Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выберите верное утверждение.

Поиск

а) система государственной и местной власти возникает там, где общество начинает осознавать потребность в регулировании отношении между людьми, между частными и групповыми (общественными) интересами;

б) система государственной власти возникает там, где общество начинает осознавать потребность в регулировании отношении между людьми, между частными и групповыми (общественными) интересами;

в) система местной власти возникает там, где общество начинает осознавать потребность в регулировании отношении между людьми, между частными и групповыми (общественными) интересами.

2*. Выберите основные факторы, определяющие особенности местного самоуправления:

а) основные характеристики цикла хозяйственной жизни;

б) психологический фактор;

в) экологический фактор;

г) природный и географический факторы;

д) фактор внутренних и внешних воздействий на политико-хозяйственную систему.

3. Какая из основных теорий местного самоуправления предусматривает строгое разграничение государственных и общинных дел:

а) государственная;

б) общественная;

в) максималистская;

г) государственно-общественная?

4. Кто мог участвовать в вечевых собраниях в Новгороде:

а) все взрослые жители города;

б) свободные жители города;

в) свободные собственники;

г) только бояре и духовенство?

5. Какая функция князя в Новгороде была основной:

а) административная;

б) военная;

в) судебная;

г) фискальная?

6*. Какие две реформы местного самоуправления были проведены в 50-е годы XVI века:

а) земская;

б) городская;

в) губернская;

г) губная?

7. Какая функция была основной в деятельности губных органов:

а) финансово-налоговая;

б) военно-охранительная;

в) полицейско-судебная;

г) попечительская?

8. Какие из перечисленных ниже преобразований не относятся к реформам Петра I:

а) образование губерний;

б) создание земских учреждений;

в) создание городских магистратов;

г) ликвидация губного самоуправления?

9. Сколько губернских и городских реформ было проведено Петром I:

а) одна губернская и одна городская;

б) две губернские и одна городская;

в) одна губернская и две городские;

г) две губернские и две городские?

10. Кому было передано управление в русских городах по петровской городской реформе:

а) городничим;

б) городским головам;

в) бургомистрам;

г) предводителям дворянства?

11. Какая административно-территориальная единица была упразднена в ходе губернской реформы Екатерины II:

а) провинция;

б) уезд;

в) волость;

г) дистрикт?

12. Кто из российских правителей XVIII в. издал «Грамоту на права и выгоды городов»:

а) Петр I;

б) Екатерина I:

в) Анна Иоанновна;

г) Екатерина II?

13. Какая новая модель управления была введена Екатериной II:

а) дворянская;

б) земская;

в) генерал-губернаторская;

г) губернско-уездная?

14. Как назывались выборные сословные учреждения, созданные Екатериной II в уездах и в городах:

а) земские собрания;

б) дворянские собрания;

в) дворянские управы;

г) приказы общественного призрения.

15*. Жизнеобеспеченность земства в России обеспечивалась его основными принципами, в числе которых:

а) самоуправление;

б) деление обязанностей земства на две группы – обязательные и необязательные;

в) губернаторский контроль за земскими бюджетами;

г) самофинансирование;

д) самоорганизация.

16. Правильно ли утверждение: «круг прав и обязанностей земств в России был строго ограничен»:

а) да;

б) нет;

в) ограничение было не строгим, круг прав и обязанностей мог быть расширен по решению выборщиков?

17. Сколько административных уровней управления имела земская модель местного самоуправления в России:

а) один;

б) два;

в) три;

г) четыре?

18. Какой постоянный исполнительный орган самоуправления руководил всеми делами городского хозяйства по реформе 1870 г.:

а) губернское по городским делам присутствие;

б) городская дума;

в) городская управа;

г) городское собрание?

19. Какая административная единица предлагалась правительственным законопроектом в качестве первичной земской единицы в начале XX века:

а) уезд;

б) волость;

в) город;

г) деревню?

20. Выберите утверждение, соответствующее российской истории местного самоуправления:

а) сразу после Октябрьской революции 1917 г. отношение к местному самоуправлению было неоднозначным;

б) сразу после Октябрьской революции 1917 г. началось повсеместная ликвидация земств;

в) после Октябрьской революции 1917 г. земства существовали еще длительное время.

21*. Какие категории населения не могли быть избраны в Советы и соответственно не принимали участие в местной власти:

а) солдаты и матросы;

б) частные торговцы и коммерческие посредники;

в) монахи и духовные служители церкви;

г) граждане, которые добывали средства к жизни промышленным или общественно-полезным трудом?

22. Когда было принято положение «О городских Советах», которое определяло Советы как высший орган власти на территории города в пределах своей компетенции и предоставляло им относительную самостоятельность:

а) 1917 г.;

б) 1925 г.;

в) 1933 г.;

г) 1936 г.?

23. Согласно какой Конституции СССР Советы определялись как «органы пролетарской диктатуры», призванные проводить политику центра на местах:

а) 1924 г.;

б) 1936 г.;

в) 1977 г?

24. Когда был поставлен вопрос о повышении роли Советов:

а) после принятия Конституции СССР 1936 г.;

б) после окончания Великой Отечественной войны;

в) с приходом к власти Н.С. Хрущева;

г) после смещения Н.С. Хрущева?

25. Какой из перечисленных моментов не был характерен для организации и деятельности сельских Советов в конце 1950-х гг.:

а) приоритет интересов местного населения;

б) приоритет интересов государства;

в) отсутствие реальных рычагов контроля за деятельностью предприятий и учреждений, расположенных на территории соответствующего Совета;

г) обязательность для Советов низшего звена решений вышестоящих Советов и вышестоящих органов исполнительной власти?

26*. Какие из перечисленных ниже положений можно отнести к достоинствам советской модели местного управления:

а) хорошо налаженная система работы с кадрами;

б) наличие системы гарантий для депутатов и служащих;

в) местные Советы автоматически одобряли все проекты решений, подготовленные исполкомами;

г) система управления была четко структурирована и иерархична;

д) система управления имела четкую правовую регламентацию различных процедур;

е) местные Советы были многочисленны.

27*. Какие из перечисленных ниже положений можно отнести к отрицательным сторонам советской модели местного управления:

а) хорошо налаженная система работы с кадрами;

б) наличие системы гарантий для депутатов и служащих;

в) местные Советы автоматически одобряли все проекты решений, подготовленные исполкомами;

г) система управления была четко структурирована и иерархична;

д) система управления имела четкую правовую регламентацию различных процедур;

е) местные Советы были многочисленны.

28. В каком году был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»:

а) 1978 г.;

б) 1989 г.;

в) 1990 г.;

г) 1991 г.?

29. Когда была ликвидирована система Советов:

а) июль 1991 г.;

б) октябрь 1993 г.;

в) декабрь 1993 г.;

г) август 1995 г.?

30. Какое из перечисленных ниже положений не относится к основным чертам современной муниципальной системы:

а) самостоятельность местных органов власти в решении вопросов местного значения;

б) двухуровневый характер модели;

в) разнообразие организационных форм;

г) самостоятельность местных органов власти в решении вопросов местного значения;

д) гарантированная государством минимальную материально-финансовую базу.

 

 

 

1 а; 2 а, г, д; 3 б; 4 в; 5 б; 6 а, г; 7 в; 8 б; 9 г; 10 в; 11 а; 12 г; 13 в; 14 б; 15а,г,д; 16 а; 17 б; 18 в; 19 б; 20 б; 21 б, в; 22 б; 23 б; 24 в; 25 а; 26 а, б, д; 27 в, г, е; 28 в; 29 б; 30 в.

ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»

Административная автономия – право органов управления само­стоятельно решать вопросы в рамках своей компетенции.

Активное избирательное право – право участвовать с решающим голосом в референдумах и в формировании выборных органов власти.

Атрибуты местного самоуправления (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемые свойства местного самоуправления, без которых оно не может существовать. Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов местного самоуправления: терри­торию, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальную собственность, местные нормативные акты.

Великий князь – 1) глава великого княжества на Руси X–XV вв., русского государства XV – сер. XVI вв.; 2) в Российской империи член императорской фамилии, родственник императора или императрицы; 3) часть полного титула Российского императора («Великий князь Финляндский» и пр.).

Вервь – название общины в Древней Руси и у южных славян.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси в X–XIV вв. (активно действовало в X–XI вв.) для обсуждения и решения важных общих дел: вопросов войны и мира, призвания и изгнания князей, принятия законов, заключения договоров с другими землями. Созывалось по звону вечевого колокола по инициативе власти или населения; не имело определённой периодичности. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранилось до конца XV – начала XVI в.

Владыка – 1) властелин, господин, государь; 2) название иерархов церкви (епископов, митрополитов, патриархов).

Воевода – 1) начальник княжеской дружины или глава народного ополчения; 2) начальник войска или отдельного полка в нём; 3) правитель города и уезда, назначаемый из Москвы. В 1775 г. должность воеводы была ликвидирована.

Военная демократия – форма политического объединения племен (в т.ч. восточнославянских в IX – начале X в.), которая включала наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение.

Волость – мелкая административно-территориальная единица в России. В XI–XX вв. часть уезда. B XIII–XVI вв. волость отдавалась князем в «кормление» волостелю, в пользу которого население облагалось пошлинами и поборами. С сер. XVI в. правительство приступило к отмене системы кормлений. В кон. XVII в. были учреждены волостные правления (состояли из волостного старшины, сельских старост, и др. выборных должностных лиц), а по реформе 1837 г. – волостной сход. Его возглавлял волостной старшина – выборное должностное лицо сельского управления. Волости просуществовали до конца 20-х гг. ХХ в., когда уездно-волостная система была заменена районной.

Вопросы местного значения – вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности, населения муниципального образования и отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы, которые связаны с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования и решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вотум – мнение (постановление), выраженное большинством избирателей или депутатов.

Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо, избранное населением непосредственно или избранное представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное, согласно уставу муниципального образования, полномочиями на решение вопросов местного значения.

Гарантии местного самоуправления – совокупность приемов, средств, способов, обеспечивающих реализацию права на местное самоуправление и защиту этого права. Система гарантий прав местного самоуправления представляет собой совокупность общих и юридиче­ских гарантий. Последние, в свою очередь, можно разделить на гаран­тии организационной самостоятельности и гарантии финансово-эконо­мической самостоятельности.

Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность но осуществлению местного самоуправле­ния на территории муниципального образования.

Голова – название военных и административных должностей в России XVI – XVII вв. (н-р, сотенный Г., стрелецкий Г., соляной Г. и т.п.) и выборных городских и сословных должностей в XVIII – начале XIX в. (городской Г., волостной Г., ремесленный Г.)

Городская дума – орган городского самоуправления в Российской империи в 1785–1917 гг.; занималась вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. хозяйственными делами; возглавлялась городским головой.

Городское поселение – город или поселок с прилегающей терри­торией, где осуществляется местное самоуправление.

Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.

Губерния – основная административно-территориальная единица в России с 1708 г., делилась на уезды. Некоторые Г. объединялись в генерал-губернаторства. (К 1917 г. их было 78, 25 отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. После Октябрьской революции, в 1917–1923 гг. создано 26 новых Г. В 1923–1929 гг. административно-территориальной реформой в СССР вместо Г. созданы края и области.

Губные старосты – представители власти на местах, где было введено губное управление. (Губная реформа была проведена в России в 1540 гг.) Выбирались из дворян. Им была поручена борьба с наиболее опасными для феодального государства преступлениями – «разбоями». Когда были отменены кормления, то губные старосты вместе с городовыми приказчиками возглавили местную администрацию.

Дворцы – учреждения, ведавшие управлением земель, принадлежавших великому князю (в XVI в.). Со временем присоединения новых территорий для управления землями создавались местные дворцы – новгородский, тверской, нижегородскийи др., т.е. дворцы стали органами территориального управления.

Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего изби­рательного округа в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании и уполномоченное представлять интересы населения.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо нанятое по контракту (трудовому договору) лицо, наделенное исполни­тельно-распорядительными полномочиями по решению вопросов мест­ного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Дотации местным бюджетам – средства, предоставляемые мест­ным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения.

Европейская хартия о местном самоуправлении – международ­ный документ, принятый Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г. и ратифицированный Российской Федерацией на основании Федераль­ного закона от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европей­ской хартии местного самоуправления».

Земские соборы – высшие сословно-представительные учреждения в России в середине XVI – XVII в.; рассматривали важнейшие общегосударственные вопросы. Включали членов Освещенного Собора, Боярской Думы, « государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. Их появление связано с объединением в единое государство, ослаблением власти князей и бояр, усилением политического значения дворянства, а также социальной напряженностью в обществе.

Земские учреждения – выборные органы местного самоуправле­ния (земские собрания, земские управы) в дореволюционной России; введены в соответствии с земской реформой 1864 г.

Земство – обобщенное название: а) учреждений самоуправления в сельской местности России XIX – начала XX в.; б) либерально-оппозиционного движения представителей местно­го дворянства, сельской буржуазии и интеллигенции, существовавшего в Российской империи со второй половины XIX в. до 1918 г.

Избирательные права граждан – конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления, в том числе уча­ствовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыбор­ной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой изби­рательных комиссий (включая установление итогов голосования и определение результатов выборов), а также в других избирательных действиях.

Избирательный округ – территория, которая образована в соот­ветствии с действующим законодательством и от которой непосред­ственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Киевская Русь – раннефеодальное древнерусское государство IX – начала XII в., которое сложилось в результате объединения племенных союзов восточных славян (полян, ильменских славян, кривичей и т.д.). Столица – Киев. С 1132 года начался распад государства и переход к политической раздробленности.

Князь – 1) вождь племени, с развитием феодализма – правитель государства; на Руси старший из князей назывался великим, другие – удельными; 2) почётный наследственный дворянский титул, жалованный царем за особые заслуги.

Коммуна – низовое звено местного самоуправления во Франции.

Компетенция органа или должностного лица – содержание и объем властных правомочий, которые имеет орган власти или его должност­ное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция органа или должностного лица включает два элемента: предметы ведения (круг рассматриваемых вопросов) и пол­номочия (объем прав и обязанностей).

Кормление – система местного управления, при которой великокняжеские наместники выполняли властные функции на местах и собирали на своё содержание «корм» с населения (существовала на Руси в XVI в. до 1556 г., но в 1557–1558 гг. к кормлениям стали возвращаться).

Легитимность – качество власти, определяемое опорой на широ­кое согласие масс, высокий уровень общественной поддержки, соответ­ствие законам, нормам, традициям.

Магистрат: а) в России со времен Петра I до 1885 г. – выборное городское
управление, ведавшее судебно-административными и податными дела­ми города; б) в некоторых странах – городское управление, муниципалитет.

Местная администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделяющийся в соответствии с уставом муниципального образования необходимыми полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных госу­дарственных полномочий, переданных муниципальному образованию.

Местная казна – средства местного бюджета, а также иное муни­ципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарны­ми предприятиями и учреждениями.

Местное самоуправление: а) право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведо­вание местными делами; б) деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопро­сов местного значения; в) форма народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; г) одна из разновидностей социального управления; д) одна из основ конституционного строя, основополагающий прин­цип организации власти (деление властей по вертикали), который, наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизон­тали), определяет систему управления.

Местное сообщество – население, проживающее в границах муниципального образования и объединенное общими интересами.

Местные налоги – налоги, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно; это обязательные платежи, имеющие безэквивалентный и безвозмездный характер для их плательщика.

Местные сборы – сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно; это обязательные платежи, имеющие возмездный, но не всегда эквивалентный характер.

Местные финансы – совокупность денежных средств, формируе­мых и используемых для решения вопросов местного значения. Мест­ные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

Местный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Местный референдум – голосование граждан Российской Феде­рации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопро­сам местного значения. Это голосование проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, кон­ституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Муниципалитет: а) орган в системе местного самоуправления; б) в ряде стран – низшая административно-территориальная еди­ница.

Муниципальная власть – это основанная на аппарате принуждения система отношений по поводу власти, реализующая функции местного самоуправления. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной власти (власти над обществом), действует в пределах муниципального образования, реализуется орга­нами местного самоуправления от имени местного сообщества и осно­вана на нормах права. Муниципальная власть – форма общественных отношений, в которых, согласно нормам местного сообщества, деятель­ность одних субъектов, воздействуя на деятельность других субъектов, изменяет или стабилизирует последнюю в соответствии с задачами, решаемыми в рамках общегосударственной политики.

Муниципальная собственность – это собственность муниципаль­ного образования, составная часть экономической основы местного самоуправления, представляющая собой совокупность регулируемых нормами права экономических отношений, связанных с имуществен ным комплексом муниципального образования и самим субъектом пра­ва муниципальной собственности.

Муниципальная экономика – совокупность экономических ресур­сов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения на местном уровне, и отношений по использованию этих ресурсов.

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселе­ния, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, мест­ный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальное предприятие – предприятие, собственником иму­щества и учредителем которого является муниципальное образование.

Муниципальные услуги – услуги, которые должны предоставлять­ся в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут ту или иную меру ответственности.

Муниципальный заказ: а) это форма хозяйственно-договорных отношений между мест­ной администрацией и предприятиями, учреждениями, организациями всех видов собственности; она нацелена на наиболее выгодное исполь­зование средств муниципального бюджета, удовлетворение нужд насе­ления в сфере услуг, производство товаров народного потребления, под­держание стабильного функционирования отраслей местного хозяйства, социальную защиту малообеспеченных слоев населения; 6) это совокупность заключенных муниципальных договоров (конт­рактов) на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет местного бюджета.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в гра­ницах которой осуществляется местное самоуправление, направленное на решение вопросов местного значения межпоселенческого характера.

Мэр: а) глава муниципалитета; б) в ряде стран – глава муниципального образования.

Наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственно-властными полномочиями может осуществляться в фор­ме передачи и форме делегирования. Передача – способ регулиро­вания полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуп­равления. В процессе же делегирования государственный орган предо­ставляет принадлежащее ему право решения какого-либо вопроса орга­нам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

Обращение – форма, непосредственного участия населения в мест­ном самоуправлении. Выделяют три разновидности обращений – пред­ложения, заявления и жалобы. Предложение – обращение лица или группы лиц, направленное в соответствующий орган местного самоуп­равления или его должностному лицу, содержащее определенные заме­чания, пожелания но улучшению работы. Заявление – обращение лица или группы лиц к соответствующему органу местного самоуправления или его должностному лицу по поводу реализации права или законного интереса заявителя. Жалоба — сигнал о нарушении права или законного интереса и просьба пересмотреть вопрос.

Органы местного самоуправления: а) выборные и другие органы, наделенные полномочиями на реше­ние вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; б) органы местных самоуправляющихся территориальных сооб­ществ, которыми они формируются и перед которыми несут ответствен­ность за надлежащее осуществление своих полномочий; в) способ децентрализации управления, способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом
и государством.

Основы местного самоуправления призваны обеспечить самосто­ятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создать условиях для эффективного решения вопросов, возни­кающих на местном уровне. Выделяют правовые, организационные, тер­риториальные и финансово-экономические основы местного самоуп­равления.

Петиция – коллективное обращение граждан в органы местного самоуправления, поданное в собственных интересах, в интересах других лиц, муниципального образования, общества, государства.

Плебисцит – опрос населения, всенародное голосование с целью выяснить отношение к той или иной проблеме жизнедеятельности общества и государства.

Политическая (феодальная) раздробленность – форма государственно-политической организации общества, которая имела место в странах Западной Европы и в Древней Руси в XII–XIV вв. П.Р. характеризовалась следующими признаками: 1) присвоение местными политическими элитами функций государственной власти; 2) возникновение региональных политических образований, обладающих государственным суверенитетом; 3) замена военно-политического единства договорными отношениями. П.Р. на Руси характеризовалась политической и экономической независимостью отдельных княжеств, возникших на территории прежних племенных союзов и входивших ранее в одно государство. На Руси владения каждой ветви рода Рюриковичей – отчины – становились ее наследственной собственностью. Наиболее крупными княжествами этого периода были Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, а также Новгородская земля.

Полномочия местного самоуправления – право и обязанность местного самоуправления решать вопросы местного значения.

Посад – 1) городское предместье; 2) община посадских людей (горожан) обложенных податями и повинностями.

Посадник – представитель городской власти в Новгороде в XII–XIII вв. (первоначально так именовался княжеский наместник, но с XII в. посадника начинают выбирать). Вместе с князем руководил военными походами, участвовал в дипломатических переговорах, заключая соглашения с князем. Посадников избирали из довольно узкого круга боярских семей.

Право нормотворческой инициативы – право внесения проекта нормативного акта в представительный орган местного самоуправления.

Право собственной компетенции органов местного самоуправле­ния – право самостоятельно решать круг вопросов, за который органы местного самоуправления несут ответственность перед населением и государством.

Правовые основы местного самоуправления складываются из Кон­ституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов субъектов Рос­сийской Федерации, уставов муниципальных образований, актов мест­ного самоуправления, регулирующих порядок организации и деятель­ности местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления – выборный коллегиальный орган местного самоуправления, который действует на территории муниципального образования и обладает правом пред­ставлять интересы населения, принимать решения от его имени.

Префект – особый институт представителя центрального и регио­нального органа власти на местах.

Приказы – 1) первые функциональные органы центрального управления в России в XVI – начале XVII в. – первоначально назвались «избирательными»; 2) местные органы дворцового управления в XVI–XVII вв.; 3) название стрелецкого полка в 500 человек до 80-х гг. XVII века.

Принцип субсидиарности – разграничение полномочий между уровнями публичной власти; при этом за каждым уровнем закреплены те предметы ведения, которые данный уровень может решать наилуч­шим образом.

Разделение властей – принцип организации власти в демократи­ческом государстве, согласно которому законодательная, исполнитель­ная и судебная функции власти должны осуществляться разными госу­дарственными органами и разными людьми.

Ратуша в ряде стран органы городского самоуправления и назва­ние зданий, где помещается городское самоуправление.

Самоуправление – предоставление конституцией или иным государственным актом права местным выборным органам самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции.

Сбор обязательный взнос, взимаемый с организаций и физиче­ских лиц. Уплата сбора является одним из условий совершения госу­дарственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически зна­чимых действий в интересах плательщиков сбора, включая предостав­ление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых осуществляется местное самоуправление.

Система местного самоуправления – совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации власть, решает вопросы местно­го значения исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций.

Собрание (сход) граждан: а) форма реализации прямого волеизъявления граждан, посред­ством которой жители городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями, а также граждане по месту их житель­ства на части территории муниципального образования (селе, поселке, микрорайоне, квартале, улице, жилом доме и других территориях) уча­ствуют в решении вопросов местного значения; б) совместная деятельность граждан населенного пункта, части населенного пункта по обсуждению и непосредственному решению воп­росов местного значения.

Сотский – представитель городской власти в Новгороде, возглавлял сотню. (Всего было 10 сотен, на которые был разделён Новгород). Сотские собирали подати и подчинялись тысяцкому.

Структура органов местного самоуправления – совокупность и взаимосвязь органов местного самоуправления, таких как представи­тельный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядитель­ный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Субвенции – денежные средства, выделяемые муниципальным образованиям на конкретные цели и на определенный срок из федераль­ного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и подлежа­щие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению по истечении установленного срока.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическо­му или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целе­вых расходов.

Субъект муниципального управления (в системе управления социально-экономическим развитием города) – это население муни­ципального образования, местное сообщество.

Территориальное общественное самоуправление – самооргани­зация граждан по месту их жительства на части территории муници­пального образования (территориях поселений, не являющихся муни­ципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и др.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения — непосредствен­но местным населением или через создаваемые им органы территори­ального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юриди­ческими лицами. Порядок организации и осуществления территори­ального общественного самоуправления определяется уставом муници­пального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Тысяцкий – назначаемый князем или выбранный на вече глава городского управления (от небоярского населения в Великом Новгороде) и предводитель ополчения, осуществлял контроль за налоговой системой, участвовал в торговом суде, вёл дела с иностранцами.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделен­ная правом собственности на закрепленное за ней собственником иму­щество. Имущество у



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.013 с.)