. 66 - 71).

Глава X. Действие нормативных правовых актов Российской Федерации во времени, пространстве и по кругу лиц (ст. 72 - 81).

Глава XI. Толкование и разъяснение нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 82 - 87).

Глава XII. Систематизация и учет нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 88 - 91).

 

NB: внутри глав статьи наименований не имеют!

 

Проект концепции Федерального закона

о нормативных правовых актах <*>

 

--------------------------------

<*> Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации", одобренный Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 февраля 2006 г. N 36-СФ "О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" // www.council.gov.ru/ print/ lawmaking/ report/ 2005/ 13/ index.html.

 

Основная идея Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" (далее - закон о НПА) заключается в законодательном оформлении принципов и процессуальных правил деятельности субъектов, реализующих полномочия в области правотворчества государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации; обеспечении системной связи и упорядочении законодательства и правовых нормативных актов в системе российского права.

Цель принятия закона о НПА состоит в создании единых правил правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом их сфер ведения и правового статуса, в упорядочении процессов подготовки, правил принятия нормативных правовых актов в качестве государственных решений, обеспечения их доступности и гласности в процессе их применения и исполнения.

Системная связь и преемственность нормативных правовых актов органов государственной власти являются условием укрепления принципов правового, социального, демократического государства и общества в эпоху коренных реформ и реализации национальных программ по важнейшим направлениям развития страны, в процессах необходимых преобразований на пути к сближению государственных структур с институтами гражданского общества.

Предметом правового регулирования закона о НПА является процессуальное правовое регулирование деятельности в области формирования системы НПА в Российской Федерации, укрепления их иерархической связи при обеспечении верховенства закона. Предметная сфера процессуального регулирования данного закона охватывает все виды нормативных актов, включая: федеральные конституционные законы и федеральные законы; нормативные указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; НПА федеральных министерств и ведомств; законы субъектов Российской Федерации; НПА высших должностных лиц и правительств субъектов Российской Федерации, НПА органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также НПА органов местного самоуправления.

Круг лиц, на которых распространяется действие закона о НПА, включает Президента Российской Федерации, органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации с учетом всех субъектов законодательной инициативы, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства и ведомства, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации; высших должностных лиц и правительства субъектов Российской Федерации; Центральную избирательную комиссию, Счетную палату Российской Федерации, Банк России и другие органы и должностных лиц, наделенных российским законодательством правами принимать и издавать подзаконные нормативные акты общего и неоднократного применения, органы и должностных лиц местного самоуправления.

Круг лиц, на которых распространяется закон о НПА, включает также органы и лиц, выполняющих функции разработчиков проектов НПА, экспертов, привлекаемых для оценки подготовленных проектов и текстов НПА, служащих аппарата государственных органов, обеспечивающих нормотворческую работу технологическими средствами, а также связь с общественностью.

Закон о НПА в системе законодательства является нормативной основой для консолидации уже имеющихся актов в области регулирования процессов нормотворчества, координации и гармонизации этих актов; включения в структуру нормотворчества новых направлений правового регулирования, в частности связанных с применением информационных технологий в самом процессе разработки и принятия правовых актов, в процессе обеспечения гласности и доступа граждан и всех иных субъектов права к достоверным источникам правовой информации, а также обеспечения мониторинга законодательства и правоприменительной деятельности...

Закон о НПА регулирует ряд проблем, которые в настоящее время имеют противоречивые подходы к их решению или не урегулированы вообще. Такими проблемами, в частности, являются:

- ранжирование НПА по уровням их принятия и включения в иерархию системы законодательства и других НПА, что связано с установлением терминологии в сфере деятельности относительно НПА;

- критерии разграничения юридической силы нормативного и индивидуального правового акта;

- критерии отнесения НПА к категории актов, затрагивающих права, свободы и обязанности гражданина и человека;

- критерии отнесения НПА к нуждающимся в регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Закон о НПА урегулирует также проблему доступности и понятности НПА их пользователям, особенно когда пользователями являются граждане. В частности, все больший масштаб приобретает практика изменения и дополнения уже принятых НПА актом, который включает только исправленные нормы в виде купюр или вставок с отсылкой к определенной статье действующего НПА, что делает его совершенно непонятным пользователю. Для устранения этого положения вводятся критерии, устанавливающие степень изменения текста НПА, которая влечет принятие новой редакции НПА.

Закон о НПА устанавливает регламенты электронной обработки документации в процессе подготовки, обоснования, разработки текстов НПА, осуществления экспертиз, ведения досье каждого НПА и архивов, сохраняющих результаты публичных обсуждений, предложений, принятых и отклоненных НПА, варианты проектов НПА. Закон о НПА регулирует также использование электронной подписи в процессе работы над проектами НПА, особенно при дистанционных контактах субъектов, участвующих в нормотворческих процессах.

В структуре закона о НПА выделены три части.

Первая часть посвящена упорядочению системы НПА в Российской Федерации с учетом уровней субъектов законотворческой деятельности, субъектов, принимающих подзаконные акты, выполняющие функцию регулирования правоприменительной деятельности на всех уровнях государственного и муниципального управления. В первой части решаются следующие задачи:

1. Обеспечение легитимности системы правовых дефиниций (терминологии), которая устанавливается законом о НПА для всей сферы нормотворческой деятельности.

2. Обеспечение нормативной правовой основы единой системы законодательства в Российской Федерации, согласованности федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

3. Нормативное оформление перечней подзаконных (правоприменительных) НПА с учетом уровней законодательства.

Вторая часть закона о НПА обеспечивает основную его цель - сформулировать единые нормативные требования ко всем этапам процесса прохождения НПА от его обоснования до принятия и включения в систему исполнения.

В этой части закона устанавливаются процессуальные требования и порядок подзаконного нормотворчества как основы правоприменительной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вводится понятие модельной (рекомендательной) формы НПА, представляющей, в частности, общие требования к порядку принятия законов субъектов Российской Федерации.

Вторая часть закона устанавливает основные требования к подготовке и принятию указов и иных правовых актов Президента Российской Федерации; постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. В этой части предусматриваются правила подготовки и принятия НПА федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, формулируются правила взаимодействия между министерствами и агентствами по выработке и апробации проектов НПА. Вторая часть закона о НПА закрепляет общие правила принятия НПА на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, а также основы процессуальных правил для органов местного самоуправления.

Эта часть закона системно представляет процессуальную нормативную основу для уточнения или принятия новых регламентов работы органов исполнительной власти в части нормотворчества и обеспечения процессов правоприменения и исполнения нормативно оформляемых решений.

Вторая часть устанавливает также организационное обеспечение процессуального и процедурного сопровождения НПА, затрагивающих права и свободы граждан.

Здесь же предусмотрены правила, обеспечивающие соблюдение юридической техники для разных уровней и видов нормативных правовых актов.

Третья часть закона о НПА посвящена проблеме использования информационных технологий в процессах законотворческой и иных форм нормативно-правовой деятельности, а также деятельности контрольных и надзорных органов по соблюдению законности в правоприменительной практике органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В третьей части устанавливаются нормы планирования, согласования проектов законов и иных актов, принимаемых законодательными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливаются положения учета проектов законов по одноименным и сопредельным целям и сферам регулирования, ведения баз данных по проектам федеральных и региональных законов, а также баз данных по учету предложений субъектов законодательной инициативы, ведения досье на проекты законов с включением данных по всем стадиям их прохождения в процессе принятия закона вплоть до его опубликования.

В третьей части устанавливаются положения учета и регистрации принимаемых НПА на всех уровнях. Кроме того, в этой части закрепляются обязанности органов исполнительной власти в области формирования баз данных по нормативным правовым актам в своей системе ведения с выделением подсистем учета принимаемых актов конкретным органом и должностными лицами органов исполнительной власти.

В этой части решаются организационные, процессуальные проблемы ведения контроля законности принимаемых НПА и осуществления мониторинга законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, а также НПА органов исполнительной власти на всех уровнях, включая мониторинг НПА, принимаемых органами местного самоуправления.

В части правового регулирования процессов мониторинга выделены его технологическое обеспечение, где реализуются преимущественно технологические регламенты и стандарты, и те задачи, которые связаны с экспертно-аналитическими программами мониторинга. Законодательно закреплены правила оценки разного уровня НПА по установленным индикаторам.

Третья часть устанавливает блок индикаторов оценки эффективности самой нормотворческой работы, в том числе оценки соблюдения юридической техники НПА, их связанности в системе законодательства, обоснованности новаций, требующих изменения уже действующих НПА.

В аналитической части мониторинга предусмотрены критерии оценки эффективности полученного результата в состоянии регулируемых сфер развития страны и связанных с этим правовых отношений. Предусмотрены индикаторы оценки на коррумпированность, скрытое лоббирование представляемых проектов НПА.

В целом принятие Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" должно укрепить правовую основу нормотворчества в системе государственного управления, обеспечить условия для взаимодействия органов государственной власти с субъектами всех форм экономической, социальной, культурной деятельности, обеспечить условия взаимодействия государства с общественными организациями, обеспечить более высокий уровень доверия граждан к государству и законодательству Российской Федерации...

 

Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года N 213-I

"О нормативных правовых актах" <*>

 

--------------------------------

<*> www.invalid.kz/ modules/ editor/ editor/ wysiwygpro/ site_files/ Zakon/ akt/1.5.htm

 

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона.

Статья 3. Основные и производные виды нормативных правовых актов.

Статья 3-1. Общественные отношения, регулируемые кодексами Республики Казахстан.

Статья 4. Иерархия нормативных правовых актов.

Статья 5. Прямое действие нормативных правовых актов.

Статья 6. Противоречия норм права различных нормативных правовых актов.

Глава 2. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов.

Статья 7. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов.

Статья 8. Планирование подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан.

Статья 9. Планирование подготовки законодательных актов Парламента Республики Казахстан.

Статья 10. Планирование законопроектных работ Правительства Республики Казахстан.

Статья 11. Поручения Правительства Республики Казахстан по подготовке нормативных правовых актов.

Статья 12. Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных органов, как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и иных центральных органов Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления Республики Казахстан.

Глава 3. Подготовка и оформление проектов нормативных правовых актов.

Статья 13. Государственные органы, разрабатывающие проекты нормативных правовых актов.

Статья 14. Порядок разработки проекта нормативного правового акта.

Статья 14-1. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства.

Статья 15. Согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами и организациями.

Статья 16. Реквизиты нормативного правового акта.

Статья 17. Структура нормативного правового акта.

Статья 18. Требования к содержанию и стилю изложения текста нормативного правового акта.

Статья 19. Ссылки в нормативных правовых актах на статьи других актов и воспроизведение в актах статей других актов.

Статья 20. Ссылки в статьях нормативных правовых актов на другие статьи.

Статья 21. Внесение проекта нормативного правового акта в Мажилис Парламента Республики Казахстан.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.011 с.)