Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Формирование советской модели местного управления (1917–1937 гг. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Что представляла собой система Советов? Теория советского государственного права рассматривала местные Советы как представительные органы нового типа, сочетающие в своей деятельности принятие решений, их исполнение и контроль за проведением решений в жизнь. Советы народных депутатов – это система единой государственной власти в СССР. В Советах получили представительство все социальные группы населения. Другое дело, что принцип представительности в них был заменен принципом отбора, который производился партийными структурами. Анализируя законодательство того периода, ученые чаще всего выделяют три характерные черты, присущие местным Советам: 1) местные Советы являлись органами власти и управления, действующими в границах существующих тогда административных территорий; 2) существовала организационная взаимосвязь и соподчиненность по вертикали; 3) при определении компетенции и пределов полномочий местных Советов, устанавливалась их самостоятельность в решении вопросов местного значения, но их деятельность допускалась лишь в соответствии с решениями центральной власти и вышестоящих Советов. Уже в конце 1917 г. стало ясно, что существующие Советы, которые в известной мере обладали элементами независимости и самостоятельности, вступили в противоречия с жесткой централизацией государственных органов. Причиной этому стал основной принцип, положенный большевиками в основу организации местного самоуправления – принцип полновластия Советов и их единства как органов государственной власти. В Конституции РСФСР 1918 г. задачи местных Советов определялись следующим образом: а) проведение в жизнь всех постановлений высших органов советской власти; б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории. 2. Какие были достоинства и недостатки советской модели местного управления? Недостатки: 1)роль и значение местных Советов были изначально политизированы, они рассматривались как первичные ячейки осуществления «пролетарской диктатуры»; они представлялись не только и не столько как органы решения местных проблем на основе общественной самодеятельности, а скорее как органы, через которые «трудящиеся и эксплуатируемые массы» реализовывали бы свои классовые интерес; 2) слияние государственного и партийного аппарата; 3) частые нарушения принципа коллегиальности на низовом уровне Советов; 4) упрощение процесса управления местными делами (в целях недопущения различного рода недоразумений и конфликтов) – все эти недостатки ставили под сомнение эффективность подобной системы управления. Достоинство: введение всеобщего избирательного права. Согласно первой советской Конституции, принятой в июле 1918 г., правом избирать и быть избранными в Советы пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и других цензов граждане ЭСФСР обоего пола, достигшие 18-летнего возраста. 3. Какие категории российского населения не могли участвовать в выборах и быть избранными в Советы? Избирательным правом пользовались только: 1) граждане, которые добывали средства к жизни промышленным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним трудом, обеспечивающим для первых возможность производительного труда; 2) солдаты Красной армии и флота; 3) граждане, входящие в ту или иную категорию, утратившие в какой-нибудь мере трудоспособность. Не избирали и не могли быть избранными: 1) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; 2) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; 3) монахи и духовные служители церкви и религиозных культов; 4) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпусов жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; 5) лица, признанные в установленном порядке умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; 6) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный судебным приговором.
4. Какие этапы прошла в своем развитии советская модель местного управления? Дайте их краткую характеристику. I. Первый период (1917–1921 гг.) был связан с созданием новой системы органов местного самоуправления. В этот период Советы входили в систему органов государственной власти и являлись структурными элементами государственного механизма. С одной стороны, на Советы как органы власти возлагались задачи по управлению и обслуживанию местного хозяйства (административные, хозяйственные, финансовые, культурно-просветительные и иные функции). С другой стороны, Советы должны были проводить в жизнь все декреты и постановления центральной власти, проводить ревизии и конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы, производить аресты и распускать общественные организации, призывающие к свержению Советской власти. Тем самым Советы по статусу приравнивались к органам государственной власти, и их доходы и расходы ставились под контроль центра. В этот период Земские и городские органы самоуправления какое-то время функционировали параллельно Советам. Были немедленно ликвидированы земства и городские думы, выступающие против них или саботирующие их решения, а органы земского самоуправления, лояльно относящиеся к произошедшей смене власти, сохранялись и им даже поручались некоторые функции местного управления. К весне 1918 г. завершилась ликвидация всех земских и горских органов местного самоуправления. После упрочения Советов в губернских и уездных центрах они немедленно приступали к организации Советов в волостях и селах. II. Период нэпа (1921–1928 гг.). В целом же «нэповскому» периоду деятельности Советов были присущи: - некоторая децентрализация единой иерархической советской системы, перераспределение прерогатив в сторону некоторого усиления прав и полномочий ее низовых звеньев; - расширение социально-экономических полномочий местных Советов в лице их исполнительных органов за счет поглощения ими местных территориальных органов, центральных правительственных структур, формирование специальных органов управления коммунальным хозяйством; - попытки более или менее широкого вовлечение в избирательный процесс на местах «трудящихся масс», оживления Советов при сохранении жесткого политического контроля со стороны правящей партии; - формирование самостоятельной финансово-материальной базы местных Советов, восстановление системы налогообложения в условиях реанимации товарно-денежных отношений; - создание нормативно-правовой основы, обеспечивающей определенную «автономизацию» местных Советов. В 1920–1923 гг. при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы: землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное, похоронное дело. Появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки. Завершение нэповского этапа привело к существенному изменению финансового положения муниципальных образований. В апреле 1927 г. XV партконференция ВКП(б) объявила курс на централизацию власти и управления. С 1928 г. закрываются «откоммунхозы» (отделы коммунального хозяйства) и городские управления коммунального хозяйства, идут «чистки» аппаратов местных Советов и центрального аппарата. Принимается новый закон о финансах местных Советов, который вводит остаточный принцип финансирования (после затрат на индустриализацию) местных хозяйств. Новая экономическая политика допускала существование элементов частной собственности, что привело к усложнению форм хозяйственной деятельности и в свою очередь вызвало изменения в местных органах власти. Самостоятельная хозяйственная деятельность Советов началась осенью 1924 г. с выделения самостоятельных городских бюджетов. Их основой становятся доходы от вновь восстановленных налогов, платы за жилье и другие коммунальные услуги. В 1924 г. начинают обсуждаться вопросы расширения прав Советов не только в хозяйственной деятельности, но и в политико-административной. В прессе развертывается широкая кампания «за оживление местных Советов». В целом на данном этапе была проведена частичная децентрализация единой иерархической советской системы и осуществлено некоторое перераспределение полномочий в сторону ее низовых звеньев. Кроме того, местные Советы получили право формировать самостоятельную финансово-материальную базу, была восстановлена система местного налогообложения, а также была создана некоторая нормативно-правовая база, обеспечивающая определенную самостоятельность местных Советов. Горсоветы в области управления, охраны государственного порядка и общественной безопасности получили право издавать постановления, образовывать избирательные комиссии по перевыборам, определять избирательные районы и порядок проведения выборов. В области хозяйственно-экономической и промышленной городские советы эксплуатируют подведомственные им предприятия непосредственно или путем сдачи в аренду, организуют новые предприятия производственного и торгового характера, содействуют развитию в городе промышленности и торговли и регулируют их в пределах действующих узаконений, оказывают всемерную поддержку и содействие всем видам кооперации. В области земельно-коммунального хозяйства горсоветы ведают эксплуатацией и сдачей в аренду городских земель и угодий, проводят работы, связанные с городской чертой, мелиорацией, планировкой, отводом земельных участков под застройку и сельскохозяйственное использование, устраивают и развивают в пределах городской черты выгонное, луговое и лесное хозяйство, скотоводство, сады и прочее, организуют ветеринарную помощь. Налицо было достаточно явственное проявление «автономизации» местных Советов, была заявлена их попытка играть более или менее самостоятельную роль в общественной жизни. III. Для третьего периода развития Советов (1929–1937 гг.) была характерна практически полная ликвидация реальной системы местного самоуправления и замена ее системой тоталитарного партийно-государственного руководства. Города лишались бюджетной самостоятельности: сначала по решению партийных органов часть предприятий городов объединялась в тресты, а с созданием в 1932 г. системы отраслевых промышленных наркоматов тресты перешли в их непосредственное подчинение. В 1930 г. ликвидируются отделы коммунального хозяйства местных Советов, и тем самым вообще прекращается самостоятельная деятельность Советов. В 1933 г. было принято новое положение «О городском Совете», которое окончательно огосударствило органы местной власти. Согласно данному Положению и Конституции СССР 1936 г. Советы определялись как «органы пролетарской диктатуры», призванные проводить политику центра на местах. Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. преобразовали местные Советы рабочих, крестьян и красноармейцев в Советы депутатов трудящихся, что в юридическом плане следует рассматривать как шаг на пути к демократизации. С упразднением съездов Советы стали постоянно действующими органами власти и управления. Они формировались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Местные Советы провозглашались полновластными органами на своей территории и были призваны решать наиболее важные вопросы государственного, хозяйственного, социально-жилищного строительства. На деле же в условиях сформировавшегося тоталитарного режима Советы были очень далеки от реального полновластия и демократизма. 5. Когда в РСФСР было осуществлена частичная децентрализация единой иерархической советской системы и осуществлено некоторое перераспределение полномочий в сторону ее низовых звеньев? В период НЭПа.
6. Заполните пропуски. Даже в период нэпа за деятельностью Советов сохранялся ____ жесткий политический контроль со стороны правящей партии______. 7. Когда было принято новое положение «О городском Совете»? В чем его главная суть? Мощный толчок развитию городского самоуправления дало положение «О городских Советах», принятое в 1925 г., которое определяло Советы как высший орган власти на территории города в пределах своей компетенции и предоставляло им относительную самостоятельность (за деятельностью местных Советов сохранялся жесткий политический контроль со стороны правящей партии).
8. Кем решались в 1930-е годы вопросы нормативного регулирования деятельности местных органов власти? Вопросы нормативного регулирования от Советов перешли преимущественно к высшим исполнительным органам и органам Коммунистической партии.
9. Заполните пропуски. В 1930-е гг. местные Советы превратились __ в простых исполнителей воли центра___.
10. Какая основная проблема стояла перед правительством РСФСР с введением советской модели местного управления? Необходимость обучения новых управленческих кадров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.01 с.) |