Критерии (показатели)
| Баллы
| |
|
|
| |
Требования к режиму обучения
| |
Количество смен обучения
| Две смены, в том числе обучение в 1-х, 5-х, 9-х, 11-х и гимназических классах во 2 смену
| Две смены, в том числе обучение в 1-х, 5-х, 9-х, 11-х и гимназических классах в 1 смену
| Одна смена
|
|
Перерыв между сменами
| Менее 30 мин
| 30 мин
| ─
| -
|
Объем недельной образовательной нагрузки на I ступени обучения
| Превышает гигиенические нормативы на 2 часа и более
| Превышает гигиенические нормативы на 1 час
| Соответствует гигиеническим нормативам
|
|
Объем недельной образовательной нагрузки на II ступени обучения
| Превышает гигиенические нормативы на 2 часа и более
| Превышает гигиенические нормативы на 1 час
| Соответствует гигиеническим нормативам
|
|
Объем недельной образовательной нагрузки на III ступени обучения
| Превышает гигиенические нормативы на 2 часа и более
| Превышает гигиенические нормативы на 1 час
| Соответствует гигиеническим нормативам
|
|
Максимальное количество уроков в день на I ступени обучения
| Превышает гигиенические нормативы на 2 урока и более
| Превышает гигиенические нормативы на 1 урок
| Соответствует гигиеническим нормативам
|
|
Максимальное количество уроков в день на II ступени обучения
| Превышает гигиенические нормативы на 2 урока и более
| Превышает гигиенические нормативы на 1 урок
| Соответствует гигиеническим нормативам
|
|
Максимальное количество уроков в день на III ступени обучения
| Превышает гигиенические нормативы на 2 урока и более
| Превышает гигиенические нормативы на 1 урок
| Соответствует гигиеническим нормативам
|
|
Учет трудности предметов при составлении расписания занятий
| Не учитывается
| Учитывается на отдельных ступенях обучения
| Соответствует гигиеническим нормативам для всех ступеней образования
|
|
Продолжительность перемен
| Менее 10 мин
| Не менее 10 мин, большая перемена отсутствует
| Не менее 10 мин, большой перемены – не менее 20 мин
|
|
Продолжительность учебной недели для обучающихся 1-х классов
| 6-дневная
| 1 полугодие – 5-дневная, 2 полугодие – шести-дневная
| 5-дневная
|
|
Ступенчатый режим обучения для обучающихся 1-х классов
| Не обеспечен
| Обеспечен в течение сентября-октября
| Обеспечен в течение всего учебного года
|
|
Динамическая пауза в середине учебного дня для обучающихся 1-х классов
| Не организована
| Организована продолжительностью менее 40 мин
| Организована продолжительностью 40 мин и более
|
|
Проведение сдвоенных уроков в 1-х классах
| Проводятся регулярно
| Проводятся эпизодически
| Не проводятся
|
|
Продолжительность уроков в классах компенсирующего обучения
| Более 40 мин
| 40 мин на отдельных ступенях обучения
| 40 мин на всех ступенях обучения
| -
|
Требования к рабочему месту обучающегося
| |
Количество обучающихся в классе
| Более 25 обучающихся на всех ступенях обучения
| Более 25 обучающихся на отдельных ступенях обучения
| 25 обучающихся и менее во всех классах
|
|
Количество обучающихся в классе компенсирующего обучения
| Более 20 обучающихся на всех ступенях обучения
| Более 20 обучающихся на отдельных ступенях обучения
| 20 обучающихся и менее во всех классах
| -
|
Обеспеченность обучающихся рабочим местом, соответствующим их росто-возрастным особенностям
| Обеспеченность 30% и менее обучающихся
| Обеспеченность 30-99% обучающихся
| Обеспеченность 100% обучающихся
|
|
Обеспеченность учебных помещений естественным боковым левосторонним освещением
| Не обеспечены
| Обеспечены учебные помещения отдельных ступеней обучения
| Обеспечены учебные помещения всех ступеней обучения
|
|
Вид светильников, обеспечивающих искусственное освещение в учебных помещениях
| Учебные помещения оборудованы светильниками разного вида
| Учебные помещения оборудованы светильниками одного вида на отдельных ступенях обучения
| Учебные помещения оборудованы светильниками одного вида на всех ступенях обучения
|
|
Оборудование учебной доски местными источниками света
| Не оборудованы
| Оборудованы в учебных помещениях отдельных ступеней обучения
| Оборудованы в учебных помещениях всех ступеней обучения
|
|
Температура в учебном помещении должна быть 18-24°С
| Не соответствует гигиеническим нормативам
| Соответствует гигиеническим нормативам в учебных помещениях отдельных ступеней обучения
| Соответствует гигиеническим нормативам в учебных помещениях всех ступеней обучения
|
|
Влажность в учебном помещении должна быть 40-60%
| Не соответствует гигиеническим нормативам
| Соответствует гигиеническим нормативам в учебных помещениях отдельных ступеней обучения
| Соответствует гигиеническим нормативам в учебных помещениях всех ступеней обучения
|
|
Требования к организации питания
| |
Обеспеченность обучающихся двухразовым горячим питанием
| Не обеспечены
| Обеспечены обучающиеся отдельных ступеней обучения
| Обеспечены обучающиеся всех ступеней обучения
|
|
Обеспеченность обучающихся питьевым режимом
| Не обеспечены
| Обеспечены обучающиеся отдельных ступеней обучения
| Обеспечены обучающиеся всех ступеней обучения
|
|
Требования к медицинскому обеспечению образовательного учреждения
| |
Обеспеченность обучающихся медицинским обслуживанием
| Не обеспечены
| Обеспечены силами медицинской сестры
| Обеспечены силами врача и медицинской сестры
|
|
Требования к санитарному содержанию образовательного учреждения
| |
Влажная уборка
| Не проводится
| Проводится регулярно на отдельных ступенях обучения
| Проводится регулярно на всех ступенях обучения
|
|
Если Вы набрали -100-120 баллов, Вами созданы условия обучения и формирования здорового образа жизни обучающихся.
Если Вы набрали -80-100 баллов, Вы находитесь на правильном пути, но следует уделить внимание выполнению отсутствующих критерий.
Если Вы набрали менее 80 баллов, Вам следует пересмотреть критерии, выявить причины, провести корректировку мероприятий, направленных на выполнение здоровьесберегающей программы в Вашем образовательном учреждении.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Гимнастика для глаз
Если каждый день в течение 2-3 мин выполнять следующие упражнения, то можно спасти глаза от утомления и близорукости: Ø широко раскройте рот и глаза – 4 раза;
- крепко зажмурьтесь – 4 – 6 раз, не открывая глаз, сделайте 12 лёгких морганий;
- закройте глаза, а носом «пишите», как ручкой;
- поднесите палец к лицу на расстоянии 20 см, перемещайте палец сначала в одну сторону, а затем в другую, следя за ним глазами; двумя пальцами правой руки проведите по часовой стрелке вокруг глазницы и брови – 2 – 3 раза;
- смотрите прямо (30 сек), быстро моргайте 30 сек, неподвижно смотрите перед собой;
- закройте глаза и «посмотрите» вверх, затем вниз (8 раз);
- закройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками влево, вправо, вниз, вверх и обратно.
Правильная осанка
Самый простой способ сохранения правильной осанки – это постоянный контроль положения тела: стоя, сидя, при ходьбе, а также выполнение специальных упражнений:
· встать спиной к стене, касаясь её пятками, ягодицами и головой, коснувшись стены, приподняться на носках (5 раз);
· сидя ровно на стуле, держать прямо голову и плечи; при наклоне вперёд из этого положения необходимо вытянуть руки вперёд, слегка подвинуться в этом направлении всем корпусом;
· сохранять правильное положение центра тяжести при ходьбе.
Упражнения на развитие мелкой моторики «Театр в руке»Воспитатель предлагает детям разыграть сказку на пальцах, знакомит с её героями и даёт каждому пальцу имя одного из персонажей.
«Знакомство» Персонажи сказки знакомятся: к большому пальцу поочередно прикасаются другие пальцы (можно делать несколько касательных движений, а также увеличивать темп прикосновения).
«Вот и я» Пальцы собраны в кулак. Воспитатель называет одного из героев сказки – дети выпрямляют соответствующий ему палец. Возможно одновременное «появление» двух и более персонажей.
Упражнение на развитие памяти «В гостях»
Дети дают игрушкам разные имена и стараются запомнить их. У каждого ребёнка две игрушки, а у ведущего одна. С ней он направляется в «гости». Подойдя к первым двум игрушкам, он должен вспомнить их имена и поздороваться. Постепенно он обходит всех по кругу. Затем дети меняются игрушками, и игра повторяется с новым ведущим.
Рассматривание рыбок в аквариуме
Наблюдая за рыбками в аквариуме, человек отдыхает, у него нормализуется кровяное давление, отдыхают глаза, снижается беспокойство.
П А М Я Т К А
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР»
- Воспитатель должен знать наизусть ход и правила игры.
- Игры должны быть доступными детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.
- Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т. д.
- Следует подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт традиции разных народов.
- Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему (начинать нужно с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель).
- Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь пока дети потеряют интерес уже к знакомым играм.
- Важно следить за дозировкой физической нагрузки.
- В играх следует использовать как можно больше народного фольклора, т. к. игры имеют огромное значение для развития речи ребёнка.
- Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей (продумывание вариантов игр, комбинирование движений).
- Заканчивать игру нужно своевременно, т. к. затягивание может привести к утомлению играющих.
- Сигнал об окончании игры подаётся, когда дети получили от неё удовольствие.
- Не стоит забывать о подведении итогов игры.
П А М Я Т К А
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ»
- За пять минут до занятия нужно напомнить помощнику воспитателя о необходимости произвести влажную уборку физкультурного зала.
- Не забыть привести в порядок спортивную одежду и обувь – свою и детей.
- Организовать детей перед началом физкультурного занятия и эмоционально их настроить.
- Определить ведущего на данном занятии (каждое новое занятие – новый ведущий).
- Знать ход занятия: ОРУ, основные движения и подвижную игру.
- Не затягивать время проведения занятия.
П А М Я Т К А
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА»
- Начало мероприятия должно быть ярким и торжественным.
- Сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъём нарастал. Ø Праздник не должен задерживаться по «техническим причинам».
- Длительность праздника: 30 мин для детей младших групп и 40 – 45 мин для старших детей.
- Вручение подарков детям должно быть за
Приложение 14
Памятка для родителей
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?
Для того чтобы зарядка стала для вашего ребенка-первоклассника необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
- Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
- Превращать утреннюю гимнастику в праздник бодрости и поднятия духа.
- Включать веселую и ритмичную музыку.
- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
- Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
- Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
- Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
- Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения
Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассником?
- Оздоровительная минутка проводится через каждые 1-15 минут выполнения домашних заданий.
- Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
- Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т.д.
- Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения.
Они могут быть такими:
- «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
- «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
- «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
- После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
- Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
- Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
|