Типы организационных структур управления (традиционная, дивизиональная, матричная). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы организационных структур управления (традиционная, дивизиональная, матричная).



На промышленных предприятиях применяют четыре основные организационные структуры систем управления: 1) традиционную 2) матричную; 3) дивизиональную.

2) На предприятиях многоцелевой деятельности требуется создание специального органа по управлению целевой программой. В этих случаях помимо линейно-функциональных органов, осуществляющих управление по вертикали, создаются органы горизонтального целевого управления. Такая структура управления носит название матричной.

В матричной структуре совмещается два вида структур: линейная и программно-целевая. По вертикали (линейная структура) осуществляется управление отдельными сферами деятельности (производство, снабжение, сбыт и др.), по горизонтали (программно-целевая структура) – управление программами, проектами, темами.

Впервые элементы матричной организации были применены в элек-тронной промышленности и других отраслях высокой технологий. Это обстоятельство объясняется тем, что в условиях перехода от национальной к отраслевой международной конкуренции возникла необходимость создания такой организационной структуры, которая позволяет проводить быстрые технологические изменения.

Схема матричной организации не осуществляется в рамках механистического подхода. Она требует перехода к органическому подходу, обеспечивающему большие возможности при проектировании горизонтальных, неформальных и косвенных связей, являющихся атрибутами матричной организации.

3) В конце 20-х годов прошлого столетия появляются первые дивизиональные схемы организационной структуры на предприятиях. Образованию дивизиональных организаций способствовало сочетание центрального планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных подразделений.

Дивизиональная схема организации имеет большие преимущества в различных отраслях промышленности. Особенно там, где производство слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений, так как в данной схеме в основе взаимодействия с внешней средой лежит механистический подход. В основе этой структуры лежит деление организации на элементы (подразделения, отделения) по определенному принципу. Элементами дивизиональной структуры являются, например, филиалы компании. Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации (фр. department отдел, отделение), в которой за основу берется какой-то конечный результат – продукт, потребитель или рынок. При такой структуре организация может рационально управлять разными видами деятельности на различных рынках. Дивизиональная схема также используется в построении государственного аппарата и общественных организаций.

Типы конфликтов.

Антагонистические конфликты нередко приводят к разрушению структур всех конфликтующих сторон или отказу всех сторон, кроме од-ной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война до по-беды, полное поражение противника в споре.

Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия.

Социальные конфликты представляют собой высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей, коллективов, индивидов. Такие конфликты предполагают наличие значительного временного промежутка между объективными причинами, породившими эти конфликты, самими конфликтами и их последствиями.

Особенностью организационных конфликтов является то, что они являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.

Эмоциональные или личностные конфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и являются быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов.

Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является объем власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных взаимодействий. Вертикальные – предполагают распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия у участников конфликта: начальник – подчиненный, вышестоящая организация – предприятие, малое предприятие – учредитель. При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня власти; специалисты одного уровня квалификации; поставщики – потребители.

Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта: международными (при межгосударственных столкновениях), правовыми, социальными, этическими.

При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

Другие можно считать также и уровнями конфликта

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего». В процессе разрешения конфликта нередко меняется иерархия мотивов.

Межличностный конфликт – это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей.

Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности.

 

Билет № 23

Вопросы:

1. Методы принятия решений (моделирование, экстраполяция, экспертная оценка, дерево решений, принцип безубыточности).

2.Стратегические альтернативы. Шаги определения стратегий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.007 с.)