Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические нормы в деятельности организации.

Поиск

Этические нормы – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Эти правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; возраст и т.д. Правила резко выступают против сексуальных домогательств, высмеивания работников, грубости, насилия, некорректного отношения к служащим.

Этические нормы распространяются на те сферы управленческих отношений, которые не могут быть урегулированы правом.

Этические нормы (правила этики) обсуждаются и принимаются на общем собрании коллектива. Коллективность восприятия и принятия снижает риск отторжения норм, отчуждения от них.

Примерная структура правил этики организации включает следующие разделы: 1. Введение. 2. Послание руководителя организации. 3. Каким должен быть работник организации. 4. Каналы связи. 5. Трудовые династии. 5. Частная жизнь работников. 6. Собственность организации. 7.Деловая репутация. 8. Отношение к законам. 9. Общественная жизнь организации. 10. Основные принципы организации. 11. Основные этические принципы организации. 12. Социальная ответственность организации.

Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение.

Этические нормы регулируют, как горизонтальный уровень взаимоотношений людей, так и вертикальный уровень, задаваемый работодателем. При этом нельзя не заметить, что в нашей стране соблюдение этических норм зависит от работодателя, действия которого зачастую бывают аморальными. Аморальное поведение работодателя заключается в следующем: неисполнение своих прямых обязанностей; привнесение в трудовые отношения агрессивности; сохранение опасных для здоровья условий труда; низкий уровень организации труда; необъективное отношение к человеку; нарушение трудового законодательства и т.п.

На сегодняшний день ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности.

В нашей стране в организациях действует три вида морали: советская, «дикого» рынка и собственно рыночных отношений.

Мораль советская заключается в попытках сохранить моральные принципы прошлого (взаимовыручка, взаимопомощь, равная оплата за равный труд, товарищество).

Мораль «дикого» рынка заключается в господстве закона силы, произвола. «Дикому» рынку присущи спекуляция, паразитизм, стремление к наживе любой ценой, безразличие к людям, спекуляция на экономической безграмотности соотечественников. Подобные отношения, к сожалению, возможны еще и потому, что история не знала примеров перехода от социализма к капитализму. А исторический опыт перехода к капитализму от феодализма, как показывает анализ, был не менее кровавым, грабительским и антигуманным, чем события 90-х годов в России.

Мораль третьего вида – собственно рыночных отношений – основана на уважении прав и свобод другого лица, признании его равным себе, отказе от нарушения прав работников.

Наряду с перечисленными видами морали мы (В. Орлов) выделяем в качестве четвертого вида маргинальную мораль (фр. marginal край, граница). Это мораль людей, оказавшихся вне своей социальной среды, вне определенной культуры, часто вне общества, приближаясь к его низам (например, бродяги, бомжи и др.). Речь идет не столько о людях, не принявших рыночные реалии и продолжающих цепляться за не прошедшие проверку временем постулаты не столь давно господствовавшей в нашей стране идеологии, сколько о той части общества, которая всегда, какой бы режим ни господствовал в стране, находится в оппозиции. Оппозиция проявляется как в пассивной форме(не работать), так и в активной(забастовки).

Этика трудовых отношений в российских условиях предполагает их оценку с помощью таких понятий, как: «правильно – неправильно»; «справедливо – несправедливо»; «гуманно – негуманно»; «законно – незаконно»; «нарушает права – не нарушает права»; «добро – зло». Нельзя не отметить, что современная этика испытала положительное влияние этики советского времени.

Для повышения этического уровня организации и этичности поведения в организациях разрабатываются этические кодексы. Они необходимы для определения целей организации, служат ориентиром этичного поведения для сотрудников. В некоторых организациях предусмотрены дисциплинарные взыскания для нарушителей правил этического кодекса.

Наряду с этическими кодексами разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого её сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.

Осуществляется обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники знакомятся с требованиями этики деловых отношений, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых решений, укладывающихся в рамках этических требований.

Особое значение имеет соблюдение этических норм в отношениях руководителей и их подчиненных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.50.62 (0.006 с.)