Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Региональное управление в российской империи 1725–1800 гг.

Поиск

1. Какие изменения произошли в системе органов местного управления в годы правления Екатерины I?

Была упразднена значительная часть провинций, ликвидированы многие из местных органов и учреждений, созданных Петром I (в том числе Главный магистрат), городовые магистраты были подчинены губернаторам и воеводам.

 

2. Заполните пропуски. В новой системе местного управления единственными органами управления и суда в губернии становились ___ губернаторы ___, а в провинциях и уездах – ___ воеводы. ___. Они осуществляли свои функции через соответствующие канцелярии: губернские, провинциальные, воеводские.

3. Каковы были функции местных должностных лиц:

1) административные: исполнение законов и распоряжений, исходящих от верховной власти, Сената и коллегий; общее управление вверенной территорией;

2) охранные: охрана тишины и общественного порядка на улицах и торгах, соблюдение чистоты;

3) обширные судебные функции: осуществляли судопроизводство;

4) в полицейской сфере: поимка беглых крепостных, рекрутов, солдат и «всяких гуляющих и слоняющихся людей»; борьба с разбоем, управление местными тюрьмами, осуществление быстрой расправы;

5) в военной области: комплектование армии, осуществление рекрутских наборов, квартирование войск, командование местным гарнизоном;

6) в фискальной сфере: контроль за выполнением натуральных повинностей (дорожной, постойной, подводной) населением, сбор подушной подати, хранение и распределение сборов;

7) другие функции: в области развития образования и просвещения, развития промышленности, торговли, наук, медицины;

4. Какие проявления произвола местных чиновников имели место в XVIII веке? Взяточничество, лихоимство и своеволие местных чиновников.

5. В каких актах были сформулированы основы российского самоуправления при Екатерине II?

Учреждение о губерниях (1775), Жалованная грамота дворянству (1785), Грамота на права и выгоды городам (1785).

 

6. По какому основному принципу реформировались местные учреждения в XVIII?

По сословному (имели место также административно-территориальный и отраслевой принципы).

7. Какую цель преследовали реформы Екатерины II по передаче части государственных функций местным органам власти?

Цель повышения эффективности государственного управления и удовлетворения запросов дворянского сословия.

8. Какие новые бюрократические коллегиальные учреждения были созданы в губерниях Екатериной II наряду с губернским правлением? Какими вопросами они ведали?

Ими стали казенные палаты, ведавшие всеми финансовыми вопросами губернии и управлявшие промышленностью и торговлей, а также судебные палаты, выполнявшие судебные функции (они делились на палаты гражданских и уголовных дел).

 

9. Какие задачи поставила Екатерина II перед органами местного управления?

Не только собирать с населения налоги для государственных нужд, но и оказывать населению ряд культурно-просветительских услуг.

 

 

10. Заполните пропуски. Реформа 1775 г. решила очень важный вопрос для абсолютного государства: создала на местах гибкую и более совершенную организацию власти, ликвидировав чрезмерную централизацию управления и перераспределив функции центральных и местных органов власти.

11. Для чего был создан Приказ общественного призрения?

Его обязанностью было насаждение в провинции различных социальных и просветительских учреждений: школ, больниц, приютов, богаделен.

 

12. Заполните пропуски. Уездным органом губернского управления был нижний земский суд ____, в состав которого входили земский исправник и __ два заседателя ____. Все они избирались уездным _ дворянством _.

Этот орган также относился к системе __ исполнительно-полицейских __ учреждений.

13. Каковы были функции капитана-исправника?

1) исполнял решения губернатора;

2) следил за местной торговлей;

3) проводил мероприятия по поддержанию чистоты, благоустройства и гигиены;

4) заботился «о сохранении и излечении рода человеческого»;

5) следил за исправностью дорог и мостов;

6) наблюдал за нравственностью и политической благонадежностью обывателей уезда, производил предварительное следствие.

 

14. Екатериной II была введена должность генерал-губернатора, или наместника, под властью которого объединялись две-три губернии, образующие наместничество. С какой современной административной реформой можно провести аналогии?

С административной реформой 2000 г., когда Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. были образованы семь федеральных округов с назначенными в них полномочными представителями Президента РФ, которых часто по аналогии с прошлым называют «генерал-губернаторами», а сами округа – «генерал-губернаторствами».

15. Какие права и привилегии городов были закреплены Грамотой на права и выгоды городам Российской империи (21 апреля 1785 г.)?

1) было закреплено право собственности на принадлежащие городу земли;

2) города могли иметь школы, трактиры, устраивать ярмарки, устанавливать место и время для торговли;

3) жители города были обязаны нести установленные «тяготы», т.е. повинности и сборы, которые местные власти не мог­ли увеличивать без разрешения правительства;

4) дворяне, военные и гражданские чиновники полностью освобождались от податей;

5) каждый город должен был иметь свой герб, печать, дом для собраний и архивы;

6) вводилось понятие городского общества как совокупно­сти обывателей без различия сословной принадлежности;

7) в зависимости от происхождения и размера капитала городское население было разделено на шесть курий;

8) городское общество получило право выбирать органы городского самоуправления независимо от сословий.

 

16. Из кого избиралось Городское собрание?

Из городских обывателей, об­ладающих высоким доходом (проценты с капитала должны были быть не менее 50 руб.) и достигших 25-летнего возраста.

 

 

17. Каковы были функции Городского собрания?

1) представ­ляло губернатору информацию о состоянии дел;

2) реализовывало предложения губернатора;

3) проверяло городовые обыватель­ские книги;

4) избирало должностных лиц городского управления: городского главу, старосту, а также судей и бургомистра;

5) избирало из своей среды общую го­родскую думу.

 

18. Каковы были функции общей городской думы и Шестигласной городской думы?

Городская дума _ избрание из своего состава гласных в Шестигласную думу __

Шестигласная дума:

1) прокорм и содержание городских жителей;

2) развитие системы общественного призрения;

3) предотвращение ссор и тяжб с окрестными городами и селениями;

4) сохранение в городе мира, тишины и согласия;

5) наблюдение за порядком и благочинием;

6) обеспечение города привозом необходимых припасов;

7) охрана городских зданий, поддержание в должном состоянии городских площадей, амбаров и магазинов;

8) увеличение городских доходов;

9) разрешение сомнений и недоразумений по ремеслам и гильдиям.

19. Почему местная администрация не могла осуществлять деятельность в широких сферах хозяйственной деятельности?

Из-за нехватки местных финансовых ресурсов для осуществле­ния такой широкой хозяйственной деятельности.

 

20. Куда горожане могли пожаловаться на работу городского общего собрания и городской Шестигласной думы?

В губерн­ский магистрат.

21. Какие меры были предприняты Павлом I в отношении органов местного управления?

1) упразднена Жалованная грамота городам;

2) отменены должности наместников;

3) закрыты приказы общественного призрения;

4) городское сословное управление было слито с органами полиции;

5) городские думы ликвидированы;

6) изменено административно-территориальное деление страны и принципы управления окраинами империи (Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим территориям вернули традиционные органы управления).

 

22. Какой орган предписал создавать в городах Павел I вместо городских дум?

Городское правление или ратгауз. Его председатель и секретари назначались правительством, другие члены избирались. Ратгаузы непосредственно подчинялись администрации и совместно с ней ведали городскими делами.

Тема 6. Местные государственные учреждения Российской империи в XIX веке

1. Какой указ Екатерины II восстановил Александр I?

Жалованную грамоту дворянству, а также вернул почти все учреждения местного управления.

2. В каком указе впервые на законодательном уровне определялось понятие «земство»?

В указе «Предварительное положение о земских повинностях» (нач. XIX в.).

 

3. Чем земские повинности отличались от государственных?

Земские повинности отличались от государственных тем, что отбывались именно на местах.

 

4. Какие основные элементы системы местного управления были созданы в Сибири в период правления Александра I?

В 1822 г. были приняты два законодательных акта: Учреждение для управления Сибирских губерний и устав «Об управлении инородцев Сибири», которые создавали систему управления с учетом местных особенностей. Так, все народы Сибири разделялись на оседлых, кочевых и бродячих, и у каждого из них формировались свои органы управления. Кочевые народы (якуты) имели родовое управление, а если в улусе или наслеге насчитывалось 15 семейств, то они подчинялись инородным управам. «Бродячие» народы (буряты, хакасы, эвенки) создавали степные думы. Должностные лица родового и степного управления избирались непосредственно жителями. В разряд оседлых входили коренные народности, проживающие постоянно в городах и поселках и приравнивающиеся к сословиям русского населения.

5. Заполните пропуски. В 1838 г. была проведена реформа местного самоуправления в среде __ государственных ____ крестьян: сельские __ общества __ учреждались в каждом большом казенном селении, его органами являлись __ сельский сход __, __ сельское начальство ___ (старшины, __ сотские __, _ десятские __, __ смотрители магазинов__, _ сборщики податей__ ) и сельская расправа.

6. Каковы были задачи органов крестьянского общественного управления?

1) «народоисчисление»,

2) контроль за делами веры,

3) охрана общественного порядка, безопасность лиц и имуществ,

4) паспортный контроль,

5) а также обеспечение мер по врачебному делу,

6) благоустройству,

7) народному продовольствию,

8) противопожарной безопасности,

9) управлению хозяйством сельских сообществ,

10) сбор податей и выполнение повинностей, прежде всего рекрутской.

7. Какие нарушения закона об общественном управлении имели место в среде государственных крестьян?

Нарушение принципа выборности или продление управления сроков волостного главы, который формально избирался на три года, а реально оставался на должности неограниченное время.

8. Какие нарушения Жалованной грамоты городам имели место на практике?

1) были упразднены городские собрания и общие думы;

2) шестигласные думы оказались низведены до уровня хозяйственных канцелярий, административных и полицейских органов;

3) усилилась опека губернаторов;

4) управы благочиния заведовали больше полицейскими, чем следственными делами;

5) в связи с делением городов на части появились полицмейстеры, частные приставы, ратманы, которые выполняли прежде всего полицейские функции.

9. Какие изменения в городском самоуправлении произошли в период правления Николая I?

Городское самоуправление все больше включалось в систему государственной администрации. На местном уровне все полнее реализовывался принцип сословности. Дворяне, чиновники, духовенство, владевшие домами и землею, обязаны были нести городские повинности, но участия в городских собраниях не принимали. Некоторые изменения обозначились и в структуре городского управления. Почти везде отсутствовали общая дума и собрание городских представителей.

 

10. Из каких сословий состояло городское общество в первой половине XIX века?

Городское общество состояло из трех сословий: купеческого, мещанского и цехового.

 

11. Какой орган городского управления выполнял распорядительные функции вместо общей думы и собрания городских представителей?

Распорядительные функции выполняло собрание городского общества, большинство которого составляли мещане.

 

12. Какие два сословия стало входить в Шестигласную думу?

В шестигласную думу вместо шести сословий, предписанных Жалованной грамотой городам, включались, как правило, только купцы и мещане.

 

13. Когда было принято новое Городовое положение, которое предусматривало более четкое разграничение полномочий распорядительной и исполнительной власти?

В 1846 г.

14. Какова основная суть нового Городового положения?

По новому положению обеспечивалось преобладание в органах городского управления дворянства, почетных граждан и купечества. Данное положение предусматривало более четкое разграничение полномочий распорядительной и исполнительной власти. Содержание этих функций практически не менялось, однако усиливался контроль государственной администрации за деятельностью местных учреждений. Например, собрание общей думы могло состояться только по распоряжению губернатора.

 

15. Какая реформа XIX века преследовала целью улучшение местного хозяйственного управления, а также удовлетворение общественного спроса на самоуправление?

Земская реформа 1864 г.

 

16. Заполните пропуски. Под «_ земством __» понималось совокупность местных жителей, а также их местных, отличных от _ государственных _, _ интересов __, связанных с развитием __ местного хозяйства _, коммуникаций, _ медицины _, __ народного образования __, а также управление этими местными делами посредством __ выборных представителей населения ___.

17. Какие черты были присущи новой модели местного самоуправления?

Во 1-х, всесословный характер земства.

Во 2-х, функционирование земских учреждений вне системы государственных органов.

В 3-х, земская система существовала только на двух административных уровнях: уездном и губернском.

В 4-х, для сложившейся системы земских органов была характерна четкая правовая регламентация.

В 5-х, земские органы обладали широкой компетенцией при решении местных проблем.

В 6-х, наличие у земских органов прочной финансово-экономической базы, которая позволяла реализовывать столь широкие полномочия.

В 7-х, важным принципом деятельности земских органов была гласность.

 

18. Какие цензы существенно ограничивали деятельность земских учреждений? Имущественный ценз, ценз оседлости, возрастной ценз и многоступенчатые выборы для крестьян.

19. Чем отличалась служба в земских органах от службы в системе государственных органов?

Служба в земских органах относилась к общественным обязанностям, работники земских управ не считались государственными служащими и не получали денежное вознаграждение за свой труд из государственного бюджета, их оплата шла за счет земских средств.

20. На каком административном уровне земские учреждения не были введены?

На волостном (а также на высшем центральном уровне власти).

 

 

21. Какие органы входили в систему земских учреждений и каковы были их функции?

1) губернские и уездные избирательные съезды, которые собирались раз в три года, избирали гласных и принимали правила поведения на данной территории;

2) губернские и уездные земские собрания, которые собирались ежегодно и выполняли функции распорядительного органа, в том числе распоряжаясь финансовыми средствами земства; земские собрания решали следующие вопросы:

1) раскладка сборов и повинностей, возложенных законом или распоряжением правительства;

2) предоставление государственным органам местных сведений и заключений по предметам хозяйства;

3) выдача разрешений на открытие торгов и базаров;

4) изменение направления уездных земских дорог;

5) содержание бечевников;

6) содержание земских зданий и сооружений;

7) дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней;

8) рассмотрение жалоб на действия земских управ и т.п.;

3) губернские и уездные земские управы, которые действовали на постоянной основе и являлись исполнительными органами.

22. Что относилось к компетенции земских учреждений?

1) заведование имуществом и финансовыми средствами земства;

2) устройство и содержание зданий и путей сообщения;

3) социальная помощь, в том числе и преодоление нищенства;

4) поддержка церквей;

5) содействие развитию местной торговли;

6) развитие местной промышленности;

7) развитие почтовой службы;

8) управление делами взаимного земского страхования;

9) обеспечение правопорядка;

10) участие в попечении народного образования и здравоохранения;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.90.184 (0.011 с.)