Тема: закономерности существования клеток во времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: закономерности существования клеток во времени.



I.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

В соответствии с клеточной теорией клетки возникают только из клеток. Как живая система клетка проделывает во времени жизненный цикл. Он характеризуется рядом закономерно протекающих в клетке процессов, которые определяют направление ее развития и судьбу. Важнейшим процессом, обеспечивающим существование клеток во времени, является клеточное деление.

В процессе эволюции наибольшее распространение получило непрямое деление клеток - митоз.

 

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить закономерности жизненного цикла клетки.

2. Уметь определять фазы митоза по их морфологическим проявлениям.

 

III. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать структурную организацию хромосом.

2. Знать механизмы удвоения ДНК.

 

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Понятие о клеточном цикле.

2. Типы деления клеток.

3. Митотический цикл.

4. Периодизация митотического цикла.

5. Периоды интерфазы, их биологическое значение.

6. Фазы митоза, их морфологическая характеристика.

7. Генетическая характеристика периодов митотического цикла и фаз митоза.

8. Изменение морфологии хромосом в митотическом цикле.

9. Значение морфологических изменений хромосом.

10. Биологическое значение митоза.

11. Разновидности митоза, их механизмы.

12. Амитоз, его морфологические и генетические особенности.

 

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по биологии клетки.

2. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. – М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010.- С. 64-76.

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое клеточный цикл?

2. Какие типы деления клеток Вам известны?

3. Что такое митотический цикл?

4. Назовите и охарактеризуйте периоды митотического цикла.

5. На какие фазы делится митоз?

6. Дайте морфологическую характеристику фазам митоза.

7. Дайте генетическую характеристику фазам митоза.

8. Как изменяется морфология хромосом в митотическом цикле.

9. Значение митотических изменений хромосом в митотическом цикле.

10. Биологическое значение митоза.

11. Разновидности митоза, их механизмы и значение.

12. Амитоз и его морфологические особенности.

 

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Представьте динамику соотношения количества хромосом (n) и количества ДНК (c) в митотическом цикле.

2. Составьте таблицу отличительных характеристик митоза и амитоза.

 

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ:

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ МИТОЗА В КЛЕТКАХ КОРЕШКА ЛУКА.  
I. ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРФАЗЫ.
 

 

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении зону деления в корешке лука. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение. 4. Найти клетки в стадии интерфазы и зарисовать и обозначить: 1 – ядро; 2 - цитоплазма; 3 – оболочка.
II. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФАЗЫ.
   

1. На этом же препарате найти клетки в стадии профазы. 2. Зарисовать профазную клетку, на рисунке отметить: 1 - ядро; 2 – оболочка клетки; 3 - хромосомы.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ МЕТАФАЗЫ.

 

  1. На этом же препарате найти клетки в стадии метафазы. 2. Зарисовать метафазную клетку, на рисунке отметить: 1 - метафазная пластинка; 2 – оболочка клетки.  
  IV. ИЗУЧЕНИЕ АНАФАЗЫ.
 
 

  1. На этом же препарате найти клетки в стадии анафазы. 2. Зарисовать анафазную клетку, на рисунке отметить: 1 - хроматин дочерних хромосом; 2 - цитоплазма материнской клетки.  
V. ИЗУЧЕНИЕ ТЕЛОФАЗЫ.
   

1. На этом же препарате найти клетки в стадии телофазы. 2. Зарисовать телофазную клетку, на рисунке отметить: 1 - хроматин дочерних хромосом; 2 - цитоплазма материнской клетки.    
II. ИЗУЧЕНИЕ ДРОБЯЩЕГОСЯ ЯЙЦА АСКАРИДЫ НА СТАДИИ
 
МЕТАФАЗЫ.

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении яйцо аскариды в стадии метафазы и установить его в центре поля зрения. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение и изучить строение дробящегося яйца. Обратить внимание на расположение хромосом, центриоли. 4. Зарисовать препарат, отметив на рисунке: 1 – центриоли; 2 – хромосомы.
III. ИЗУЧЕНИЕ АМИТОТИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК.
     

 

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении клетки ткани. 3. Перейти на большое увеличение. 4. Изучить препарат и найти ряд последовательных стадий амитоза. 5. Зарисовать 3-4 клетки в различных стадиях амитоза, отметив: 1 – образование перетяжки ядер; 2 – двуядерная клетка.

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ:

- знать закономерности жизненного цикла клетки;

- знать периодизация митотического цикла;

- знать генетическая характеристика периодов митотического цикла и фаз митоза;

- знать отличительные характеристики митоза и амитоза;

- уметь определять фазы митоза по их морфологическим проявлениям в растительных и животных клетках;

- научиться определять амитотическое деление клеток.

Занятие №7

ТЕМА: БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ.

 

I.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Сохранение жизни во времени осуществляется благодаря фундаментальному свойству присущему всем живым системам - воспроизводить себе подобных или размножаться. Размножение обеспечивает сохранение во времени биологических видов, поддерживает их численность. Способы размножения разнообразны, но в основе их лежат универсальные процессы воспроизведения и передачи генетической информации при смене поколений.

 

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить типы размножения и их биологические механизмы.

2. Усвоить биологические основы репродукции человека.

 

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать механизмы ауторепродукции ДНК и сегрегации генетического материала.

 

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Понятие о размножении и его значение.

2. Эволюционно обусловленные типы размножения.

3. Формы бесполого размножения, их биологическая сущность.

4. Формы полового размножения.

5. Биологическое значение полового размножения, его роль в эволюции.

6. Механизмы различных форм полового размножения.

7. Эволюция полового размножения на клеточном уровне.

8. Морфофункциональная организация сперматозоидов.

9. Морфофункциональная организация яйцеклеток, их типы.

10. Гаметогенез, его биологическое значение.

11. Сперматогенез, стадии, их цитогенетическая характеристика.

12. Овогенез, стадии, их цитогенетическая характеристика.

13. Особенности овогенеза (оогенеза) и сперматогенеза у человека.

14. Мейоз, его цитологические механизмы.

15. Оплодотворение, его биологическое значение.

16. Механизмы оплодотворения.

17. Половой диморфизм.

18. Генетический, поведенческий, морфофизиологический аспекты полового диморфизма.

19. Первичные и вторичные половые признаки у человека.

20. Роль социальных факторов в становлении и развитии репродуктивной функции у человека.

21. Бесплодие и многоплодие, их биологические механизмы.

22. Партено-, андро-, гиногенез. Их биологическое значение.

 

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по биологии клетки.

2. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. – М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010.- С. 76-81, 94-116.

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое размножение?

2. Какие типы размножения Вы знаете?

3. Какое значение имеет размножение?

4. Какие формы бесполого размножения Вам известны?

5. Какое значение имеет бесполое размножение?

6. Половое размножение и его формы.

7. Направление эволюции полового размножения.

8. Морфология сперматозоидов.

9. Морфология яйцеклеток.

10. Сперматогенез, его особенности.

11. Овогенез, его особенности.

12. Что такое мейоз?

13. В чем состоит биологическая роль мейоза?

14. Цитогенетические особенности фаз мейоза.

15. Спермато- и овогенез у человека, их закономерности в онтогенезе.

16. Оплодотворение и его механизмы.

17. Половой диморфизм, его значение.

18. Становление и реализация репродуктивной функции у человека в

онтогенезе.

19. Проблемы бесплодия и многоплодия у человека.

20. Партеногенез, его разновидности, значение.

 

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Представьте динамику соотношения количества хромосом (n) и количества ДНК (c) в мейотическом цикле.

2. Составьте таблицу характеристик стадий мейоза начиная с интерфазы.

 

VIII.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ ЯИЧНИКА КОШКИ. 1. Положить препарат на предметный столик. 2. На малом увеличении рассмотреть строение яичника. Обратить внимание на строение фолликулов, степень их зрелости. 3. Найти зрелый фолликул. Зарисовать в альбом, на рисунке отметить: 1 – фолликул; 2 - полость фолликула; 3 - яйцеклетка.  
II. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ.  
 

 

1. Положить препарат на предметный столик. 2. При малом увеличении найти яйцеклетку лягушки. 3. При большом увеличении изучить строение яйцеклетки и зарисовать. 4. На рисунке обозначить: 1 – яйцеклетка; 2 – студенистая оболочка; 3 – цитоплазма яйцеклетки; 4 – гранулы желтка.  
III. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ СПЕРМАТОЗОИДОВ МОРСКОЙ СВИНКИ.   . 1. Положить препарат на предметный столик. 2. При малом увеличении найти сперматозоиды. 3. Установить сперматозоиды в центр поля зрения. 4. Перейти на большое увеличение. 5. Изучить строение сперматозоида, зарисовать и обозначить: 1 – головка; 2 – шейка; 3 – жгутик. 6. Убрать препарат с предметного столика.
IV. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОПЛОДОТВОРЕНИЯ В ЯЙЦЕ АСКАРИДЫ. 1. Установить препарат на предметном столике и при малом увеличении найти скопления яйцеклеток. 2. На большом увеличении и найти спермии, проникающие в яйцеклетку. Зарисовать, обозначив: 1 – яйцеклетка; 2 – пронуклеус яйцеклетки; 3 – пронуклеус сперматозоида; 4 – цитоплазма яйцеклетки.    

 

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ:

- знать типы размножения и их биологические механизмы;

- знать формы бесполого и полового размножения у одно- и многоклеточных организмов;

- знать цитологические механизмы и биологическое значение мейоза;

- знать морфофункциональную организацию сперматозоидов и яйцеклеток;

- знать стадии и их цитогенетическую характеристику сперматогенеза и овогенеза;

- проводить микроскопические исследования яйцеклеток и сперматозоидов;

- усвоить биологические основы репродукции человека.

 

Занятие N8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.033 с.)