Самоаудит здоровьесберегающей деятельности, условий обучения и формирования здорового образа жизни обучающихся (оценка каждого критерия по 3-бальной системе). Принципы оценки:
Критерии (показатели)
| Баллы
| |
|
|
| |
1. Требования к нормативным документам образовательного учреждения в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся
|
1.1. Наличие официального документа школы (декларация, концепция, программа), отражающего комплексный подход к укреплению здоровья обучающихся
| Отсутствует
| Есть документы и программы, не носящие комплексного подхода к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся
| Есть официальный документ, отражающий комплексный подход к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся
|
|
1.2. Включение в программу развития школы разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся
| Не включены
или нет программы развития школы
| Определены разделы, но направления здоровьсберегающей деятельности представлены фрагментарно
| В программу развития школы включены разделы и направления здоровьесберегающей деятельности, отражающие интегративный, целостный характер системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
|
|
1.3. Включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
| Не включены
| Включены в отдельные учебные программы по предметам
| Включены в основную общеобразовательную программу разделы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
|
|
1.4. Реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
| Дополнительные образовательные программы отсутствуют
| Дополнительные образовательные программы разработаны, но не реализуются
| Реализуются дополнительные образовательные программы, ориентированные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
|
|
1.5. Отражение характеристики здоровья в перечне показателей эффективности работы школы
| Не отражены
| Характеристики здоровья отражены суммарно для всей школы
| Характеристики здоровья отражены дифференцированно по каждому классу
|
|
1.6. Наличие портфолио школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни детей и подростков
| Отсутствует
| Портфолио отражает направления здоровьесберегающей деятельности, но не представлены результаты и достижения
| Портфолио отражает значимые результаты, достижения школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни детей и подростков. Размещено на сайте
|
|
1.7. Отчет о результатах самоаудита (самопроверки) школы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся в течение учебного года
| Не проводится
| Самоаудит здоровьесберегающей деятельности школы проводится один раз в год
| Самоаудит здоровьесберегающей деятельности школы проводится два раза в год – в начале и в конце учебного года и включает оценку показателей среды, развития, здоровья и уровня знаний, навыков и умений в области здоровья
|
|
1.8. Наличие плана мероприятий с участием родителей в работе школы по укреплению здоровья учащихся
| Отсутствует
| Есть план, но включает только одну форму работы (родительское собрание и т.п.)
| Есть план, который включает вариативные формы работы с родителями
|
|
1.9. Наличие соглашений (договоров) по взаимодействию образовательного учреждения с государственными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся
| Отсутствуют
| Есть соглашения (договоры) с одной государственной организацией
| Есть соглашения (договоры) с несколькими государственными организациями
|
|
1.10. Наличие соглашений (договоров) по взаимодействию образовательного учреждения с общественными организациями в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся
| Отсутствует
| Есть соглашения (договоры) с одной общественной организацией
| Есть соглашения (договоры) с несколькими общественными организациями
|
|
2. Требования к рациональной организации образовательного процесса
| |
2.1. Наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов проведение оздоровительной работы с обучающимися
| Отсутствуют
| Есть отдельные специалисты, не обеспечивающие комплексный подход к формированию культуры здоровья
| В школе есть (приглашаются) специалисты обеспечивающие осуществляющие комплексный подход к формированию культуры здоровья
|
|
2.2. Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
| Не организовано
| Нет комплексной системы в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса
| Организовано комплексное психолого-педагогическое сопровождение для всех участников образовательного процесса
|
|
2.3. Обучение на основе учета индивидуальных особенностей развития обучающихся
| Отсутствует
| Учитывается особенности развития не отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями
| Учитываются индивидуальные особенности развития обучающихся
|
|
2.4. Реализация инновационных проектов физкультурно-оздоровительной направленности
| Не реализуются
| Определены темы проектов и условия их реализации
| Реализуются инновационные проекты физкультурно-оздоровительной направленности
|
|
2.5. Внедрение инноваций здоровьесберегающей направленности в образовательный процесс только под медицинским контролем (введение без медицинского контроля не допустимо)
| Не вводятся
| Определены инновационные проекты и условия их реализации
| Внедряются интегрирующие образовательные и оздоровительно-профилактические программы под медицинским контролем
|
|
2.6. Проведение адаптационных мероприятий с обучающимися при поступлении в образовательное учреждение и при переходе на следующую ступень обучения
| Не проводятся
| Проводятся только на момент поступления детей в школу или при переходе на следующую ступень обучения
| Реализуется комплекс адаптационных мероприятий для учащихся всех ступеней обучения
|
|
2.7. Соблюдение требований к рациональной организации урока
| Нерациональная организация уроков
| Недостаточно рациональная организации уроков
| Рациональная организация уроков
|
|
2.8. Организация динамической паузы, физкультминуток на уроках и при подготовке домашних заданий в ГПД
| Не организуются
| Проводятся эпизодически
| Проводятся систематически
|
|
2.9. Соблюдение здоровьесберегающего режима при использовании технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий
| Не соблюдается
| Здоровьесберегающий режим соблюдается нерегулярно
| Здоровьесберегающий режим соблюдается в соответствии с гигиеническими требованиями
|
|
3. Требования к организации физкультурно-оздоровительной работы
| |
3.1. Организация воспитательной, внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности
| Не организуются
| Организуется эпизодически (1 и менее раз в четверть), для отдельных ступеней обучения. Низкая степень вариативности физкультурно-оздоровительной деятельности
| Организуется систематически для учащихся всех ступеней обучения. Высокая степень вариативности физкультурно-оздоровительной деятельности
|
|
3.2. Организация спортивных мероприятий с обучающимися по видам спорта и комплексных мероприятий (спартакиад, олимпиад, соревнований, дней спорта)
| Не организуются
| Проводятся 1-2 соревнование в год для одной ступени обучения
| Проводятся регулярно по разным видам спорта и по отдельным комплексным мероприятиям для всех ступеней обучения
|
|
3.3. Участие обучающихся в региональных, межрегиональных, всероссийских физкультурных и спортивных мероприятиях
| Не участвуют
| Участвуют эпизодически
| Участвуют систематически
|
|
3.4. Использование специальных программ по физической культуре для детей с отклонениями в состоянии здоровья
| Не используются
| Программы используются для отдельных ступеней обучения
| Программы используются для всех ступеней обучения
|
|
4. Требования к просветительско-воспитательной работе, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся
| |
4.1. Проведение лекций (лекториев), бесед, консультаций по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек
| Не проводятся
| Проводятся эпизодически с обучающимися отдельных классов
| Проводятся систематически для обучающихся всех классов
|
|
4.2. Выявление факторов риска и распространения в детской, подростковой и молодежной среде табакокурения, алкоголя и других ПАВ, оценка эффективности реализуемых в образовательном учреждении превентивных программ
| Не выявляются и не оцениваются
| Выявляются и оцениваются отдельные факторы риска и распространения табакокурения, алкоголя и других ПАВ для отдельных возрастных категорий
| Выявляется и оценивается комплекс факторов для всех ступеней обучения
|
|
4.3. Обеспечение преемственности программ обучения детей здоровью
| Не обеспечено
| Обеспечено на отдельных ступенях обучения
| Обеспечено на всех ступенях обучения
|
|
4.4. Создание безопасной поддерживающей образовательной среды
| Не создано
| Созданы отдельные элементы безопасной поддерживающей образовательной среды
| Создана безопасная поддерживающая образовательная среда
|
|
4.5. Проведение конкурсов, конференций, праздников, "Дней здоровья", фестивалей, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
| Не проводятся
| Проводятся эпизодически
| Проводятся систематически (1-2 раза в месяц)
|
|
4.6. Наличие в фонде информационно-библиотечного центра образовательного учреждения (библиотеки, медиатеки), литературы и информационных ресурсов по вопросам сохранения и укрепления здоровья
| Отсутствует
| Создана база, но она не востребована участниками образовательного процесса
| Создана серьезная база, востребованная всеми участниками образовательного процесса
|
|
4.7. Оформление школы, направленное на обеспечение здоровья и формирование здорового образа жизни детей и подростков
| Отсутствует
| Представлено только в методическом кабинете, вестибюле школы, отдельных учебных кабинетах
| Представлено во всей школе
|
|
5. Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
| |
5.1. Изучение информированности обучающихся в отношении факторов риска формирования отклонений в состоянии здоровья
| Не изучается
| Изучается эпизодически или для отдельных групп обучающихся
| Изучается систематически и для всех групп обучающихся
|
|
5.2. Изучение сформированности у обучающихся установок на здоровый образ жизни
| Не изучается
| Изучается эпизодически или для отдельных групп обучающихся
| Изучается систематически и для всех групп обучающихся
|
|
5.3. Включение в ежегодный отчет образовательного учреждения обобщенных данных о информированности и сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
| Не включаются
| Включены отдельные данные
| Включены данные в полном объеме
|
|
6. Требования к организации открытой здоровьеформирующей среды
| |
6.1. Наличие школьного самоуправления, его участие в организации мероприятий здоровьеформирующей направленности
| Отсутствует
| Есть школьное самоуправление, но не участвует в организации мероприятий здоровьеформирующей направленности или участвуют в отдельных мероприятиях
| Принимает активное участие в организации всех мероприятий здоровьеформирующей направленности
|
|
6.2. Участие родительской общественности в разработке и реализации здоровьеформирующих программ и проектов
| Не участвует
| Оказывают помощь в отдельных мероприятиях
| Инициируют, организуют и участвуют в разработке и реализации здоровьеформирующих программ и проектов
|
|
7. Требования к организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями
| |
7.1. Организация и проведение лекций, семинаров, консультаций, курсов по вопросам роста, развития детей и формирования здорового образа жизни
| Не проводятся
| Проводятся эпизодически
| Проводятся систематически
|
|
7.2. Прохождение курсов повышения квалификации (модулей) педагогическими кадрами за последние 5 лет по вопросам гигиены и охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни
| Прошли обучение менее 25%
| Прошли обучение 26-75%
| Прошли обучение более 75%
|
|
7.3. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе реализации совместных проектов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
| Родители не участвуют
| Родители принимают участие эпизодически
| Родители принимают участие систематически, функционирует комплексная система взаимодействия педагогов и родителей
|
|