Определение «умственного уровня» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение «умственного уровня»



Знания, приобретенные в психологии интеллекта, име­ют три возможных применения, которые непосредственно не от­носятся к нашей теме, но полезны как средство проверки тео­ретических гипотез.

Общеизвестно, каким образом Бине д^ля определения степе­ни отставания отклоняющихся от нормы форм поведения ввел свою замечательную метрическую шкалу интеллекта. Тонкий ана­литик процессов мышления, Бине больше, чем кто бы тони было, понимал, насколько трудно добиться измерения самого гчеханизма интеллекта. Но именно по этой причине он был вынужден прибег­нуть к своего рода психологической вероятности. Собрав вместе с Симоном результаты самых различных опытов, он стремится определить частоту правильных решений в зависимости от воз­раста: интеллект тогда может быть оценен иди по степени пре­восходства над средним статистическим возрастом, соответству­ющим правильным решениям, или по степени отставании от него.

Неоспоримо, что такие тесты, выполненные для каждого уровня, дают то, чего от них ждут: быструю и практическую оценку глобального уровня индивида. Но не менее очевидно и то, что они измеряют просто «успеваемость)», не затрагивая кон­структивных операций как таковых. Как очень точно сказал Пье-рон, понимаемый таким образом интеллект выражает, по суще­ству, суждение о ценности, отнесенное к сложному поведению.

С другой стороны, после Бине количество тестов было значи­тельно увеличено, причем стремились ди<фференцирожъ их в зависимости от тех или иных склонностей. Так, в области интел­лекта выработали тесты рассуждения, понимания, знания и т.д. Тем самым проблема была сведена к тому, чтобы выделять отно­шения между этими статистическими результатами в. надежде расчленить и измерить различные факторы, функционирующие в тонком механизме мышления. Этой задачей—-с ее точными статистическими методами5 — особенно увлекаются Сжрмен и его школа, которые в конечном итоге пришли к гипотезе вмеша­тельства некоторых постоянных факторов. Наиболее ебщий из этих факторов был назван Спирменом фактором д\ его величина

Исчисление «тетраэдр-различий» или корреляций корреляции,

находится в определенном соотношении с интеллектом индивида. Но, как подчеркивал сам автор, фактор д выражает просто «об­щий интеллект», т. е. степень общей действенности комплекса способностей субъекта, поэтому мо^кно было бы говорить о ка­честве нервной и психической организации, приводящей к тому, что одни индивиды выполняют умственную работу с большей легкостью, чем другие.

Имели место и другие реакции против эмпиризма простых измерений успеваемости, сводившиеся к попыткам определить сами операции, которыми располагает данный индивид. Грани­ца операции бралась при этом в ограниченное направлении и по отношению к генетической конструкции, как делали это и мы в настоящей работе. Так, например, Б. Инельдер использовала понятие «группировки» в диагностике рассуждения. Ей удалось показать, что у умственно отсталых в полной мере можно найти тот же самый порядок овладения понятиями сохранения мате­рии, веса и объема, что и у нормальных индивидов. Б. Инельдер особо отмечает, что невозможно встретить ни последнего из этих инвариантов (который, впрочем, имеет место только у умствен­но отсталых и чужд слабоумным) без двух других, ни второго без первого, тогда как вполне можно найти представление о со­хранении материи без сохранения веса и объема и представление о сохранении'материи и веса без сохранения сбъема. Б. Инель­дер сумела противопоставить дебильность, с одной стороны, им-бецильности, взяв за критерий различения наличие конкретных группировок (на которые имбецильный не способен), и с дру­гой — простой умственной отсталости, характеризующейся не­способностью к формальному рассуждению, т. е. незавершенно­стью операциональной конструкции6. В этой работе впервые был применен тот метод, который молено было бы широко использо­вать для определения уровней интеллекта вообще.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.233.189 (0.139 с.)