Профилактика неблагоприятного влияния производственных факторов на здоровье медицинского персонала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика неблагоприятного влияния производственных факторов на здоровье медицинского персонала



Профилактические мероприятия. Вопросы оздоровления труда работников лечебно-профилактических учреждений многоплановы. Имеются определенные требования к устройству, размещению помещений того или иного назначения (хирургических, стоматологических и т.д.). В современных условиях регламентируются минимально допустимые площади, высота и глубина помещений.

Для правильной цветопередачи и оптимального светового режима важное значение имеет цветовое оформление рабочих помещений. Во-первых, для правильного восприятия глазом необходимы оптимальные цветовые контрасты. Известно, что синие цвета окраски стен усиливают бледность кожных покровов, оранжево-красные — маскируют желтушность кожных покровов, слизистых и склеры, что делает невозможным своевременное распознавание заболеваний, сопровождающихся появлением иктеричности, например гепатитов. Лучшим цветом в плане цветоразличения является нейтральный (светло-серые, голубовато-зеленые и другие светлые цветовые гаммы с коэффициентом отражения не ниже 40 %). Во-вторых, освещение рабочих помещений должно быть достаточного уровня для обеспечения оптимальной работы зрительного анализатора, соответствующего спектра — для обеспечения правильной цветопередачи, равномерным в разных точках помещения — для устранения явления переадаптации зрения, без блесткости (слепящего действия), отвечать интересам больного и врача.

Лучшие условия для зрительной работы создает рациональное естественное освещение. Искусственное освещение необходимо для увеличения уровня освещенности при недостатке естественного освещения или его отсутствии в вечернее время. Все кабинеты, производственные помещения должны иметь общее и местное искусственное освещение. Люминесцентные лампы, особенно лампы дневного света с исправленной цветопередачей, имеют существенные преимущества перед лампами накаливания.

Врачебные кабинеты, другие рабочие помещения должны быть оборудованы центральным водяным отоплением, приточно-вытяжной вентиляцией, нормализующими параметры микроклимата и химический состав воздуха в них. Операционные должны быть оборудованы системами кондиционирования воздуха.

Важное значение в предупреждении загрязнения воздуха операционных имеют рациональное распределение операционных дней, чередование операций под общим и местным или внутривенным наркозом. С целью борьбы с запыленностью воздуха в процедурных, ингаляционных кабинетах, аптечных помещениях используют специальное оборудование: вытяжные шкафы, индивидуальные кабинеты для аэрозольной терапии.

При организации рабочих мест медицинских работников прежде всего учитывают тип учреждения и профиль специалиста, т.е. рабочее место должно быть специализированным.

Эргономические требования к организации рабочих мест определяют соответствие конструктивных данных и габаритов рабочей мебели антропометрическим, биомеханическим и психофизическим особенностям организма работающих. Их цель — обеспечить в процессе трудовой деятельности физиологически рациональную позу, соответствующую критериям функционального комфорта. Гигиенические требования определяют соблюдение основных санитарно-гигиенических нормативов (достаточность площади, кубатуры, параметров микроклимата, освещенности, шума и т.д.), эстетические — предусматривают выполнение комплекса рекомендаций по художественному оформлению рабочих помещений, интерьеру кабинетов, учреждений в целом.

Рациональная организация труда подразумевает наличие на рабочем месте стандартных бланков-направлений на обследование и лечение, заготовленных рецептурных прописей, клишированных вкладышей в медицинские карты амбулаторных больных, оборудование рабочих мест средствами связи со всеми основными подразделениями и службами лечебно-профилактического учреждения.

Конструкция рукояток инструментов должна обеспечивать удобство захвата инструмента рукой и удерживания во время работы без излишнего перенапряжения мышечно-связочного аппарата кисти. Материал не должен подвергаться коррозии при дезинфекции и стерилизации при помощи химических препаратов. Форма инструментов должна иметь как можно меньше ротенционных пунктов, способствующих накоплению микроорганизмов и затрудняющих его предстерилизационную обработку.

Профилактика внутрибольничных инфекций включает в себя совершенствование организационных форм профилактики этих инфекций; соблюдение строгого противоэпидемического режима и санитарных правил, постоянный контроль за санитарно-гигиенической обстановкой в отделении (облучение рабочих помещений бактерицидными лампами, установка воздухоочистителей, текущая дезинфекция, стерилизация инструментария, усиление мер личной гигиены и т.д.); улучшение системы выявления и учета внутрибольничного заражения персонала и больных; совершенствование ухода за больными, особенно групп повышенного риска; систематическое обучение медицинского персонала по предупреждению инфекций и постоянный контроль за уровнем подготовки.

Профилактика облучения ионизирующими излучениями обеспечивается соблюдением требований радиационной безопасности, применением стационарных и передвижных средств защиты, а также специальной одежды: фартуков, перчаток из просвинцованной резины.

Для снижения или устранения нервно-эмоционального напряжения медицинскому персоналу во время работы следует найти психологический контакт с каждым пациентом; успокоить возбужденного пациента до начала лечения, если необходимо — с помощью транквилизаторов; проводить лечебные вмешательства с применением современных видов обезболивания.

Во избежание нарушений, связанных с длительным вынужденным положением тела рекомендуется менять положение тела, организовывать работу так, чтобы 50...60 % времени приходилось на позу сидя, а остальное время — на позу стоя и кратковременные передвижения, связанные с работой. Рациональная рабочая поза легко поддерживается при минимальных динамических и статических напряжениях мышц, независимо от того, выполняется работа сидя или стоя.

Рекомендуется использовать специальную рабочую обувь, которая должна быть сменной, свободной, с широким устойчивым каблуком высотой 2...3 см. Недопустимо ношение обуви на более высоком каблуке, так как утомление наступает быстрее и с большей вероятностью появляются патологические процессы. Нельзя работать и в обуви, лишенной каблука (тапочках), поскольку такая обувь способствует развитию плоскостопия.

Оздоровительные мероприятия. Существует много средств, оказывающих благоприятное влияние на восстановление работоспособности человека через различные физиологические системы и анализаторы организма, в том числе аутогенная тренировка и различные виды производственной гимнастики. Применение таких средств не только оказывает оздоровительный эффект, но и способствует восстановлению функциональной активности значимых функций человека. Процедуры или упражнения не должны быть неприятными и отнимать много времени.

Разработан комплекс физических упражнений для отоларингологов, стоматологов и других специалистов, способствующий улучшению общей двигательной активности, перераспределению мышечной нагрузки, улучшению выносливости сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

Повышение работоспособности, профилактика переутомления неразрывно связаны с формой организации труда. Важную роль играет физиологически обоснованный режим труда и отдыха, для установления которого важно определить время предоставления перерывов для отдыха в течение рабочего дня, установить их длительность и организовать проведение этих перерывов.

Регламентированные, включенные в структуру рабочего дня, перерывы следует организовывать с учетом типа и мощности лечебно-профилактического учреждения, напряженности трудовой деятельности медперсонала, их специальности. Для врачей хирургического профиля перерывы целесообразно устанавливать сразу после окончания операций или оказания интенсивной и скорой помощи. В структуре рабочего дня врачей терапевтического профиля подходящим периодом в условиях стационара является время завершения обхода больных и выполнения различных манипуляций. В условиях поликлиники оптимально устанавливать регламентированные правила для врачей по завершении амбулаторного приема больных, перед началом посещения их на дому (через 3,5 ч после начала работы). Продолжительность перерывов обычно не превышает 30 мин.

Введение регламентированных перерывов может дать эффект только в том случае, если выполняются мероприятия по их обеспечению. В лечебно-профилактических учреждениях оптимальные зоны (место проведения) отдыха медперсонала рекомендуется устраивать в трех помещениях: комнатах психофизической, психологической (психофизиологической) разгрузки и комнате мобилизирующего отдыха.

Период организованного отдыха складывается из двух последовательных сеансов: сеанса психофизической (или психофизиологической) разгрузки и сеанса мобилизирующего отдыха.

Сеанс психофизической разгрузки (при необходимости заменяется сеансом психофизиологической разгрузки) продолжительностью 10 мин включает в себя комплекс специальных упражнений для лиц умственного труда.

Сеанс психофизиологической разгрузки продолжительностью 10 мин (при необходимости заменяется сеансом психофизической разгрузки) предназначен для лиц, труд которых связан с выраженным нервно-эмоциональным напряжением и включает в себя комплекс нескольких дыхательных и гимнастических упражнений, использование аудиовизуальных средств. Все это в сочетании с микроклиматическим комфортом позволяет снять избыточное психическое и эмоциональное напряжение и в значительной мере восстановить работоспособность.

Сеанс мобилизирующего отдыха продолжительностью 10 мин проводится после психофизической или психофизиологической разгрузки и включает в себя водные процедуры, легкий завтрак и витаминно-кислородные коктейли, просмотр короткометражных развлекательных программ, прослушивание коротких юмористических рассказов, чередующихся с функциональной музыкой.

Постоянный контроль за здоровьем врачей способствует их хорошему самочувствию, поддержанию работоспособности и профессионального мастерства. Утвержден перечень профессий работников здравоохранения, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам (например, работающие с амальгамой или в условиях повышенного атмосферного давления).

Разные врачебные специальности предъявляют разные требования к личностным качествам работников. Например, для хирургов характерны высокая ответственность, необходимость рисковать здоровьем и жизнью больного, самостоятельность принятия срочных и квалифицированных решений, достаточная физическая выносливость и сила, значительное напряжение зрения и двигательного аппарата. В работе врачей скорой помощи высоки требования к оперативным качествам специалистов. Типичным для них является неравномерное и нерегулярное распределение нагрузки в период рабочей смены, обусловленное поступлением вызовов. Врачам необходимо быть специалистами и в общении с людьми на профессиональном уровне. Это свидетельствует о важности профессиональной ориентации при подготовке врачей разных специальностей, учета соответствия их личностных и физиологических характеристик требованиям конкретной врачебной практики. Важна роль и профессионального отбора, профессионального воспитания в подготовке врачей.

Ведущая роль в профилактике отрицательного воздействия неблагоприятных производственных факторов отводится самому медперсоналу, который должен уметь принимать меры индивидуальной профилактики и соблюдать правила личной гигиены на производстве.

Только при соблюдении всех указанных требований медицины труда медицинские работники сохранят здоровье в течение всей профессиональной деятельности, будут иметь высокую работоспособность, получат глубокое удовлетворение от выбранной профессии.

Контрольные вопросы

1. Каким образом проводится физиологическая классификация трудовой деятельности человека?

2. Дайте характеристику гигиеническим условиям трудовой деятельности человека.

3. Перечислите виды неблагоприятных условий и неправильной организации трудового процесса.

4. Дайте характеристику профессиональным заболеваниям и принципам их профилактики.

5. Охарактеризуйте цели и содержание предварительных и периодических медицинских осмотров.

6. Каковы особенности организации и условий труда медицинских работников разных специальностей?

7. Перечислите рекомендации по оздоровлению условий и режима труда медицинских работников.

 

 

Список литературы

1. Алексеев С. В., Гущина Э. В. Город и окружающая среда: Пособие для учителей / Под ред. С. В. Алексеева. — СПб.: Крисмас+, 1997.

2. Ахметзянов И. М., Гребеньков С. В. Ломов О. П. Шум и инфразвук. Гигиенические аспекты. — СПб.: БИП, 2002.

3. Буштуева К. А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. — М.: Медицина, 1979.

4. Воронков И. А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. — М • Агар, 1999.

5. Гимадеев М. М., Шеповских А. И. Экологический энциклопедический словарь. — Казань: Природа, 2000.

6. Жуковский М. В., Ярмаценко И. В. Радон: измерение, дозы, оценка риска. — Екатеринбург, 1997.

7. Измеров К. Ф., Суворов Г. А., Куралесин И. А. и др. Физические факторы. Эколого-гигиеническая оценка и контроль. Практическое руководство: в 2 т. — М.: Медицина, 1999.

8. Камерилова Г. С. Экология города: Урбоэкология. — М.: Просвещение, 1997.

9. Кучма В. Р., Сердюковская Г. И., Демин А. К Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М.: Медицина, 2000.

10. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / Научный центр здоровья РАМН. — М., 2001.

11. Матвеева К. А. Экологически обусловленные изменения в здоровье населения: Учебное пособие. — Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000.

12. Медицинские проблемы экологии (лекции для студентов) / Под ред. Н. А. Матвеевой. — Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1992.

13. Новиков Ю. В. Охрана окружающей среды: Учебное пособие. — М • Высш. шк., 1997.

14. Общедоступное руководство по здоровому образу жизни / Под ред. Е. Г. Жука. — Смоленск: Универсум, 2003.

15. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник — М.: БЭК, 1996.

16. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Зиневич Л. С. Гигиена и основы экологии человека. — Ростов на Дону: Феникс, 2002.

17. Пилат Т. П., Иванов А. А. Биологически активные добавки к пище (теория, производство, применение). — М.: Авваллон, 2002.

18. Покровский В. А. Метаболические аспекты фармакологии и токсикологии пищи, — М.: Медицина, 1979.

19. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни // В.И.Покровский, Г. А. Романенко и др. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2002.

20. Реймерс К. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М., 1990.

21. Рекомендации МКРЗ. Принципы нормирования облучения населения от естественных источников ионизирующих излучений. Публикация 39. — М.: Энергоатомиздат, 1986.

22. Руднев А. В. Радиационная экология. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

23. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

24. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».

25. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

26. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

27. СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

28. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

29. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

30. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

31. СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

32. СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания».

33. Стадницшй Г. В., Родионов А. И. Экология: Учебное пособие. — СПб.: Химия, 1996.

34. Сусликов В. Л. Геохимическая экология болезней. Т. 3. Атомовитозы. - М.: ГелиосАРВ, 2002.

35. Тутельян В. А. Концепция оптимального питания: научные обоснования // Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень. — М.: ЗниСО, 2001. Ноябрь. — № 11. С. 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.029 с.)