Первый уровень —уровень оценки интенсивности средовых воздействий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый уровень —уровень оценки интенсивности средовых воздействий



Первый уровень аффективной регуляции осуществля­ет наиболее примитивные функции адаптации. Аффективная ори­ентировка на этом уровне направлена на оценку количествен­ных воздействий среды. Значимыми являются изменения тем­пературы окружающего и самого тела, уровень освещенности, высота звука, скорость движения, которое воспринимается как перепад интенсивности5.

Поскольку количественные изменения могут наиболее раз­рушительно действовать на организм, аффективная система при­стально следит за любыми изменениями в этой области6. Выход воздействий за допустимые границы вызывает реакции в виде беспокойства, тревоги, страхов, агрессии. Поэтому оценка ин­тенсивности входит в круг витальных задач, решаемых младен­цем с первых дней жизни.

Первый уровень опережает все другие системы, сигнализи­руя о сбоях, возникающих в организме. Клинически это прояв­ляется в непереносимости сенсорных нагрузок, аффективной пресыщаем ости.

На этом уровне помимо общей сензитивности оцениваются явления гипер- или гипосензитивности в различных модальнос­тях, а также явления извращенной чувствительности.

Б более легких случаях (как, например, при ранних невропа­тиях) симптомы гиперсензитивности могут ограничиваться одной-

Предметы, возникающие внезапно и перемещающиеся слишком быстро, вызывают негативную эмоциональную реакцию. До тех пор, пока не сформировался более совершенный механизм, оценка приближения — удаления объекта определяется изменением величины его проекции на сетчатке глаза (Бауэр, 1979). Возможно, что этот примитивный способ оценки сохраняет свое значение и позднее, в ситуациях, требующих мо­ментальной реакции.

Признак интенсивности играет важную роль в построении типологии индивидуальных различий. Показано, что интраверты склонны отвечать на стимулы средней интенсивности защитными типами реагирования, в то время как экстраверты на ту же стимуляцию дают ориентировоч­ную реакцию (Geen R.G. Prefered stimulation levels in intraverts and extraverts Journal of Personality and Social Psychology, 1984).

двумя модальностями и распространяться только на определен­ные классы сильных воздействий (ребенок боится резких дви­жений, громких звуков).

В более тяжелых случаях явления гипер- иди гипосензи-тивности могут генерализовываться, распространяться на раз­личные модальности, причем в определенной модальности (на­пример, обонятельной) достигать своих пиковых, максимальных значений.

Именно интенсивность, часто субъективно искаженная, а не качество стимуляции определяет поведение ребенка в раннем возрасте. i

Преобладание явлений гипер- или гипосе нзитивности отчет­ливо видно уже у младенца. Многие исследователи прямо свя­зывают особенности сензитивности с физиологическим тонусом малыша. Так, чрезмерный физиологический тонус дает оживле­ние архаических рефлексов и двигательных реажций вообще в ответ на действие малейшего раздражителя, острою реакцию на боль, быстрый переход от сна к бодрствованию, особую чувстви­тельность к социальным стимулам (ребенок с с амого раннего возраста стремится к общению, но очень быстро перевозбужда­ется от него (Kreisler, 1987/1994). Общее напряжение часто при­водит к развитию психосоматических расстройств уже в ран­нем возрасте (бессоннице, рвотам, коликам, спастическому пла­чу), особенно в том случае, если в диаде «мать —ребенок» не были установлены вовремя те формы близкого контакта, кото­рые призваны регулировать чрезмерное возбуждение младенца. Гипосензитивность в младенческом возрасте часто является признаком депрессии, которая характеризуется слабостью всех жизненных проявлений ребенка (резким снижением активнос­ти, физиологического тонуса, нечувствительностью к боли и дру­гим витально важным внешним и внутренним воздействиям (ус­талости, голоду).

Гипосензитивность на первом году жизни отмечается осо­бенно часто в случае депрессивного состояния матери (Tustin, 1990; Kreisler, 1990). В значительной части н-ешиз наблюдений матери подверженных раннему детскому аутизму детей страда­ли депрессией,

Другим признаком глубины аффективной патологии является избирательное нарушение чувствительности по отнешению к спе­цифически человеческим видам стимуляции (отсутствуют, извра­щены или сверхсильные ответные реакции на человеческое лицо, улыбку, прикосновение, объятие, речь) при относительной со­хранности чувствительности к чисто физической стимуляции. 594



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.005 с.)