Ситуационный подход в управлении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуационный подход в управлении.



Типы конфликта. Причины конфликтов и методы их устранения.

3. Поведенческие подходы к лидерству: двумерная трактовка стилей ученых университета штата Огайо, исследования Мичиганского университета под руководством Р. Лайкерта, координатная сетка стилей руководства Р. Блейка, Д. Моутон. Стили руководства по В. Орлову.

Ответы:

Ситуационный подход в управлении.

Вся деятельность менеджера в условиях стремительно изменяющейся современной жизни представляет собой цепь ситуаций, создаваемых внутренней и внешней средой организации. Такие ситуации нередко носят проблемный характер, ибо заключают в себе противоречие между ожидаемым ходом бизнеса и реальностью. Это обстоятельство настоятельно требует использования в практике повседневного руководства ситуационного подхода, основы которого заложил Г. Дениссон. Он утверждал, что применение разных методов управления обусловлено ситуацией, то есть конкретным выбором обстоятельств, которые в настоящее время существенно влияют на положение организации. При этом существенность влияния на положение организации, при условии, что у менеджера отсутствуют соответствующие знания и опыт, и обусловливает наличие проблемы в ситуации.

В соответствии с ситуационным подходом управление – это ответ на воздействие обстоятельств. Часть обстоятельств составляет проблемную область деятельности менеджера. При этом проблема (от греч. problema – задача) – 1) все то, что требует изучения и решения; 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Важно превратить проблемную ситуацию в задачу и суметь решить последнюю.

Нам представляется, что алгоритм разрешения проблемной ситуации начинается с ее анализа и осознания проблемы. Следующий этап решения – анализ исходных данных: места ситуации в целостном процессе деятельности; характеристик внутренней и внешней среды, а также их взаимоотношений. В результате, происходит осознание мотивов поступков, целей деятельности, специфики условий, особенностей взаимоотношений.

Далее – выдвижение гипотезы. На этом этапе необходимо выбрать из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные пути и средства деятельности. Это требует активного мышления, интуиции, импровизационных способностей.

Следующий этап – действенно-практическая реализация принятого решения.

И, наконец, заключительный этап – анализ осуществленного воздействия с использованием информации, полученной по каналам обратной связи.

Следует помнить, ситуации могут иметь несколько вариантов решений. Все зависит от направленности личности, знаний, способностей, стиля руководства менеджера, его опыта, а также наличия ограничений (финансовых, кадровых, временных и т.д.) в принятии решений.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется их соответствием данной ситуации.

Типы конфликта. Причины конфликтов и методы их устранения.

Типы конфликта.

Конфликты принято выделять в зависимости от ряда факторов: способа их разрешения, природы возникновения, последствий для участников, степени выраженности, количества участников.

Антагонистические конфликты нередко приводят к разрушению структур всех конфликтующих сторон или отказу всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война до победы, полное поражение противника в споре.

Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия.

Социальные конфликты представляют собой высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей, коллективов, индивидов. Такие конфликты предполагают наличие значительного временного промежутка между объективными причинами, породившими эти конфликты, самими конфликтами и их последствиями.

Особенностью организационных конфликтов является то, что они являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.

Эмоциональные или личностные конфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и являются быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов. Происходит совмещение (замещение) препятствия к достижению целей и личности, которая, по мнению индивида, мешает ему эту цель достичь.

Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является объем власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных взаимодействий. Вертикальные – предполагают распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия у участников конфликта: начальник – подчиненный, вышестоящая организация – предприятие, малое предприятие – учредитель. При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня власти; специалисты одного уровня квалификации; поставщики – потребители.

Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта: международными (при межгосударственных столкновениях), правовыми, социальными, этическими.

При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

Далее мы приведем виды конфликтов, которые одновременно можно считать и уровнями конфликта.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего». В процессе разрешения конфликта нередко меняется иерархия мотивов.

Межличностный конфликт – это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует. На практике возникают и такие конфликты как организационные вертикальные межличностные; организационные горизонтальные межличностные и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.235.89 (0.006 с.)