Моторное отставание с явлениями компенсаторного развития
Мальчик S. Т. пять раз подвергался исследованию в промежуток времени от года до четырех лет. Эти испытания дали картину прогрессирующего улучшения. При первом исследовании (в 12 месяцев) моторное развитие S. Т. было едва ли не ниже ступени шести месяцев. Он нуждался для того, чтобы сидеть, в твердой опоре. Когда ноги его прикасались к полу, движений отталкиваний не наступало. Высшим достижением его моторики было захватывание шарика горстью, пальцы при этом не сгибались одновременно, а совершали независимые друг от друга движения. По речевому развитию он стоял близко к шестимесячному уровню, издавая несколько горловых интонаций.
Приспособительное его поведение также больше напоминало ступень шести, чем девяти месяцев. Максимальные его успехи
Диаграмма 9
сводились к тому, что он настойчиво тянулся к отдаленному предмету и искал глазами упавшую ложку. Несмотря на* описанное отставание, симптомокомплекс в целом не давал определенных указаний на умственную отсталость, и неблагоприятный прогноз ставился с большой осторожностью (диаграмма 9).
Меньше чем за полгода в моторном развитии произошел резкий положительный сдвиг: раньше он довольствовался лежанием на спине в своей кроватке, а теперь стал ходить с посторонней помощью. В области языка он от горловых интонаций перешел к членораздельным «мама» и «папа». В области приспособительного поведения совершился переход от простого поворачивания предметов в руках к укладыванию геометрических фигурок на соответствующие места и к возведению башенки из трех кубиков. В 12 месяцев он не проделывал еще никаких «номеров». В 17 месяцев он махал ручкой на прощание.
Это поразительное улучшение сделало прогноз более благоприятным, но тучи еще не рассеялись окончательно.
Диаграмма 10
Последующие эксперименты подтвердили наличие улучшения. В четырехлетнем возрасте он стоит в интеллектуальном отношении на уровне низкой нормы. Но вся конфигурация поведения все еще не является нормальной. Его внимание по-прежнему дефективно. У него много лишних плохо координированных движений. Таким образом, моторное отставание., обнаруженное при первом исследовании, подтвердилось — но лишь до известной степени — в последующие три года.
Трудно решить, представляет ли действительно данный случай образец компенсаторного развития с постепенным использованием резервного нервно-мышечного фонда. Возможность эта очень правдоподобна. Степень улучшения исключительно велика. Возможно, что здесь имеется резкая степень моторного отставания в сочетании с нормальным интеллектом. На днях к нам в клинику явился восьмилетний мальчик нормального роста (48 дюймов), но весящий 80 фунтов. Походка его была инфантильной по своему характеру, хотя никакого заболевания нервной системы не было. Он научил-Ся ходить только в пять лет. Интеллект его был вполне нормален.
Диаграмма 11
|