Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ожидаемые конечные результаты программы
1. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
2. Повышение приоритета здорового образа жизни.
3. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
4. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
5. Участие в командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.
6. Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями
7. Повышение мотивации к учебной деятельности
8. Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения
9. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
1.Методы контроля над реализацией программы:
- проведение заседаний Координационного совета школы;
- посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
- сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
2.Основные направления деятельности программы:
2.1. Медицинское направление предполагает:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
- проведение физкультминуток;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- планомерную организацию питания учащихся;
- реабилитационную работу:
- обязательное медицинское обследование;
- 2.2. Просветительское направление предполагает:
- организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные
акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних
дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
2.3. Психолого-педагогическое направление предполагает:
- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
- предупреждение проблем развития ребенка;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
- совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
2.4. Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
- организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
2.5. Диагностическое направление предполагает:
- проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
3.Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- здоровьесберегающие медицинские технологии;
- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
- здоровьесберегающие экологические технологии,направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой (обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях);
- здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Критерии здоровьесбережения
| Характеристика
| Обстановка и гигиенические условия в классе
| Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п.
| Количество видов учебной деятельности
| Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
| Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
| Ориентировочная норма – 7-10 минут.
| Количество видов преподавания
| Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х.
| Чередование видов преподавания
| Норма – не позже чем через 10-15 минут.
| Наличие и место методов, способствующих активизации
| Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
| Место и длительность применения ТСО
| Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
| Поза учащегося, чередование позы
| Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
| Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
| Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
| Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
| Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
| Психологический климат на уроке
| Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)
| Эмоциональные разрядки на уроке
| Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
| Момент наступления утомления и снижения учебной активности
| Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
| Темп окончания урока
| Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание на дом.
| 4.Применение разнообразных форм работы:
4.1.Учет состояния детей:
Ø анализ медицинских карт;
Ø определение группы здоровья;
Ø учет посещаемости занятий;
Ø контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
4.2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Ø организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
Ø динамические паузы;
Ø индивидуальные занятия;
Ø организация спортивных перемен;
Ø дни здоровья;
Ø физкульминутка для учащихся;
Ø организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным пребыванием.
4.3.Урочная и внеурочная работа:
Ø открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
Ø открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
Ø спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, пионербол, легкая атлетика, настольный теннис.
План деятельности по реализации программы
№
| Мероприятия
| Ответственные исполнители
| Сроки
| Планируемый результат и выполнение
|
| Медицинское направление.
| 1.1.
| Медико-педагогическая экспертиза:
- анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе;
-выявление учащихся специальной медицинской группы;
-ведение строгого учета детей по
группам здоровья.
| медицинский работник
| Ежегодно
| медицинские карты, листы здоровья в классных
журналах
| 1.2.
| Проведение диспансеризации учащимся школы.
| медицинский работник
| ежегодно
|
| 1.3.
| Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов
| медицинский работник
| ежегодно
| план
медосмотров
| 1.4.
| Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.
| медицинский работник
| ежегодно
| план
медосмотров
| 1.5.
| Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся.
| медицинский работник
| В течение года
| план
прививок
| 1.6.
| Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах
| медицинский работник
| ежегодно
| классные журналы
| 1.7.
| Анализ случаев травматизма в школе.
| медицинский работник, зам.директора по В.Р.
| В течение года
| материалы
отчетов
| 1.8.
| Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.
| медицинский работник, зам.директора по В.Р.
| В течение года
| материалы
отчетов
| 1.9.
| Контроль за качеством питания и питьевым режимом.
| медицинский работник
| В течение года
|
| 1.10.
| Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
проветривание;
освещение;
отопление
вентиляция
уборка
| медицинский работник, учителя
| В течение года
|
| 1.11.
| Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиН)
| заместитель директора по УВР
| сентябрь
| справка по оценке расписания
| 1.12.
| Постоянный контроль за школьной столовой.
| медицинский работник, директор, члены родительского комитета
| В течение года
|
| 2.
| Просветительское направление
| 2.1.
| Организация просветительской работы с родителями по ЗОЖ.
| учителя, заместитель директора
| Декабрь
2014г.
| график проведения и тематика лектория
| 2.2.
| Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.
| администрация школы
| Январь
2015г.
| план работы
| 2.3.
| Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
| администрация школы
| В течение года
| план работы
| 2.4.
| Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни»
| заместители директора
| Январь
2015 г.
| протокол педсовета
| 2.5.
| Организация просветительской работы с учащимися
| учителя, классные руководители, медицинский работник
| В течение года
| план работы
| 2.6.
| Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
| заместитель директора
| В течение года
| план работы
| 2.7.
| Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
| учителя - предметники
| в течение года
| планы уроков
| 3.
| Психолого-педагогическое направление.
| 3.1.
| Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
| администрация школы, педагог - психолог
| В течение года
| план работы
| 3.2.
| Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся.:
- определение влияния учебной
нагрузки на психическое здоровье детей;
- изучение психологических
возможностей и готовности детей к школе.
| педагог – психолог, классные руководители
| В течение года
| диагностические исследования
| 3.3.
| Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
| педагог – психолог, учителя, члены ПМПк
| В течение года
| план работы
| 3.4.
| Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»
| заместитель директора
| Апрель
2015г.
| материалы конференции
| 3.5.
| Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.
| учителя-предметники
|
В течение года
| планы уроков
| 3.6.
| Выявление группы риска по социальной дезадаптации, устранения негативного влияния.
| Классный руководитель, педагог - психолог
| В течение года
| план работы
|
| Спортивно-оздоровительное направление.
| 4.1.
| Организацию спортивных мероприятий.
| учителя физической культуры
| В течение года
| план работы
| 4.2.
| Разработка системы дополнительного образования, внеурочной деятельности, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся
| заместитель директора
|
В течение года
| план работы кружков и секций
| 4.3.
| Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
| заместитель директора
|
В течение года
| план работы
| 4.4.
| Организация урока физической культуры с учётом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся
| заместитель д учителя физической культуры иректора
| В течение года
| планы уроков
|
| Диагностическое направление
| 5.1.
| Мониторинг состояния здоровья детей.
| Координационный совет
| Январь-март
2016г.
| результаты мониторинга
| | | | | | | | |
|