Групповое исследование на острове Уайт Клинически четкие психические нарушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповое исследование на острове Уайт Клинически четкие психические нарушения



1. Вся.группа детей 6,8%
2. Дети с хроническими соматическими заболеваниями (нецеребральными), такими, как астма и диабет 11,6%
3. Слепые дети 16,6%
4. Глухие дети 15,4%
5. Дети с поражением ниже продолговатого мозга 13,3%
6. Все дети с неопровержимым церебральным поражением (в том числе с неосложненной эпилепсией, с эпилепсией и аномалиями выше уровня ствола мозга, без эпилепсии с аномалиями выше уровня ствола мозга 34,3%

В действительности статистические корреляции между психи­ческим расстройством и церебральным поражением были наибо­лее достоверно выражены при умственной отсталости, так как у детей с олигофренией бывает достоверно больше психических на­рушений (исследование на острове Уайт), чем у нормальных детей.

Какие же механизмы участвуют в формировании психичес­ких расстройств среди детей с поражениями головного мозга? Здесь можно говорить о прямых и косвенных влияниях. Не ума­ляя значения прямых' влияний, хотелось бы обратить внимание на косвенные факторы, которые, как свидетельствуют литера­турные данные, являются даже более важными. Широко извес­тно исследование Grunberg & Pond (1957), которое показало, что дети, страдающие эпилепсией с нарушениями поведения, чаще происходят из трудных семей, чем дети с эпилепсией, но без проблем, связанных с поведением. В этих семьях можно обна­ружить следующие факторы: проблемы отношения со стороны матери, супружеская дисгармония и развод, отсутствие обычных социальных возможностей. Эти неблагоприятные факторы обна­руживались в данном исследовании примерно в 4 раза чаще сре­ди детей, страдающих эпилепсией с нарушениями поведения.

Если затем сравнить детей с эпилепсией и нарушениями пове­дения с детьми с нарушениями поведения, но без эпилепсии, то выявятся те же неблагоприятные средовые факторы. В ис­следовании van Harrington & Letemendia (1958) детей, перенес­ших черепно-мозговую травму, авторы обнаружили, что совсем не выраженность черепно-мозговой травмы коррелировала с пос­ледующими психическими нарушениями, а неблагоприятные се­мейные факторы, включая генетические и средовые аспекты.

Можно почти с полной уверенностью сказать, что дети, вос­питывающиеся в семьях, отягощенных психическими расстрой­ствами или семейными проблемами, имеют высокий риск разви­тия психических расстройств (таких-, как нарушения поведения, невротические и эмоциональные проблемы, гиперкинетический синдром и детские психозы). Вполне вероятно, что у детей с по­ражениями головного мозга риск еще выше — вследствие боль­шей уязвимости в отношении семейной патологии.

Школьное отставание, по-видимому, тоже играет определен­ную роль в развитии психических расстройств у детей с пора­жениями мозга. В исследовании на острове Уайт у детей с эпи­лепсией и психическими расстройствами трудности в обучении встречались в три раза чаще, чем при «нормальной» детской эпилепсии.

Измененное отношение со стороны окружающих также иг­рает роль. Исследование на острове Уайт показывает, что пси­хическое расстройство у ребенка является большим дискрими­нирующим фактором, чем неврологическая аномалия.

Более значимыми представляются проблемы регуляции и интеграции (например, недостаточный контроль за импульсив­ными поступками, трудности в сдерживании удовлетворения1 сво­их влечений или потребностей), а также нарушения в наблюде­нии других лиц на основе поражения мозга. Эти факторы ока­зывают влияние на социальное поведение и взаимодействие и могут, таким образом, привести к психическим нарушениям. Ис­следования Seidel et al. показали, что у детей с неврологически­ми аномалиями и нормальным интеллектом психические рас­стройства наблюдаются в два раза чаще, чем при неврологи­ческих заболеваниях или если аномалия находилась в самом мозге. Средний показатель Ю был ниже на 10 единиц (90,7 про­тив 100,8 у детей с поражениями нижнего уровня центральной нервной системы), более 50% отставали в школьной успеваемо­сти (против 15%) с учетом коррекции на разность Ю. Интерес­но, что в этом исследовании выявилась взаимная корреляция между выраженностью поражения и психическими нарушения-112

ми: дети с серьезными неврологическими аномалиями имели до­стоверно меньше психических нарушений, чем дети с более лег­кими неврологическими поражениями. Возможно следующее объяснение: первая группа от всего отстранилась и ушла в свою инвалидность, в то время как вторая группа пытается вести нор­мальную жизнь, адаптироваться к ее условиям и, естественно, подвергается постоянным фрустрациям. Можно также предпо­ложить, что окружение ребенка с менее выраженными анома­лиями оказывает более сильное давление на него и не прини­мает того, что ребенок не способен справиться с чрезмерными для него требованиями.

Это исследование также показывает четкую корреляцию пси­хических расстройств с большой семьей, супружескими конфлик­тами и разводами и психическими расстройствами у матери.

Заключение: ребенок с органическим поражением головно­го мозга имеет больший риск психических нарушений, но не вследствие прямого влияния, а вследствие комбинации большей биологической уязвимости к определенным неблагоприятным психосоциальным факторам. Это —-, те же самые неблагоприят­ные факторы, которые участвуют в патогенезе психических рас­стройств у детей, не имеющих другой патологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.006 с.)