Тема: закономерности наследования моногенных и полигенных признаков. Хромосомная и нехромосомная наследственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: закономерности наследования моногенных и полигенных признаков. Хромосомная и нехромосомная наследственность



I. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Генетика изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость. Основы ее были заложены Г.Менделем, доказавшей своими работами дискретность наследственности, закономерный характер передачи генов при смене поколений.

Современная генетика представляет собой область естествознания, изучающую материальную природу наследственности и изменчивости, закономерности их проявления на всех уровнях организации живого. Общая генетика является теоретической основой генетики человека, медицинской генетики. Наследственный материал организма локализован в виде молекулы ДНК в ядре клетки и некоторых структурах цитоплазмы (митохондрии, плазмиды, эписомы).

 

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1.Изучить предмет, задачи и методы генетики.

2.Изучить закономерности наследования признаков при различных типах наследования.

3. Изучить хромосомный механизм определения пола

4. Уметь решать ситуационные задачи и делать на основе их требуемые заключения.

 

III. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1.Знать молекулярный и хромосомный уровни организации наследственного материала.

2. Знать биологическое значение и генетическую сущность мейоза.

 

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Предмет и задачи генетики.

2. Понятие о наследственности, изменчивости, наследовании.

3. Методы генетики.

4. Моногибридное скрещивание.

5. Закон единообразия гибридов первого поколения. Доминантность и рецес-сивность.

6. Понятие об аллельных генах. Закон расщепления. Условия менделирования признаков.

7. Ди - и полигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.

8. Цитологические основы независимого наследования признаков.

9. Менделирующие признаки человека.

10. Пол и его хромосомный механизм.

11. Наследование признаков сцепленных с полом.

12. Сцепление генов. Наследование при полном и неполном сцеплении генов.

13. Основные положения хромосомной теории.

 

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по генетике.

2. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. – М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010.- С. 154-209.

3. Задачи по общей и медицинской генетике. Н.В.Хелевин и соавт, М.1984, с. 159.

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что изучает генетика?

2. Что такое наследственность?

3. Что такое наследование?

4. Что такое изменчивость?

5. Какие методы используют в генетике.

6. Дайте понятия ген, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, гемизигота.

7. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

8. Понятие о доминантности и рецессивности, аллельных и неаллельных генах.

9. Независимое наследование признаков, его условия.

10. Законы наследственности, вытекающие из законов наследования.

11. Хромосомный механизм определения пола.

12. Типы хромосомного определения пола.

13. Наследование признаков, сцепленных с X- и Y- хромосомами.

14. Что такое сцепление генов?

15. Как наследуются признаки при полном сцеплении генов?

16. Как наследуются признаки при неполном сцеплении генов?

17. Основные положения хромосомной теории.

 

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ:

 

Решите генетические задачи.

А) Какие типы гамет образует организм с генотипом РР, Кк, ААНН, ПпВв.

Б) Какой имеет генотип организм, если у него возможно образование одного, двух, четырех типов гамет?

В) Ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз. Какое потомство можно ожидать от брака голубоглазого мужчины с кареглазой женщиной, отец которой имел голубые глаза, а мать карие?

Г) Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей и детей.

 

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ.

 

Вид деятельности Система действий
I. РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. 1. Изучить условие задачи. 2. Представить условие задачи в соответствии с существующими требованиями. 3. Решить задачу и дать генетическое обоснование полученному результату.
II. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ПОЛИТЕННЫХ ХРОМОСОМ ДРОЗОФИЛЫ ИЛИ ХИРОНОМУСА
 

1. Найти в препарате при малом увеличении политенную хромосому и установить ее в центре поля зрения. 2. Под объективом 40-кратного увеличения рассмотреть политенную хромосому, обратить особое внимание на наличие в ней дисков (хромомер). 3. 3арисовать в альбом одну из политенных хромосом, обозначив в ней участки: 1 - хромомеры.

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Сколько типов гамет и какие именно образуют следующие организмы:

а) моногибрид Аа?

б) дигибрид АаВЬ?

в) тригибрид АаВЬСс?

2. У человека карие глаза доминируют над голубыми:

а) Сколько типов яйцеклеток, различающихся по данной паре генов, производит гетерозиготная кареглазая женщина?

б) Сколько типов сперматозоидов производит голубоглазый мужчина?

3. У человека полидактилия (шестипалость) детерминирована доминантным геном - Р.

а) От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строением кисти, родились два ребенка: пятипалый и шестипалый, каков генотип этих детей?

б) Гомозиготный шестипалый мужчина женился на пятипалой женщине. От этого брака родился один ребенок. Каков его фенотип и генотип?

4. Муж и жена гетерозиготны по гену брахидактилии (короткопалость), который наследуется как доминантный признак. Определить расщепление по генотипу и фенотипу у их детей.

5. У человека система АВО групп крови обусловлена тремя аллелями гена I. Рецессивный аллель I0 детерминирует I группу крови. Аллели IA и IB, обусловливающие II и III группы крови, доминируют над аллелем I0, а по отношению друг к другу кодоминантны; генотип IAIB обусловливает IV группу крови.

а) Женщина I группы крови вышла замуж за гомозиготного мужчину II группы крови. У них родился один ребенок. Какую группу крови и какой генотип он имеет?

6) Женщина I группы крови вышла замуж за гетерозиготного мужчину III группы крови. Какие группы крови могут иметь их дети?

в) Мать гомозиготна по гену IA, а отец по гену IB. Какую группу крови и генотип имеет их ребенок?

г) Женщина I группы крови вышла замуж за мужчину IV группы крови. Унаследуют ли их дети группу крови матери или отца?

д) Гетерозиготная женщина II группы крови вышла замуж за мужчину I группы крови. Какие группы крови у их детей возможны и какие исключаются?

е) Гетерозиготная женщина II группы крови вышла замуж за гетерозигоного мужчину III группы крови. Какую группу крови и генотип могут иметь их дети?

6. У человека доминантный ген-А детерминирует ахондролазию (карликовость, резкое укорочение скелета конечностей). Его рецессивный аллель - ген- а -обусловливает нормальное строение скелета.

Женщина, имеющая нормальное строение скелета, вышла замуж за мужчину гетерозиготного по ахондроплазии. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с ахондроплазией?

7. У человека голубые глаза (b) рецессивны по отношению к карим (В), а близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (m).

а) Какие типы яйцеклеток образует голубоглазая женщина с нормальным зрением?

б) Какие типы сперматозоидов образует кареглазый близорукий мужчина, гетерозиготный по обоим генам?

8. У человека наличие в эритроцитах антигена «резус-фактор» - фенотип Rh+, обусловлено доминантным геном - D. Его аллель- d детерминирует отсутствие этого антигена (фенотип Rh-). Ген первой (0) группы крови (I0) рецессивен в отношении гена II группы (IA) и третьей группы (IB). Два последние аллеля кодоминантны и их сочетание (IAIB) обусловливает IV группу крови.

а) Генотип мужа ddIAI0, жены -DdIBIB. Какова вероятность рождения резус положительного ребенка IV группы?

б) Резус положительная женщина II группы, отец которой имел резус отрицательную кровь I группы, вышла замуж за резус -отрицательного мужчину I группы. Какова вероятность того, что ребенок унаследует оба признака отца?

в) Мужчина, имеющий резус отрицательную кровь IV группы, женился на женщине, имеющей резус положительную кровь III группы. Отец жены имел резус отрицательную кровь I группы. В семье родились два ребенка. Первый имеет резус отрицательную кровь III группы, второй – резус положительную кровь I группы. Судебно-медицинская экспертиза установила, что один из этих детей внебрачный. По какой из двух пар аллелей исключается отцовство?

9. У дрозофилы, млекопитающих и человека гомогаметен женский пол, а гетерогаметен мужской. У птиц - гомогаметен мужской пол, а гетерогаметен - женский. Какие половые хромосомы содержатся в клетках тела:

а) у самки дрозофилы? б) у самца дрозофилы?

в) у курицы? г) у петуха?

д) у женщины? е) у мужчины?

10. Сколько типов гамет, различающихся по половым хромосомам, образуется при гаметогенезе:

а) у самки дрозофилы? б) у самца дрозофилы?

в) у курицы? г) у петуха?

д) у женщины? е) у мужчины?

11. У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном (с), а нормальное цветовое зрение его доминантной аллелью (С). Ген цветовой слепоты локализован в Х-хромосоме.

а) Женщина, страдающая цветовой слепотой вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Каким будет восприятие цвета у сыновей и дочерей этих родителей?

б) В браке родителей с нормальным зрением родился сын, страдающий цветовой слепотой. Установить генотипы родителей.

в) Женщина с нормальным зрением, отец которой страдал цветовой слепотой, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Установить вероятность рождения ребенка с цветовой слепотой.

12. У человека гемофилия-А (кровоточивость) детерминирована сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном h. Мать и отец здоровы. Их единственный сын страдает гемофилией. Кто из родителей передал ребенку ген гемофилии?

13. Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какова вероятность рождения кареглазых детей, страдающих цветовой слепотой, в их семье. Карий цвет глаз обусловлен доминантным аутосомным геном, а цветовая слепота рецессивным сцепленным с Х-хромосомой геном.

14. Дальтонизм наследуется как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак, а глухота как аутосомный рецессивный признак. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, вступил в брак с женщиной нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь – дальтоник, но с нормальным слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями.

 

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ

- законы генетики и их значение для медицины,

- основные закономерности наследственности;

- хромосомный механизм определения пола организмов;

- записывать гаметы для моно- и дигибридного скрещивания;

- решать генетические задачи;

- работать с микроскопом;

- определять биологические объекты.

Занятие №12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.169.110 (0.036 с.)