Современная система взглядов на менеджмент предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная система взглядов на менеджмент предприятия.



Ключевыми моментами Современной системы взглядов на менеджмент (ее не­редко называют новой управленческой парадигмой) являются следующие принци­пиальные положения.

Отказ от управленческого рационализма, классических школ менеджмента, т.е. воздействия управления на внутренние факторы производства. Это значит, что успех организации определяется не только рациональной организацией производст­ва, снижением издержек и развитием специализации. Сегодня на первое место вы­двигается проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изме­нениям внешней среды.

2. Использование в управлении теории систем, которая рассматривает органи­зацию в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.

3. Использование ситуационного подхода к управлению.

4. Признание социальной ответственности менеджмента как перед общест­вом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Речь идет о необходимости таких факторов, как организационная культура, различные формы демократизации управления, участие работающих в прибылях, собственно­сти, управлении, стиль руководства и лидерство.

Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ори­ентация на знания и максимальное использование интеллекта, а не мускульной си­лы. В связи с этим отношения между организацией и работающими в ней людьми можно охарактеризовать следующим образом:

- лучшие и самые одаренные люди тянутся к той организации, которая обес­печивает персональный рост;

- менеджер - это не просто управляющий, а человек, выполняющий, роль су­дьи, учителя, наставника;

- люди хотят иметь долю в капитале своей компании, и лучшие компании обеспечивают им такую возможность;

- наем работников лучше заменять заключением контрактов с персоналом;

- автократическое управление должно уступить место более демократическим подходам к управлению.

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как ста­рые перестают "работать" в условиях предпринимательских структур.

Принципы управления (90-е годы XX столетия)

1. Лояльность к работающим

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой

8. Непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщи-ков, исполнителей, руководителей и т.п.________

10. Этика бизнеса как золотое правило менеджмента

11. Честность и доверие к людям

12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал

13. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления. Внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в кон­куренции и рынках рассматриваются как реальность современной экономической жизни. В современных структурах управления предпочтение отдается децентрали­зации.

К настоящему времени сформировалась следующая система взглядов на управ­ление экономикой в переходный период.

1. Гибкое сочетание методов рыночного и государственного регулирования со­циально-экономических процессов.

Известно, что рынок не способен решить многих проблем, связанных с нужда­ми всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований. Целесообразность государственного регулирования рынка в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, научно-техническая стала очевидной после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов.

Роль государства состоит в том, чтобы устанавливать и охранять общие прави­ла функционирования рынка, используя для этого законодательство, государствен­ные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок.

На государство возлагается и задача заполнения и внерыночных зон хозяйство­вания, к которым относятся: экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей) перераспределение доходов, научно-технический прогресс, развитие эффективных международных экономичен ских отношений.

Таким образом, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций.

2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов
как открытых, социально ориентированных систем.

Это означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функцио­нирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. При этом, основными задачами, составляющими их компетенцию, являются: маркетин­говые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение ино­странного капитала, налаживание коммуникаций.

Социальная роль организации может рассматриваться в двух аспектах: 1) с точ­ки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребно­стей общества в товарах и услугах; 2) с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов.

3. Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хо­зяйствования. Полицентрическая система базируется на функционировании в на­родном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. В усло­виях нашей республики центры хозяйствования все больше перемещаются на уро­вень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти.

4. Сочетание рыночных и административных методов управления.

Управление предприятиями должно базироваться на комбинации методов, но­сящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной груп­пы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.236.44 (0.009 с.)