Основы экологических знаний в профилактической медицине



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы экологических знаний в профилактической медицине



Экология — наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Подобно всем другим областям знания экология развивалась с давних времен. В трудах Гиппократа, Аристотеля и других древнегреческих философов содержатся сведения явно экологического характера. Основы современных постулатов экологических знаний впервые прослеживаются в работе Роберта Мальтуса (1789) об опасности перенаселения планеты Земля и в труде Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Само же определение науки дал в 1868 г. немецкий биолог Эрнст Геккель (1834—1919). В книгах «Всеобщая морфология организмов» и «Естественная история происхождения» он предложил название «экология» для одной из отраслей зоологии, изучающей целостность взаимоотношений между всеми видами живых существ и окружающей их органической и неорганической средой.

Слово «экология» образовано от греческого «oikos», что значит «дом» или «жилище». В буквальном смысле слова экология — это наука об организмах «у себя дома». Определение предмета экологии дает Н.Уэбстер: «Предмет экологии — это совокупность или структура связей между организмами и их средой». При рассмотрении взаимоотношений человека с окружающей средой имеют в виду и влияние этих взаимоотношений на все экологические системы.

Основные законы экологии популярно сформулированы американским экологом Б. Коммонером.

Первый закон: «Все связано со всем». Ученый пишет, что экологическая сеть подобна усилителю. Небольшой сдвиг в одном месте может вызвать значительные и долговременные последствия совсем в другом.

Второй закон: «Все должно куда-то деваться». В сущности, это переформулировка хорошо известного всем закона сохранения материи. Б. Коммонер пишет: «Одна из главных причин нынешнего кризиса окружающей среды состоит в том, что огромные количества разных веществ извлечены из земли, где они были в связанном виде, преобразованы в новые, часто весьма активные и далекие от природных соединений».

Третий закон: «Природа знает лучше». Устойчивые природные экологические системы (экосистемы) — сложнейшие образования, и организация их произошла в результате эволюционного развития, отбора из множества вариантов. Поэтому логично предположить, что природный — лучший вариант и каждый новый вариант будет хуже. Но это не значит, что природу нельзя изменять, улучшать, приспосабливать к интересам человека, просто делать это необходимо грамотно, опираясь на строгие научные знания о природе и предусмотрев все возможные отрицательные последствия.

Четвертый закон: «Ничто не дается даром» или «За все надо платить». Смысл этого закона в том, что мировая экосистема представляет собой единое целое и, изменяя ее в какой то незначительной мере в одном месте, мы должны предвидеть, научно предусмотреть, какие сдвиги могут произойти в других местах. То, что человек отнял у природы, испортил, он должен исправить и вернуть. Иначе начнутся такие сдвиги, которые трудно не только исправить, но даже предвидеть. Могут развиться такие изменения, которые будут угрожать существованию человеческой цивилизации.

В XX в. экология интенсивно развивалась специалистами в области биологии, геологии, физики, химии, географии, генетики, медицины и пр. Произошла глубокая экологизация мировой науки, в меньшей степени это коснулось техногенной разрушительной деятельности человеческого общества, о чем свидетельствуют многочисленные проявления экологического кризиса.

Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды сообщества, экосистема и биосфера в целом. Изучение общих закономерностей взаимоотношений природы и общества выделяют в особое направление — экология человека, рассматривающее взаимодействие человека с окружающей средой.

Биологическая компонента здоровья человека обусловлена тем, что человек является объектом природы, природа — источником его жизнедеятельности. Психосоциальная компонента человека сформировалась на основе сугубо отличных от прочей живой природы высших психических функций (сознание, речь, человеческие функции движения, вертикальная походка и др.). Именно это и стало основной причиной нарушения эволюционно сложившейся экологической гармонизации структур связей между человеком и прочими живыми организмами и объектами биосферы: атмосферой, гидросферой, литосферой.

Медицинская экология — отрасль экологии человека, изучающая влияние природных и техногенных аномальных процессов в окружающей среде на здоровье человека с целью устранения или снижения влияния экологического фактора риска на индивидуальное и общественное здоровье населения. Медицинская экология находится на начальном этапе своего развития, когда более корректно говорить об экологизации медицины. Как отражение экологизации медицинских наук следует рассматривать появление новых направлений, терминов и понятий: экологическая физиология, экологическая токсикология, экологическая эпидемиология, экологическая медицинская география.

Привычными стали такие словосочетания, как экология болезней, экологическая патология, экологически зависимые изменения в здоровье населения, медико-экологическая реабилитация, экопатология детей и взрослых.

Становление и развитие экологии человека, экологии растений, животных обусловлено ростом экологических проблем в развитом индустриальном обществе.

В качестве естественнонаучной основы экологии человека принято рассматривать учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Под биосферой он понимал комплекс всех живых организмов на планете, под ноосферой — область взаимодействия между природой и обществом. По Вернадскому, ноосфера — это часть биосферы — новая высшая ее форма, которая связана с возникновением и развитием в биосфере человека.

В самом широком понимании это взаимодействие может рассматриваться как использование человеком, обществом естественных ресурсов природы всех видов: ресурсов материального производства (энергетических, материально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и др.) и ресурсов жизнедеятельности самого человека (условий существования и восстановления здоровья и отдыха).

Взаимоотношения развивались и изменялись с развитием человеческого общества. На начальных этапах они носили характер полной зависимости человека от природы. Затем с развитием производства усиливается воздействие человека на природу, появляются первые противоречия. Научно-технический прогресс приводит к перерастанию отдельных противоречий в экологический кризис, носящий глобальный характер.

Б. Коммонер, характеризуя экологическую ситуацию во второй половине XX в. в США, приводит такие данные: за последнюю четверть века численность населения в США увеличилась на 40 %, потребление на душу населения — на 6 %, а количество загрязнений на душу населения — в 10 раз. Погоня за прибылью привела к резкому нарушению экосистем, к развитию экологического кризиса, который может превратиться в необратимый процесс.

Под экологическим кризисом понимают устойчивое нарушение равновесия между человеком, обществом и природой, проявляющееся в деградации окружающей природной среды и ухудшении здоровья населения. Эти проявления достигли такой степени, что весьма проблематично восстановление равновесия без кардинального пересмотра обществом отношения к природе. Глобальные проявления разрушения экосистем биосферы многообразны.

По мнению академика П.А.Капицы, экологический кризис имеет следующие характерные аспекты:

• технико-экономический, характеризующийся истощением природных ресурсов;

• собственно экологический, характеризующийся нарушением биологического равновесия между человеком и природой, выражающийся в высоком уровне загрязнения окружающей среды и ухудшении состояния здоровья населения;

• социально-политический, характеризующийся глобальностью проблемы, необходимостью решения ее в масштабах всей планеты.

Основные причины экологического кризиса:

• хищнический способ производства, который характеризуется нерациональным использованием природных ресурсов без одновременного решения вопросов их сохранения;

• недостаточность экологических научных знаний о природных ресурсах, законах природы и процессах взаимодействия между окружающей средой и человеком;

• недостаточность профессиональных экологических знаний;

• недостаточность средств на природоохранные мероприятия;

• кажущаяся безграничность природных ресурсов;

• кажущаяся безграничность процессов самоочищения и др.

Мировое сообщество начинает осознавать опасность экологического кризиса и приступает к реальным действиям по его предотвращению. Люди понимают, что за беспредельное разрушение биосферы, являющейся частью глобальной экосистемы, неизбежна расплата прежде всего собственным здоровьем. Человечество может устойчиво существовать только в такой биосфере, в которой оно жило до экологического кризиса. При продолжающейся нагрузке биосфера «сломается», похоронив под обломками человечество, а компромисс с биосферой невозможен, ее нельзя «уговорить» подождать или пожалеть человека. Достойное качество жизни возможно лишь тогда, когда потребности удовлетворяются при меньших затратах времени, вещества и энергии, при минимальном ущербе для природных экосистем и здоровья людей.

Именно эти суждения положены в основу концепции устойчивого развития, сформированной в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Основной вывод в документах данной конференции состоит в том, что на пороге XXI столетия человечество переживает решающий момент своей истории, и чтобы выйти из экологического кризиса, ему требуется переоценка ценностей. Эта идеология получила свое дальнейшее развитие в соответствующих законодательных документах на федеральном и региональном уровнях.

Важное место в понимании и реализации концепции занимает обеспечение экологической безопасности населения, под которой понимают защищенность жизненно важных потребностей человека от антропогенных и природных воздействий всей окружающей среды. Основные суждения концепции устойчивого развития, а также экологической безопасности сводятся к тому, что развитие — это радость общения, счастье, здоровье и безопасность, а не увеличение количества вещей. Развитие устойчиво, если дети счастливее родителей, а высшей ценностью на Земле провозглашается жизнь. При устойчивом развитии обеспечивается равенство прав настоящего и будущего поколений на жизнь в благоприятной природной среде, пользование природными ресурсами, сохранение здоровья и удовлетворение духовных потребностей. Ущерб окружающей среде, здоровью и безопасности населения, наносимый в процессе природопользования, должен компенсироваться в соответствии с фактически оказываемым воздействием. Здоровье всех народов является основным фактором достижения мира и безопасности на Земле.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение гигиены, охарактеризуйте ее цель и задачи.

2. Перечислите методы гигиенических исследований.

3. Расскажите об основоположниках отечественной гигиены.

4. Перечислите основные положения Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.).

5. Дайте определение терминам «экология», «экология человека», «медицинская экология».

6. Перечислите основные законы экологии, сформулированные Б. Коммонером.

7. Дайте понятие экологического кризиса, перечислите его признаки, характерные особенности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.99.243 (0.007 с.)