ТОП 10:

Тема 10. Местные органы государственной власти и управления в 1937–1960-х гг.



1. Какие изменения в системе местных органов государственной власти и управления произошли после принятия Конституции СССР 1936 г.?

После принятия Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. произошли значительные изменения в системе местных органов государственной власти и управления.

Во-первых, все звенья представительной системы России, как и других союзных республик, стали избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Во-вторых, все представительные местные органы государственной власти стали именоваться Советами депутатов трудящихся.

В-третьих, устанавливалась обязательная периодичность проведения сессий Советов.

В-четвертых, было регламентировано образование при исполкомах (кроме поселковых и сельских) функциональных отделов.

В-пятых, устанавливались правовые, материальные и иные гарантии деятельности Советов.

2. Заполните пропуски. В конце 1930-х годов на конституционном уровне не произошло __ не произошло существенной конкретизации полномочий местных Советов низового уровня___. По-прежнему жестко проводился принцип __ принцип демократического централизма__, вышестоящие Советы обладали правом ___ отменять решения нижестоящих Советов___, осуществлялось __двойное _ подчинение исполнительных органов.

3. Какое количество Советов насчитывалось в СССР и РСФСР?

В СССР насчитывалось свыше 50 тыс., а РСФСР – около 28 тыс. местных Советов, в которых работали миллионы советских граждан.

 

4. Какие функции выполняли Советы депутатов трудящихся (края, области, округа, района, города, села):

1) осуществляли культурно-политическое и хозяйственное строительство на своей территории;

2) принимали местный бюджет;

3) руководили деятельностью подчиненных им органов управления;

4) обеспечивали охрану государственного порядка;

5) содействовали усилению обороноспособности страны;

6) обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан.

5. Какие исполнительные органы имели местные Советы? Какова была их структура?

Местные Советы имели собственный исполнительный аппарат, который ими формировался (из состава же депутатов Совета) и действовал под их руководством. Исполнительные комитеты Советов осуществляли руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории на основе решений соответствующих Советов и вышестоящих государственных органов. В целом исполкомы Советов стали представлять собой исполнительные и распорядительные органы, подотчетные Советам.

В исполнительных комитетах образовывались такие отделы, как: общий отдел, отдел автомобильного транспорта и шоссейных дорог, отдел милиции, отдел социального обеспечения, финансовый отдел, плановый отдел, отдел кадров и т.п. Депутаты также образовывали различные постоянные комиссииСоветов (например, комиссию по промышленности и транспорту; комиссию по здравоохранению; комиссию по народному образованию и культуре и т.д.), а также вели работу в своих избирательных округах.

6. Для чего и сколько раз в год созывались сессии Советов?

Сессии Советов созывались их исполнительными комитетами, как правило, не реже четырех – шести раз в год. На сессиях Советов заслушивались отчеты о работе исполнительных комитетов, отделов управлений исполнительных комитетов, постоянных комиссий, других органов, образуемых местными Советами.

 

7. Какие должностные лица избирались для ведения заседания сессии?

На время проведения сессии избирались председатель и секретарь для ведения заседания сессии.

 

8. Заполните пропуски. Работа местных Советов проводилась на основе __перспективных_ планов __, состоявших из __ наказов избирателей _ , принятых к исполнению данным Советом, и других мероприятий, которые должны были способствовать решению __ общегосударственных и идеологических задач дальнейшего совершенствования социализма и построения коммунизма__.

9. Обладали ли Советы реальной властью на местах. Если нет, то почему?

Местные Советы так и не обрели качеств «работающих корпораций», т.е. органов, самостоятельно решающих вопросы местной жизни, фактически реализующих свои конституционные полномочия. Реальная власть на местах находилась в руках аппарата партийных органов, волю которых выполняли Советы. Кроме того, местные Советы находились также в зависимости и от исполнительных и распорядительных органов. Формально исполнительные комитеты были подотчетны и подконтрольны Советам, а на практике аппарат исполнительных комитетов видел в депутатах своих общественных помощников, «реализаторов» постановлений и решений исполкомов.

 

10. Когда был поставлен вопрос о повышении роли Советов?

С приходом к власти Н.С. Хрущева. Очередная программа КПСС развитие местного самоуправления напрямую связывала с расширением прав местных Советов.

Во второй половине 1950-х гг. во многих документах были расширены финансовые права местных органов. Так в 1956 г. местные Советы стали самостоятельно распределять денежные средства своего бюджета. Шагом вперед следует признать и предоставленное местным Советам право направлять на финансирование жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурных мероприятий дополнительно выявленные при исполнении бюджетов доходы.

В положении о сельских Советах РСФСР, утвержденном Президиумом Верховного Совета РФ 12 сентября 1957 г., местные органы получили право при перевыполнении доходной части сельского бюджета направлять бюджетные средства на дополнительные расходы по формированию хозяйственных и культурных мероприятий (кроме увеличения заработной платы). Был изменен сам порядок утверждения этих бюджетов: теперь они утверждались на сессии сельского Совета, тогда как раньше подлежали утверждению исполкомами районных Советов.

Расширились также источники доходов, идущих непосредственно в бюджеты местных Советов. К примеру, законами о Государственном бюджете СССР на 1958 и 1959 годы устанавливалось, что доходы, поступающие по подоходному налогу с колхозов, сельхозналогу и налогу с холостяков, одиноких и малосемейных граждан, полностью зачисляются в республиканский бюджет. Затем значительная часть этих средств перечислялась в местные бюджеты.

Но, как отмечают историки, эти нововведения желаемого результата не дали: свою роль сыграла командно-административная система. Дело в том, что устанавливая в очередном акте новые права Советов, центр «забывал» обеспечить их материальными, организационными и структурными механизмами, и эти нововведения обрекались на декларативность. К тому же возникла зависимость Советов от своих же исполнительных органов, когда фактически аппарат стал довлеть над Советами, формируя и направляя их деятельность вместе со всем депутатским корпусом.

 

11. Какие мероприятия правительства ослабляли роль Советов в общем руководстве подведомственными территориями?

Резко ослабляли роль Советов следующие мероприятия:

передача местной промышленности совнархозам,

разделение областных и краевых Советов на промышленные и сельские,

вывод из системы районных Советов органов сельскохозяйственного управления,

усиление на местах органов, не подчиненных Советам, и т.п.

 

12. Что было характерно для организации и деятельности поселковых и сельских Советов во второй половине 1950-х гг.?

Для организации и деятельности поселковых и сельских Советов данного периода были характерны следующие моменты:

1) приоритет интересов государства, а не местного населения (Советы решали все вопросы местного значения исходя из интересов государства);

2) отсутствие реальных рычагов контроля за деятельностью предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего Совета;

3) обязательность для Советов низшего звена решений не только вышестоящих Советов, но и вышестоящих органов исполнительной власти, прямое подчинение вышестоящим исполкомам.

13. Произошло ли изменение положения Советов в 1960-е годы?

После смещения Н.С. Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС (1964 г.) были приняты многочисленные законодательные акты союзного и республиканского уровней с целью закрепления статуса каждого звена местных Советов. На практике законодательно закрепленные «широкие» полномочия местных Советов не повлияли на их подчиненность партийному и государственному аппарату.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.006 с.)