ТОП 10:

Классификация указов Президента РФ по степени подчиненности законам.



Из правовых позиций Конституционного Суда РФ вытекают следующие правила издания указов Президента РФ.

П. 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом <1>:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2320.

 

1) основа издания таких указов - ст. 80 Конституции РФ (Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти);

2) указы могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения (притом что Конституция РФ не содержит исчерпывающего перечня таких вопросов);

3) такие указы не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам;

4) такие указы должны во времени ограничиваться периодом до принятия соответствующих законодательных актов (федеральных законов, федеральных конституционных законов).

П. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. N 17-П по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6364.

 

5) Президент в силу своего конституционного статуса обязан издавать обеспечивающие исполнение Конституции Российской Федерации и законов указы и распоряжения во всех случаях, когда отсутствуют иные предназначенные для этого механизмы (в частности, федеральные конституционные законы, федеральные законы).

П. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 866.

 

П. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы;

6) само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, в частности указами (кроме случаев, когда сама Конституция Российской Федерации исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона);

7) указы нормативного характера могут издаваться Президентом как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, до принятия соответствующих законов.

Следует иметь в виду, что распоряжением Президента РФ от 11 ноября 1994 г. N 578-рп <1> установлено:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3029.

 

1) нормативные акты Президента РФ, рассчитанные на период реформирования экономики, государственного и общественного устройства (переходный период), являются временной правовой основой проводимых реформ;

2) государственно-правовому управлению Президента РФ надлежит представлять в установленном порядке предложения о признании утратившими силу или изменении актов Президента РФ поэтапно, по мере законодательного урегулирования соответствующих вопросов на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Анализ справочных правовых систем показывает, что к числу "законодательных" указов Президента РФ можно отнести, например, следующие:

 

Примерное наименование федерального закона (федеральных законов), впредь до принятия которого (которых) действует указ Реквизиты указа Президента РФ
Паспортная система
Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации от 19 октября 2005 г. N 1222 с изменениями и дополнениями "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации" <1>
от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" <2>
Уголовный процесс
О предварительном следствии в системе органов внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. N 1422 с изменениями и дополнениями "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" <3>
Государственная служба
О Федеральной миграционной службе от 19 июля 2004 г. N 928 с изменениями и дополнениями "Вопросы Федеральной миграционной службы" <4>
О системе органов безопасности дорожного движения от 15 июня 1998 г. N 711 с изменениями и дополнениями "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" <5> (утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации)
О федеральной правоохранительной службе Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 с изменениями и дополнениями "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" <6>
О казачьих обществах от 9 августа 1995 г. N 835 с изменениями и дополнениями "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" <7>
от 16 апреля 1996 г. N 564 с изменениями и дополнениями от 25 февраля 2003 г. "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" <8>
О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 640 в редакции от 31 мая 1999 г. с изменениями "О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы" <9>
О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1080 с изменениями и дополнениями "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)" <10>
от 26 апреля 2004 г. N 562 с изменениями и дополнениями "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации" <11>
О социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 с изменениями и дополнениями "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" <12>
Конституционный Суд РФ
Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 306 с изменениями и дополнениями "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного суда Российской Федерации и членам их семей" <13>
Право на информацию
О праве на информацию от 31 декабря 1993 г. N 2334 с изменениями и дополнениями "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" <14>

 

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 43. Ст. 4372; 2007. N 31. Ст. 4020.

<2> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301.

<3> СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5923; 2011. N 4. Ст. 572.

<4> СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3150; 2009. N 44. Ст. 5193.

<5> СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7053.

<6> СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2197; 2011. N 24. Ст. 3411.

<7> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3359; 2009. N 18 (ч. 2). Ст. 2222.

<8> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1955; 2003. N 9. Ст. 851.

<9> СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2501; 2008. N 43. Ст. 4921.

<10> СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3540; 2008. N 39. Ст. 4423.

<11> СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1751; 2008. N 20. Ст. 2290.

<12> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3442; 2010. N 25. Ст. 3125.

<13> СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 795; 2010. N 13. Ст. 1453.

<14> РГ. 1994. 10 января; 2000. 6 сентября.

 

Основания издания нормативных актов Президента РФ.

Официально в Конституции РФ и правовых позициях Конституционного Суда РФ не упоминается о наличии каких-либо оснований издания, но во множестве федеральных законов, федеральных конституционных законов говорится о возможности регулирования актами Президента РФ конкретных общественных отношений. При этом обычно умалчивается о правовой форме данных актов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.004 с.)