ТОП 10:

Тема 11. Местные органы государственной власти и управления в 1970–1980-е гг.



 

1. Какое место в системе государственных органов было закреплено за Советами в Конституции РСФСР 1978 г.?

В Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. был зафиксирован принцип верховенства Советов как единственных органов государственной власти. Закрепляя полновластие Советов, они устанавливали, что все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам. Таким образом, было законодательно определено, что местные Советы народных депутатов являются звеньями единой системы органов государственной власти, решающих вопросы местного значения и участвующих в реализации общегосударственных задач.

 

2. Какими нормативными актами регулировалась деятельность Советов народных депутатов? Деятельность Советов регулировалась нормативными актами разных уровней. Характерной особенностью являлось то, что обязательными для исполнения были не только акты органов государственной власти, но и партийные документы (фактически акты общественной организации). Кроме того, по вопросам деятельности Советов издавались совместные постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Значительную роль в регулировании деятельности местных органов власти играли партийные решения.

3. На каких уровнях действовали местные органы власти?

Местные органы власти действовали на уровне краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов.

4. Какие элементы входили в систему местного самоуправления?

Система местного самоуправления включала следующие элементы:

1) местные Советы;

2) исполкомы;

3) трудовые коллективы;

4) партийные ячейки.

5. Каковы были основные полномочия Советов?

Полномочия Советов делились на две большие группы:

1) вопросы общего руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на соответствующей территории;

2) исключительные полномочия Советов, осуществляемые непосредственно на сессии (признание полномочий депутатов, решение вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов и т.п.).

6. Заполните пропуски. Каждый Совет создавал систему постоянных комиссий, общими и обязательными для всех являлись такие комиссии, как __мандатные, планово-бюджетные, по социалистической законности и охране общественного порядка__.

Как правило, создавались комиссии по вопросам промышленности и строительства, сельского хозяйства, коммунального хозяйства и благоустройства,__ бытового обслуживания, __здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, торговли, охраны природы__. Решения комиссий носили __ рекомендательный__ характер.

7. Какие органы оставались внутренними руководящими органами местных Советов? Кто мог отменить решения, принимаемые ими? Исполкомы оставались органами, осуществляющими исполнительно-распорядительные функции. Исполкомы хоть и сохранили коллегиальный принцип работы и двойное подчинение (вышестоящему органу управления и избравшему их Совету), но перестали быть внутренними руководящими органами местных Советов. Решения, принимаемые исполкомами, могли быть отменены вышестоящим исполкомом или соответствующим Советом.

 

 

8. По каким направлениям осуществляли свою деятельность эти органы?

Исполкомы осуществляли свою деятельность по двум направлениям:

1) организация обеспечения деятельности избравших их Советов;

2) обеспечение выполнения функций Советов по государственному строительству.

 

 

9. Какие функции выполняли органы народного контроля?

Органы народного контроля осуществляли следующие функции:

1) проверяли выполнение государственных планов и заданий;

2) вели борьбу с нарушителями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом;

3) способствовали совершенствованию работы государственного аппарата.

10. В каких общественных формах самоуправления могли участвовать советские граждане?

Таких как уличкомы, домкомы, школьное, студенческое, производственное и тому подобное самоуправление.

11. Какие новые нормативные акты о местном самоуправлении были приняты на уровне СССР и РСФСР в 1990 и 1991 гг.?

Важную роль в становлении местного самоуправления в этот период сыграли Закон СССР 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».

 

12. Заполните пропуски. По этим актам Советы получили _значительные полномочия_,

собственный _бюджет_ и _собственность__,что не соответствовало ленинскому пониманию советского типа власти и, по сути, означало __ ликвидацию советской модели__.

13. Какие главные недостатки не способствовали тому, чтобы Советы народных депутатов решали насущные вопросы местного управления?

Советская модель местного управления стала порождением, частью и инструментом командно-административной системы и в то же время выполняла функцию ее демократического камуфляжа. Фактически власть принадлежала партийному аппарату, который опекал исполкомы. Местные Советы в свою очередь автоматически одобряли все проекты решений, подготовленные исполкомами. Местные Советы были слишком многочисленны, что снижало эффективность их работы. И наконец, советская система была четко структурирована и иерархична, что приводило к медлительности в решении текущих вопросов и бюрократизму. Кроме того, решения, принимавшиеся центральными органами, не учитывали местной специфики. Таким образом, были нарушены все принципы самоуправления.

 

14. Имелись ли у советской модели местного управления положительные черты? Какие?

Сложившаяся в советский период система управления на местах имела и достоинства:

1) хорошо налаженную систему работы с кадрами (кадровый резерв, подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров);

2) четкую правовую регламентацию различных процедур;

3) тесную связь депутатов с избирателями (императивный мандат, наказы депутатам);

4) систему гарантий для депутатов и служащих и т.п.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.005 с.)