Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к организации и управлению. Организация как открытая система.

Поиск

Системный подход к организации и управлению.

Система (sistёma) – слово греческого происхождения. Означает целое, составленное из частей; соединение.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. С научной точки зрения, система – совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегральных качеств, не свойственных отдельно взятым, образующим систему компонентам.

П.К. Анохин выявил, чтосистемой может быть назван только комплекс таких избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата.

Итак, системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению, позволяющий упорядочить содержание их комплексов и выстроить структуру, обладающую целостностью, связанностью и устойчивостью (В. Орлов).

Черты системного подхода таковы: 1) форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относящаяся только к системам; 2) иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: а) изучение самого предмета – «собственный» уровень; б) изучение этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень; в) изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами – «нижестоящий» уровень; 3) требует рассматривать проблему не изолировано, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями

Современное понимание системного анализа заключается в том, что основное внимание обращается на способ связи частей, элементов и подсистем изучаемого объекта в единое целое, их взаимодействие на всех уровнях структурной иерархии, на выявление функций, которые выполняет каждый элемент в этом целом, на исследование механизмов функционирования и развития объекта как целостности. При этом необходимо одновременно изучать и внешние условия существования системы. Причем, некоторые из таких сложных систем являются самоорганизующимися системами, то есть источник преобразования такой системы и её функций находится в ней самой. Среди важнейших свойств, присущих самоорганизующимся системам (термин предложен У. Росс Эшби), следует, прежде всего, отметить их способность активно взаимодействовать со средой и способность обучаться. При этом управление в самом общем виде может быть определено как упорядочение системы.

Управление на основе применения системного подхода включает три последовательных стадии. На первой определяется сфера, уточняются область и масштабы деятельности субъекта управления. На второй стадии осуществляются необходимые исследования. На третьей стадии разрабатываются альтернативные варианты решения определенных проблем, и делается выбор оптимального варианта.

Система управления выступает как процессуальная система. Она динамична, имеет системообразующие связи. Цикличный характер ее функционирования позволяет, с одной стороны, сохранить эту систему, ее главные признаки, с другой – развить ее. Высший уровень ее развития представляет собой целостность, в которой развиты все составные элементы системы.

Для оптимизации процесса управления необходимо развитие всех компонентов, составляющих систему: во-первых, определение целей и задач в соответствии с уровнем развития общества, фирмы, социальных потребностей государства; во-вторых, отбор содержания для достижения поставленных целей; в-третьих, выбор средств (форм, методов и т.д.) в соответствии с целями и задачами, уровнем развития личности и педагогического процесса; в-четвертых, взаимодействие факторов и необходимых условий, обеспечивающих их функционирование; в-пятых, внутреннюю организацию процесса развития фирмы, взаимодействие составных элементов процессуальной системы, выполнение составными элементами своих функций.

Управление – это не только функция организованных систем, но и специфическая деятельность, подлежащая рассмотрению с системных позиций. Системное представление блока внешней, предметной, технологической составляющей целостной структуры управления дают состав и функции компонентов этой деятельности: 1) стратегические цели деятельности; 2) способы их достижения; 3) условия их достижения; 4) формы организации деятельности; 5) социальная ситуация, в которой должна развертываться деятельность; 6)ее временной интервал. Однако данный перечень будет полным, если добавить такие существенные компоненты как предмет деятельности и процесс деятельности, а сам способ достижения цели деятельности будет развернут в своих составляющих, то есть в средствах и методах достижения.

Системный подход предполагает такие этапы решения проблемы: 1) изучение предметной области (качественный анализ); 2) выявление и формулирование проблемы; 3) математическая (количественная) постановка проблемы; 4) натурное или математическое моделирование исследуемых объектов или процессов; 5) статистическая обработка результатов моделирования; 6) поиск и оценка альтернативных решений; 7) формулирование выводов и предложений по решению проблемы.

Эта система имеет четыре взаимосвязанных блока (входы, преобразования, выходы, границы системы

 

Входы   Преобразования   Выходы
- информация; - капитал; - трудовые ресурсы; - технологии.   обработка и преобразование входов (зависит от эффективности управления)   продукция или услуги, прибыль, рост производства, конкурентоспособности, удовлетворенности работой


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.191 (0.006 с.)